Наука – это организованное знание

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОССЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И.И. БАЖИН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УПРАВЛЕНИИ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

§ Новый инструмент работы

§ Новые принципы работы

§ Практика новых технологий менеджмента

Н.Новгород – 2003

Мысль способна мечтать о том,

Чего мечта не способна осмыслить

ВВЕДЕНИЕ


Наука – это организованное знание - student2.ru Наука – это организованное знание - student2.ru

Читатель, увидевший на обложке этой книги подзаголовки, содержащие настойчиво повторяющиеся на все лады слова "новая", "новый", "новые", возможно, проявит недовольство такой приверженностью автора к "новизне". Однако это не дань моде, а отражение объективных процессов, проходящих во все более и более информатизируемом обществе, вступающем в новый век. Автор лишь в меру данных ему сил и возможностей постарался в этой книге отразить свое видение менеджмента в этих объективно изменившихся и продолжающих бурно изменяться условиях существования человеческого общества.

Новые принципы работы применительно к управлению определяются, прежде всего, изменениями, произошедшими за последние десятилетия в окружающем нас мире, широким распространением информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, возникновением и развитием глобальных информационных систем. Эти достижения новых технологий все глубже внедряются в процессы управления, становясь неотъемлемой частью самой науки управления.

Известно, что появление нового инструмента работы в любой области человеческой деятельности, как правило, требует и изменения принципов и технологии самой работы. Так, например, в процессе угледобычи традиционный инструмент – кайло – требовал применения известного принципа работы: "размахнись получше и ударь посильней". Смена этого орудия труда на отбойный молоток потребовала и изменения технологии работы: никому ведь в голову не приходит, как ранее, кайлом, – "размахивать и ударять". Еще больше не походят на технологию работы кайлом принципы работы на сменившем отбойный молоток инструменте – угольном комбайне. Появление в сфере управления нового инструмента работы, каковым явился компьютер, требует изменения методологии и технологии управления. Провал известного повсеместного внедрения АСУ в производство в 80-е годы объясняется именно этим обстоятельством: новый инструмент работы – ЭВМ – широко внедрялся при полном сохранении старых принципов управления в среде административно-командной системы.

Таким образом, на пороге XXI-го века, в свете глубоко проникающих во все сферы деятельности общества информационных технологий и информационных систем, настало время переосмысления принципов управления с точки зрения адаптации их к возможностям, открываемым новым инструментом – компьютером. Для успешного решения практических задач совершенствования управления в сфере организационно-хозяйственной и государственно-административной деятельности в нашей стране требуются соответствующим образом подготовленные управленческие кадры. В частности, квалифицированные специалисты в области применения новых методов управления, базирующихся на теории принятия решений с использованием математического моделирования в среде информационных технологий. В связи с этим важно организовать в высших учебных заведениях преподавание такой дисциплины, в которой компьютерные технологии органично соединились бы с теорией и методами принятия решений. Предлагаемая читателю книга преследует именно эти цели.

Широкое применение новых методов, объектом которых является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность, предшествующая выполнению конкретных преобразующих проектов, призвано способствовать всемерному повышению творческой активности труда управленцев. Анализ управляющих решений предполагает расчленение той или иной сложной проблемы на подпроблемы, легче поддающиеся логическому и интуитивному рассмотрению. Результаты тщательного исследования каждой из подпроблем надлежащим образом синтезируются, что позволяет глубже осмыслить исходную проблему в целом. Чем же объясняется возникновение управленческих задач сложного характера?

Одна из причин заключается в том, что в рыночной экономике производственно-технические, коньюктурно-коммерческие и прочие факторы находятся в сложной взаимной зависимости. Так, например, план выпуска продукции того или иного предприятия должен учитывать спрос покупателей (который может изменяться, если конкурирующие предприятия снизят цены на соответствующие товары), потребности в сырье, необходимые оборотные фонды, мощности оборудования, вероятность возникновения технических неполадок, а также ограничения производственно-технологического характера. Составление плана, который был бы одновременно и реальным, и экономически выгодным, является задачей далеко не легкой.

Другая причина сложности возникающих в практической деятельности управленческих задач состоит в том, что различные подразделения одной и той же организации могут (возможно, не всегда полностью осознанно) преследовать противоречивые цели, а ответственность за принимаемые решения и административные полномочия часто сильно рассредоточены по различным структурным единицам. Кроме того, внешние экономические факторы, от которых зависит деятельность рассматриваемой организации, могут содержать элементы неопределенности.

Принятие решений в условиях такого "хитросплетения" сложнейших факторов может быть достаточно обоснованным лишь при использовании научных методов, базирующихся на количественных оценках. В наш век агитация за признание научного подхода может показаться странной. Вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение возможность (и необходимость) применения научных методов при исследовании других реальных объектов и явлений (например, при исследовании физических явлений). Что же касается научного подхода к решению серьезных организационно-управленческих проблем, то возможности его пока полностью не выявлены. Практическое распространение количественных методов анализа пока что лимитируется, с одной стороны, способностями решения управленческих задач специалистами в области математического моделирования, с другой стороны – недостаточной подготовленностью управленцев к восприятию такого мировоззрения менеджмента.

Должно быть очевидным, что результаты только количественного анализа никогда не могут явиться полным основанием для принятия того или иного стратегического решения. Трудно, например, представить, что, подбирая кандидата на пост президента корпорации, совет директоров будет опираться на результаты манипулирования только численными данными, хотя некоторая информация количественного характера может при этом приниматься в расчет.

