Основные пути экономии материалов
Экономия сырья, материалов и топлива –важный фактор повышения эффективности предприятия, увеличения масштабов производства при данных финансовых затратах на единицу материальных ресурсов.
Основные направления экономии материальных ресурсов на предприятии (на примере машиностроительного предприятия):
• снижение массы машин и изделий;
• уменьшение производственных потерь и отходов;
• правильный (технологический) выбор и подготовка сырья и материалов к производственному потреблению;
• внедрение новой техники и передовых прогрессивных технологических процессов;
• повышение культуры производства и ликвидация брака;
• повышение уровня использования высокоэффективного оборудования и интенсификация производственных процессов;
• улучшение организации производства и развитие специализации;
• утилизация отходов производства и комплексное использование сырья;
• замена дорогостоящих и получаемых по экспорту материалов менее дорогостоящими и отечественного производства, широкое применение пластмасс и полимеров взамен цветных металлов и т. п.;
• повторное использование материалов и изделий;
• обеспечение соответствующих условий хранения и транспортирования сырья, материалов, топлива, изделий;
• снижение сверхнормативных запасов сырья и материалов, предотвращение образования неликвидов.
Важнейшим показателем экономии материальных ресурсов является снижение материалоемкости продукции, которое характеризуется долей материальных затрат в себестоимости единицы продукции.
Как правило, в результате повышения уровня конструкторских разработок предприятия осваивают выпуск более совершенных изделий, которые имеют малые габариты и массу при одновременном сохранении или улучшении технических характеристик.
Значительным резервом экономии материальных ресурсов является качество поставляемых сырья, материалов, полуфабрикатов и др. Оно должно удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, указанным в договоре поставок. Применяемые на практике методы по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы.
1. Методы приемки партий поставок:
а) сплошной контроль;
б) выборочные методы контроля:
• приемочный выборочный контроль партий поставок по количественным признакам;
• непрерывный выборочный контроль по качественным признакам;
• приемочный выборочный контроль по качественным признакам с пропуском партий;
• приемочный выборочный контроль по качественным признакам;
• ревизионный выборочный контроль.
2. Методы приемочного контроля:
• апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества;
• апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров;
• учет и определение улучшения показателей качества товаров данного поставщика;
• сравнительная оценка качества товаров различных поставщиков.
Контроль качества поставляемых товаров и сроков выполнения заказов осуществляется службой складского хозяйства предприятия-получателя.
55. Управление сбытом на предприятии /89/
Сбыт продукции является звеном в цепи производство –распределение –потребление. В результате сбыта предприятие извлекает предпринимательскую прибыль. Основные функции сбыта можно объединить в три группы:
• планирования;
• организации;
• контроля и регулирования.
Основное содержание функции планирования следующее:
• разработка перспективных и оперативных планов продаж;
• анализ и оценка конъюнктуры рынка;
• формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей;
• выбор каналов распределения и товародвижения;
• планирование рекламных кампаний и разработка мер по стимулированию сбыта;
• составление смет-затрат и их оптимизация. Функции организации сбыта:
• организация складского и тарного хозяйства для готовой продукции;
• организация продаж и доставка продукции потребителям;
• организация пред- и послепродажного обслуживания потребителей;
• организация каналов товародвижения и распределительных сетей;
• организация проведения рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта;
• организация подготовки торгового персонала и управление деятельностью торговых представительств;
• организация взаимодействия всех подразделений предприятия для достижения целей сбыта.
Функции сбытового контроля и регулирования:
• оценка результатов сбытовой деятельности;
• контроль за выполнением планов сбыта;
• оперативное регулирование сбытовой деятельности предприятия с учетом влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов;
• оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата;
• стратегический, бухгалтерский и оперативный учет сбытовой деятельности.
Все сбытовые функции предприятия трудно перечислить. Кроме того, необходимо учитывать особенности их реализации каждым товаропроизводителем, что во многом определяется номенклатурой и масштабами производства; количеством и географией потребителей; численностью и интенсивностью каналов распределения; характером и формой организации каналов товародвижения; имиджом товаропроизводителя и его торговой сети и т. д.