Процесс макетирования формы
После нанесения пластилина начинается процесс объемного проектирования – творческий процесс превращения двухмерного рисунка в объемное скульптурное воплощение концептуальной идеи автора. Необходимость создания целостной формы кузова, закономерного построения основных поверхностей, гармонизация линий, визуализация закономерностей аэродинамики формы – увлекательный и сложный творческий процесс. В этом процессе неизбежно внесение изменений и корректировки отдельных элементов кузова.
Поверхность пластилинового макета обрабатывается специальными инструментами в виде скребков различной конфигурации и размеров. Обработку поверхности следует выполнять «крест на крест», т.е. вести скребок попеременно в перпендикулярных направлениях. Черновую обработку удобно вести скребками с зубчатой рабочей кромкой, что помогает выравнивать поверхность, избавляясь от бугров. Такой скребок позволяет выявить и провалы поверхности.
Рис.8. Черновая обработка поверхности макета скребками с зубчатой кромкой.
После черновой обработки применяют скребки с гладкой рабочей частью или цикли. Простым и удобным инструментом для чистовой обработки больших поверхностей являются металлические линейки различной длины. Для переходных участков поверхности могут потребоваться фасонные цикли, профиль которых должен соответствовать характеру поверхности (вогнутая, выпуклая, радиусная и т.п.).
Рис.9.Инструменты для обработки поверхности.
Рис.10.Обработка макета циклей специальной формы, соответствующей характеру поверхности.
В процессе обработки макета полезно периодически полировать пластилин и при ярком свете оценивать правильность световых бликов на поверхности. При этом осматривать макет надо с разных точек зрения, под разными углами, с разного расстояния. Блик на правильной поверхности представляет собой непрерывную плавную линию без переломов и резких изгибов.
Рис.11. Изготовление макета из пластилина в М1:5. Свободное пространство вокруг макета используется для установки шаблонов, измерительных и рабочих инструментов.
Рис.12.Выявление базовых поверхностей и основных строительных линий.
Рис.13. Контуры окон, разъемов дверей и т.п. определяются на макете с помощью TAPE-лент различной ширины. При этом целостность поверхности не нарушается.
Важно. Работу на макете следует начинать с воспроизведения основных поверхностей и строительных линий пересечения этих поверхностей. Распространенная ошибка – попытка сразу воспроизвести на макете детали: бамперы, облицовку радиатора, световые приборы и другие
второстепенные детали.
Отделка макета
Для воспроизведения различных рельефов, подштамповок, разъемов между панелями кузова используют лекала или специально вырезанные шаблоны по которым прочерчиваются необходимые линии. В качестве «чертилки» используют специально заточенную палочку или нож с острым концом. Также с помощью шаблонов вырезаются арки колес. Завершенный макет можно отполировать ладонью, грубой безворсовой тканью, слегка смоченной в керосине. На макет могут быть нанесены дополнительные отделочные и декоративные детали в виде компьютерной распечатки изображения фар, облицовки радиатора или дисков колес. Однако, следует помнить, что пластилиновый макет – не модель автомобиля, а макет формы, скульптурного образа автомобиля с определенными изобразительными условностями. Поэтому макет не следует красить глянцевой краской насыщенного цвета, поскольку такая окраска выявляет даже незначительные дефекты поверхности и требует подробной детализации: воспроизведения стекол, фар, деталей отделки и т.п. В отдельных случаях целесообразна окраска макета в белый, черный или нейтральный светло-серый, светло-бежевый цвет на основе матовой водно-эмульсионной краски или акриловой темперы. Вместо черной краски можно применить графитовый порошок.
Высокие демонстрационные качества можно получить при переводе пластилинового макет в стеклопластиковую модель, в которой возможно воспроизвести все материалы, цвет, детали отделки. Такие макеты выполняются высококвалифицированными макетчиками, требуют для своего изготовления значительных затрат времени и средств и являются завершающим, но не обязательным этапом макетирования.
Рис.14.Оптимальная технология отделки макета. Пластилин марки «Шавант» отполирован, разъемы панелей и дополнительные детали выполнены из пленки «оракал».
Рис.15.Пластилиновый макет, окрашенный водоэмульсионной краской.
Рис.16. Пластилиновый макет, окрашенный нитроэмалью. Подобная отделка требует высокой квалификации макетчика и значительных затрат времени, что нецелесообразно из-за недолговечности такого макета.
Рис.17.Демонстрационныймакет, выполненный из стеклопластика с детальной отделкой.
Рис.18. Отделка пластилинового макета М1:1 пленкой «DI-NOC».