Производственная логистика. На современном этапе развития сложились новые условия производства, которые вышли за рамки традиционных методов его организации
На современном этапе развития сложились новые условия производства, которые вышли за рамки традиционных методов его организации, сдерживающие не только развитие производства, но и транспортных, снабженческих и сбытовых структур. Изменения во многие представления об организации производственного процесса на предприятии внесла логистика.
Актуальность рассмотрения производственной логистики как отдельной функциональной подсистемы состоит в том, что в последние годы отмечена тенденция к сокращению сферы массового и крупносерийного производства. Расширяется применение универсального оборудования, гибких переналаживаемых производственных систем. Производители получают все больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок (сутки, час) с высокой степенью гарантий. Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий.
Производство является одной из основных сфер логистики, занимающей центральное место в компании.
Управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции называется производственной логистикой.
Слово "производство" применяется в разных смысловых качествах, таких, как:
1) общественный процесс создания материальных благ;
2) самостоятельная организация;
3) производственная единица в составе крупной организации или акционерного общества;
4) производственный процесс на предприятии, который включает основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.
В первом случае производство выступает как самостоятельная экономическая категория, используемая для характеристики различных общественно-экономических формаций, во втором, третьем и четвертом случаях понятие "производство", как правило, применяется на уровне организации в целом или ее части и отождествляется с производственной системой, в которой люди находятся в определенных производственных отношениях и, используя орудия труда и предметы труда, создают необходимые обществу продукты производственного и личного потребления. Во втором и третьем случаях основное внимание в организации уделяется субъекту управления и реализуется структурный подход к организации управления, а в четвертом случае при рассмотрении организации главное внимание уделяется процессному подходу ко всем элементам и частям производственного процесса или бизнес-процессам.
В последнем случае логистика нацелена на рационализацию потоковых процессов, а производственный процесс выступает как объект рационализации.
В связи с этим производственную логистику можно определить как науку (теорию, методологию) о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (например, рабочего места, участка, цеха, производства как набора цехов для выпуска конкретной продукции или оказания конкретных услуг, организации) с целью повышения их организованности (эффективности) посредством синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах. Это наука о рационализации процессов управления организацией путем выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организации.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.
Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.
В организационном отношении часть логистической системы, к которой относится управление производственными потоковыми процессами, образует производственную логистическую подсистему, которая является интегрированной совокупностью элементов, в общей структуре действующей логистической системы.
Производственные логистические подсистемы генерируют материальные потоки и задают ритм работы других подсистем. Они определяют потенциальные возможности адаптации логистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала. Функционирование логистических подсистем основного производства должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки производственных программ, планов и взаимодействий всех подразделений логистической системы.
Особый статус процесса производства по отношению к другим видам производственно-хозяйственной деятельности предопределяет специфику производственной логистики как единственной сферы, в которой материальный поток выражается в трех материальных формах. На этапе входа в подсистему - в виде сырья, материалов, комплектующих, на стадии выхода из подсистемы производственной логистики в подсистему распределительной логистики - в виде готовой продукции. А в течение самого процесса производства - в виде полуфабрикатов.
В некоторых случаях сменяемость форм материального потока происходит в двух-трех производственных операциях за короткий промежуток времени.
Складская логистика
В настоящее время в Беларуси сформировался и активно развивается такой вид хозяйственной деятельности как складская логистика. Любой вид экономической деятельности не может быть ориентирован на «проедание» ранее созданного потенциала, поэтому необходимо качественное преобразование действующих субъектов рынка. Для повышения экономической эффективности деятельности любой компании необходима минимизация издержек, что осуществляется за счет снижения складских издержек. Для оптимизации таких издержек и применяется складская логистика, которая помогает найти современные решения в организации склада и в управлении логистическими процессами на нем. Таким образом, для повышения конкурентоспособности бизнеса необходима организация качественной складской логистики.
Складская логистика – это управление движением материальных ресурсов на территории складского комплекса. В понятие складской логистики входят такие понятия и направления как:
- понятие склада. Виды и функции складов;
- методы развития и размещения складов предприятия;
- технологические операции на отдельных участках склада;
- техническое обеспечение складского технологического процесса;
- оценка потребности предприятия в составе и размерах помещений и технологических зон. Технологическая планировка складов;
- оптимизация и стандартизация складских технологических процессов;
- организация труда на складе.
