Основные пути экономии материалов

Экономия сырья, материалов и топлива –важный фактор повы­шения эффективности предприятия, увеличения масштабов произ­водства при данных финансовых затратах на единицу материальных ресурсов.

Основные направления экономии материальных ресурсов на пред­приятии (на примере машиностроительного предприятия):

• снижение массы машин и изделий;

• уменьшение производственных потерь и отходов;

• правильный (технологический) выбор и подготовка сырья и ма­териалов к производственному потреблению;

• внедрение новой техники и передовых прогрессивных техноло­гических процессов;

• повышение культуры производства и ликвидация брака;

• повышение уровня использования высокоэффективного обору­дования и интенсификация производственных процессов;

• улучшение организации производства и развитие специализа­ции;

• утилизация отходов производства и комплексное использование сырья;

• замена дорогостоящих и получаемых по экспорту материалов ме­нее дорогостоящими и отечественного производства, широкое при­менение пластмасс и полимеров взамен цветных металлов и т. п.;

• повторное использование материалов и изделий;

• обеспечение соответствующих условий хранения и транспорти­рования сырья, материалов, топлива, изделий;

• снижение сверхнормативных запасов сырья и материалов, пре­дотвращение образования неликвидов.

Важнейшим показателем экономии материальных ресурсов явля­ется снижение материалоемкости продукции, которое характеризует­ся долей материальных затрат в себестоимости единицы продукции.

Как правило, в результате повышения уровня конструкторских разработок предприятия осваивают выпуск более совершенных из­делий, которые имеют малые габариты и массу при одновременном сохранении или улучшении технических характеристик.

Значительным резервом экономии материальных ресурсов являет­ся качество поставляемых сырья, материалов, полуфабрикатов и др. Оно должно удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, ука­занным в договоре поставок. Применяемые на практике методы по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифи­цированы.

1. Методы приемки партий поставок:

а) сплошной контроль;

б) выборочные методы контроля:

• приемочный выборочный контроль партий поставок по ко­личественным признакам;

• непрерывный выборочный контроль по качественным при­знакам;

• приемочный выборочный контроль по качественным при­знакам с пропуском партий;

• приемочный выборочный контроль по качественным при­знакам;

• ревизионный выборочный контроль.

2. Методы приемочного контроля:

• апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества;

• апробация применяемой поставщиком методики контроля ка­чества закупаемых товаров;

• учет и определение улучшения показателей качества товаров данного поставщика;

• сравнительная оценка качества товаров различных поставщи­ков.

Контроль качества поставляемых товаров и сроков выполнения заказов осуществляется службой складского хозяйства предприятия-получателя.

55. Управление сбытом на предприятии /89/

Сбыт продукции является звеном в цепи производство –распре­деление –потребление. В результате сбыта предприятие извлекает предпринимательскую прибыль. Основные функции сбыта можно объединить в три группы:

• планирования;

• организации;

• контроля и регулирования.

Основное содержание функции планирования следующее:

• разработка перспективных и оперативных планов продаж;

• анализ и оценка конъюнктуры рынка;

• формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей;

• выбор каналов распределения и товародвижения;

• планирование рекламных кампаний и разработка мер по стиму­лированию сбыта;

• составление смет-затрат и их оптимизация. Функции организации сбыта:

• организация складского и тарного хозяйства для готовой продукции;

• организация продаж и доставка продукции потребителям;

• организация пред- и послепродажного обслуживания потребителей;

• организация каналов товародвижения и распределительных сетей;

• организация проведения рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта;

• организация подготовки торгового персонала и управление дея­тельностью торговых представительств;

• организация взаимодействия всех подразделений предприятия для достижения целей сбыта.

Функции сбытового контроля и регулирования:

• оценка результатов сбытовой деятельности;

• контроль за выполнением планов сбыта;

• оперативное регулирование сбытовой деятельности предприя­тия с учетом влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов;

• оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата;

• стратегический, бухгалтерский и оперативный учет сбытовой де­ятельности.

Все сбытовые функции предприятия трудно перечислить. Кроме того, необходимо учитывать особенности их реализации каждым товаропроизводителем, что во многом определяется номенклатурой и масштабами производства; количеством и географией потребите­лей; численностью и интенсивностью каналов распределения; харак­тером и формой организации каналов товародвижения; имиджом товаропроизводителя и его торговой сети и т. д.

Наши рекомендации