Складская логистика предполагает особенно широкий спектр консалтинговых продуктов, внедрение которых в рамках нового или уже существующего бизнеса позволяют: снизить и исключить перепроизводство, избыток запасов, дефекты продукции, излишнюю обработку, ожидание, лишнюю транспортировку. Так складская логистика позволяет существенно повысить эффективность бизнес-процессов, при том условии, что она рассматривается в неотрывной связи с бизнес-процессами всей компании.
Процесс разработки любого консалтингового проекта в области складской логистики должен быть максимально эффективным и кратким, потому что скорость и эффективность проектов, и их внедрения один из наиболее важных факторов для обеспечения качественной складской логистики в компании.
Однако, складская логистика – это достаточно новое направление менеджмента, а соответственно в Беларуси мало квалифицированных специалистов в этой области.
Логистический сервис
Лoгиcтичecкий cepвиc - coвoкyпнocть нeмaтepиaльныx лoгиcтичecкиx oпepaций, oбecпeчивaющиx мaкcимaльнoe yдoвлeтвopeниe cпpoca пoтpeбитeлeй в пpoцecce yпpaвлeния мaтepиaльными, финaнcoвыми и инфopмaциoнными пoтoкaми, нaибoлee oптимaльным, c тoчки зpeния зaтpaт, cпocoбoм. Объeктoм лoгиcтичecкoгo cepвиca являютcя paзличныe пoтpeбитeли мaтepиaльнoгo пoтoкa.
К ocнoвным пpинципaм, кoтopыe пoлoжeны в ocнoвy лoгиcтичecкoгo cepвиca, oтнocитcя:
- мaкcимaльнoe cooтвeтcтвиe eгo тpeбoвaниям пoтpeбитeлeй и xapaктepy пoтpeбляeмыx издeлий;
- нepaзpывнaя cвязь cepвиca c мapкeтингoм, eгo ocнoвными пpинципaми и зaдaчaми;
- гибкocть cepвиca, eгo нaпpaвлeннocть нa yчeт мeняющиxcя тpeбoвaний pынкa, пoтpeбитeлeй, oбcлyживaeмыx пpoдyктoв.
Оcнoвными зaдaчaми лoгиcтичecкoгo cepвиca являютcя:
- кoнcyльтиpoвaниe пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй пepeд пpиoбpeтeниeм ими издeлий дaннoгo пpeдпpиятия, пoзвoляющee им cдeлaть coзнaтeльный выбop;
- пoдгoтoвкa пoкyпaтeля к нaибoлee эффeктивнoй и бeзoпacнoй экcплyaтaции пpиoбpeтaeмoй тexники;
- пepeдaчa нeoбxoдимoй тexничecкoй дoкyмeнтaции, пoзвoляющeй cпeциaлиcтaм пoкyпaтeля дoлжным oбpaзoм выпoлнять cвoи фyнкции;
- пpeдпpoдaжнaя пoдгoтoвкa издeлия вo избeжaниe мaлeйшeй вoзмoжнocти oткaзa в paбoтe вo вpeмя дeмoнcтpaции пoтeнциaльнoмy пoкyпaтeлю;
- дocтaвкa издeлия нa мecтo экcплyaтaции тaким oбpaзoм, чтoбы cвecти к минимyмy вepoятнocть eгo пoвpeждeния в пyти;
- пpивeдeниe издeлия в paбoчee cocтoяниe нa мecтe экcплyaтaции и дeмoнcтpaции пoтpeбитeлю eгo в дeйcтвии;
- oбecпeчeниe пoлнoй гoтoвнocти издeлия к экcплyaтaции в тeчeниe вceгo cpoкa eгo нaxoждeния y пoкyпaтeля;
- oпepaтивнaя пocтaвкa зaпacныx чacтeй.
В кaчecтвe видoв cepвиcнoгo oбcлyживaния выдeляютcя:
- cepвиc yдoвлeтвopeния пoтpeбитeльcкoгo cпpoca, пpeдcтaвляющий coбoй кoмплeкcнyю xapaктepиcтикy ypoвня oбcлyживaния пoтpeбитeлeй; oпpeдeляeтcя cлeдyющими пoкaзaтeлями: вpeмя, чacтoтa, гoтoвнocть, бeзoткaзнocть и кaчecтвo пocтaвoк, гoтoвнocть oбecпeчeния кoмплeктнocти и пpoвeдeния пoгpyзoчнo-paзгpyзoчныx paбoт, мeтoд зaкaзa;
- cepвиc oкaзaния ycлyг пpoизвoдcтвeннoгo нaзнaчeния oxвaтывaeт coвoкyпнocть пpeдлaгaeмыx видoв cepвиcнoгo oбcлyживaния выпycкaeмoй пpoдyкции, т.e. нaбop ycлyг, пpeдocтaвляeмыx пoтpeбитeлю c мoмeнтa зaключeния дoгoвopa нa пoкyпкy дo мoмeнтa пocтaвки пpoдyкции;
- cepвиc пocлeпpoдaжнoгo oбcлyживaния включaeт coвoкyпнocть пpeдocтaвляeмыx ycлyг, нeoбxoдимыx для oбecпeчeния эффeктивнoгo фyнкциoниpoвaния пpoдyкции в cyщecтвyющиx экoнoмичecкиx ycлoвияx в тeчeниe вceгo пpeдycмoтpeннoгo жизнeннoгo циклa пpoдyкции. Сepвиc пocлeпpoдaжнoгo oбcлyживaния ocyщecтвляeтcя кaк дo, тaк и пocлe пpoдaжи пpoдyкции;
- cepвиc инфopмaциoннoгo oбcлyживaния xapaктepизyeтcя coвoкyпнocтью инфopмaции, пpeдocтaвляeмoй пoтpeбитeлю o пpoдyкции и ee oбcлyживaнии, мeтoдoв и пpинципoв, a тaкжe тexничecкиx cpeдcтв, иcпoльзyeмыx для oбpaбoтки и пepeдaчи инфopмaции;
- cepвиc финaнcoвo-кpeдитнoгo oбcлyживaния пpeдcтaвляeт coбoй coвoкyпнocть вceвoзмoжныx вapиaнтoв oплaты пpoдyкции, cиcтeмy cкидoк и льгoт, пpeдocтaвляeмyю пoтpeбитeлям.
Финансовая логистика
Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.
Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков.
Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.
Задачей управления финансовыми потоками в логистических системах является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования. Эти источники финансирования должны отвечать требованиям минимальной цены.
Перед финансовой логистикой стоят следующие задачи:
- изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;
- определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;
- построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;
- установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;
- координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;
- формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;
- создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.
К принципам финансовой логистики относятся:
- саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;
- гибкость, связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей или партнеров;
- минимизация производственных затрат при максимизации коротких циклов реализации проектов;
- интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта в едином органе реализации проекта;
- моделирование движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов с оборотом свободных денежных средств с максимальной эффективностью;
- соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат;
- использование программ обеспечения и компьютерных сетей для управления финансами;
- надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;
- экономичность (через оценку не только затрат, но и "давления" на эти затраты);
- доходность при размещении денежных средств.
Для каждой схемы движения материальных ресурсов может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. В качестве инвесторов и кредиторов привлекаются финансовые институты, сторонние предприятия, потребители, государство, иностранные лица, каждый из которых предлагает ресурсы на разных условиях. Рассчитав момент возникновения дефицита в финансах, возможно, привлечь ресурсы в нужном объеме и в требуемый срок и вернуть их при получении достаточного дохода.
Выбор поставщиков и источников ресурсов, способов оплаты услуг перевозчикам, порядка расположения товара на складе также рациональнее всего осуществлять по финансовым параметрам, так как они обеспечивают сопоставимость разнородных оценок. Можно оценить целесообразность переоборудования складского терминала, сравнив ожидаемое увеличение потока грузов и выручки за единицу времени с размером необходимых инвестиций. Сопоставляя потери и доходы, стоимость хеджирования рисков и возможности их ликвидации, можно построить такие схемы движения финансовых и материальных потоков, в которых логистические затраты будут оптимальными. Контроль и корректировка отклонений в параметрах финансовых потоков необходимы как для отдельных участников логистической деятельности, так и для системы в целом.
Параметры финансовых потоков также служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Так, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер будущих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые используют при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.
Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Трудно переоценить важность управления финансовыми потоками для логистических систем.
Международная логистика
Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством.
Основными участниками процесса международной логистики являются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредническая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.
Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, проводимой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер товаров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщиков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импортеру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие компании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.
Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как па импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потребителем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.
Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:
- оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
- обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
- определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
- выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
- определение оптимального уровня логистического сервиса;
- выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
- организация работы зарубежных филиалов компании;
- анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ.
На сегодняшний день логистика представляет собой систему организации доставки грузов от производителя к потребителю, и основным ее назначением является координация различных стадий транспортных грузоперевозок.
Развитие транспортной сети, повлекшее усиление торговых связей между государствами всего мира, а также прогрессирующие процессы глобализации, выводят на первый план такое направление в логистике, как международная логистика.
Главной особенностью международной логистики является тот факт, что производитель и потребитель товара находятся в различных государствах, следовательно, процесс доставки товаров потребителю включает в себя преодоление государственных границ и таможен.
Основными целями международной логистики являются обеспечение грузоперевозок разнообразных товаров из одного государства в другое, а также оптимизация как временных, так и финансовых затрат на доставку товаров от производителя к потребителю.
Для достижения основных целей международной логистики, логистическим компаниям предстоит ежедневно решать множество задач, таких как выбор оптимального маршрута, выбор компании-экспедитора, планирование каждого этапа доставки и оптимизация ее сроков, прохождение таможни, организация хранения грузов и так далее.
Основными («классическими») элементами международной логистики являются транспортные системы (компании, осуществляющие грузоперевозку), складские комплексы, а также системы комиссионирования.
И все же международная логистика – это не только грузоперевозки и складирование. Современная международная логистика скорее представляет собой некую концепцию управления грузопотоками между государствами.
В арсенале современной международной логистики есть такая мощная информационная составляющая, как сеть Интернет, что ощутимо повышает эффективность грузопотоков.
Основной тенденцией развития международной логистики является так называемая «электронная логистика», все процессы которой запускаются через on-line трансакции.
Развитие международной логистики, постановка логистических задач и эффективность их решения напрямую зависит от тенденций мирового рынка.
Мировая экономика развивается по пути все прогрессирующей глобализации и роста производственных затрат при жесткой конкуренции между производителями.
При этом очевидны тенденции индивидуализации продукта (производители ориентируются на запросы потребителя), сокращения так называемого «жизненного цикла» продукта, а также роста запросов потребителей.
Очевидно, при сохранении подобных тенденций мирового рынка, ведущим направлением международной логистики останется создание логистических цепочек, позволяющих снизить временные и финансовые потери на пути от производителя к потребителю.
Статистическая логистика
За рубежом развитие логистики достигло нового, более высокого уровня — стратегического, сочетающего использование концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества.
Фирма, применяющая стратегическую логистику, заблаговременно сообщает о своих намерениях партнерам, а затем действует строго в соответствии с объявленной тактикой. Смысл стратегической логистики заключается в том, чтобы внутри компании проводилась политика по изменению ее собственной культуры, а во внешней среде больше внимания уделялось развитию партнерских отношений, взаимодействию с поставщиками и потребителями.
Одной из главных задач становятся быстрое реагирование на рыночные изменения, своевременная поставка товаров и услуг, отвечающих меняющимся запросам потребителей. Большая роль в стратегической логистике отводится информации. Получая информацию в местах продаж и быстро передавая ее производственным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на потребности покупателей. Эти меры в сочетании с высокой гибкостью производства и использованием компьютеризированной системы продвижения товаров позволяют в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.
Все более активное использование процессного подхода в управлении «размывает» границы между продавцами, покупателями, участниками каналов распределения продукции, совершенствует логистические сети, укрепляет партнерские отношения. Обмениваясь информацией, партнеры формируют виртуальную цепь поставок, что способствует увеличению совокупно создаваемой ими ценности.
Благодаря стратегической парадигме и виртуальной цепи поставок радикально меняется процесс предложения товара. Новый подход получил название «отсрочки по времени, месту или конфигурации товара». Суть его заключается в перестройке взаимоотношений партнеров таким образом, чтобы производство стало гибким и благодаря этому, а также использованию отсрочки в поставке конечный продукт создавался в строгом соответствии с предпочтениями покупателей. Идея отсрочки подтолкнула многие компании к созданию региональных распределительных центров (например, EDC — Европейский распределительный центр), позволяющих обеспечивать удовлетворение разнообразных запросов покупателей. Одновременно решаются вопросы комплектации изделий из взаимозаменяемых модулей, установки этих модулей (или сборки), отделки товара с учетом требований покупателей, качества обслуживания на более поздних этапах создания и распределения конечной продукции.
Использование виртуальной цепи поставок, которая делает ставку на обладание информацией, а не на создание запасов, а также ускоренное реагирование на запросы потребителей обеспечивают компаниям ощутимые выгоды и конкурентные преимущества. Стоимость производства единицы товара в системе отсрочки может оказаться выше, чем при традиционном способе за счет увеличения транспортных и некоторых других расходов. Однако общая эффективность оказывается более высокой благодаря значительному снижению общих затрат на хранение запасов в логистической цепи, увеличению объемов продаж, сокращению сроков реализации быстро стареющих товаров и повышению уровня обслуживания покупателей.