Все сказанное приводит к выводу, что для успешного внедрения эффективной системы управления требуется нечто большее, чем построение правильной математической модели. Система, естественно, должна функционировать с учетом всех факторов организационной деятельности. В модели должны приниматься во внимание такие характеристики источников данных, которые определяют качество (достоверность и полноту) поставляемой информации. Следует также учитывать цели и квалификацию персонала, ответственного за сбор этой информации. В системе необходимо также учитывать требования, предъявляемые к информации руководителями, оценивающими аналитические результаты, и особенно потребности в описательных и поясняющих сведениях.

Внедрение новых принципов управления на основе математического моделирования и количественных оценок, вполне естественно, может (и должно) привести к радикальным изменениям количества и содержания информации, представляемой руководству. Это особенно актуально в наш век – век информационного взрыва, – когда руководитель нередко "тонет" в потоке неструктурированной информации, теряет контроль над ситуацией и становится неспособным принять эффективное решение, поскольку не имеет надежного инструмента анализа огромного числа противоречивых и трудносопоставимых параметров объекта управления.

При этом появление нового инструмента работы – компьютера, обеспечивающего возможность перерабатывать огромные потоки информации, зачастую не облегчает, а, как ни странно, затрудняет работу руководителя. Это связано, как уже отмечалось, с использованием нового инструмента без изменения принципов и методов управления в новой информационной среде. Новая концепция менеджмента, обеспечивающая эффективное структурирование информационных потоков на основе математических моделей, кардинально изменяет эту ситуацию. Именно органичное соединение нового инструмента работы с новыми принципами управления и их последовательное внедрение в практику менеджмента – тот путь, который обеспечит истинный контроль руководителя над ситуацией и успешность его бизнеса.

В соответствии с этим, предлагаемая читателю книга отражает выдвинутую автором новую концепцию менеджмента как триединство нового инструмента работы – компьютера, новой методологии управления, базирующейся на системном подходе, теории и методах принятия решений, математическом моделировании, и внедрения этого эффективного сплава в практику менеджмента.

Эту концепцию отражает и структура книги, состоящей из трех частей, соответствующих упомянутому триединству: новый инструмент работы, новые принципы работы, практика новых технологий менеджмента.

В первом варианте книги автор следовал логике изложения, начиная с описания нового инструмента – современной компьютерной системы. Однако от этой идеи пришлось отказаться, учитывая следующие обстоятельства. Во-первых, значительная часть читателей, возможно, достаточно хорошо владеет компьютером и соответствующими программными средствами. Во-вторых, в одной книге невозможно достаточно полно описать программные средства компьютерных систем, подразумевая детальное их освоение. В-третьих, программные средства непрерывно обновляются, появляются новые версии различных приложений, и поэтому книга, претендующая в этом вопросе на фундаментальность изложения, всегда отстанет от жизни.

По этим причинам в предлагаемом читателю варианте раздел, описывающий новый инструмент работы, вынесен в Приложение. Такая компоновка, с одной стороны, снижает уровень претензий "инструментальной" части книги, с другой же стороны – дает возможность читателю, не знакомому с компьютером или неуверенно чувствующему себя в работе с этим инструментом, достаточно быстро освоить основы компьютерной грамотности и эффективно осуществлять все необходимые операции с программными средствами.

Первая часть книги является фундаментальной разработкой методологии управления, базирующейся на информационных технологиях. Она охватывает все основные этапы принятия управленческих решений: от выявления проблем, поиска идей их решения – до построения математических моделей и получения оптимального результата. По каждому этапу приведены практические методы (дивергенции, трансформации и конвергенции) и эффективные математические модели различных классов (линейного, динамического и целочисленного программирования, нелинейные модели), модели и методы принятия решений в условиях неопределенности (игровые и имитационные модели, модели массового обслуживания).

Изложение материала сопровождается наглядными примерами, что дает возможность читателю уверенно освоить эту непростую методологию.

Во второй части книги изложены реальные практические задачи менеджмента, и в каждом случае показано получение управленческого решения на основе предлагаемой концепции управления. Приведенные практические задачи относятся к различным направлениям менеджмента и демонстрируют эффективность использования предлагаемой методологии практически в любой сфере деятельности управленца.

Приложение – Третья часть книги содержит описание современной компьютерной системы: устройство компьютера и управление им, а также его программную часть. Здесь приведены наиболее эффективные современные программные средства, необходимые для использования их в различных направлениях управленческой деятельности.

Следует отметить, что изложение этого материала не является развер-

нутой инструкцией по применению того или иного программного продукта, чем, к сожалению, грешат многие образцы разнообразной "компьютерной" литературы. Материал этой части построен по принципу описания возможностей того или иного средства решать определенные технологические задачи, будь то вычислительные пакеты, текстовые редакторы или табличные процессоры. Такой "технологический" подход успешно использовался автором в его многолетней педагогической практике и показал высокую эффективность.

Предлагаемая читателю книга в первую очередь необходима студентам, обучающимся по всем экономическим направлениям, специализирующимся в области менеджмента, маркетинга, информационных систем. Она будет полезна и руководителям, уже имеющим опыт работы и стремящимся повысить эффективность своей деятельности и успешность руководимых ими организаций.

Автор надеется, что эту книгу не обойдут вниманием аспиранты и научные работники, специализирующиеся в различных областях управления и решающие научные проблемы информатизации человеческой деятельности.

И.И.Бажин




ЧАСТЬ 1.

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Наука – это организованное знание

Ãåðáåðò Ñïåíñåð

Глава 1. НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ

МЕНЕДЖМЕНТА

С

овременные структуры административного управления, промышленные предприятия и научно-производственные комплексы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, фирмы сферы бытового обслуживания и транспортно-экспедиционные агентства, то есть самые разнообразные по характеру своей деятельности организации производственной и непроизводственной сферы, представляют собой сложные системы, эффективность функционирования которых существенно зависит от качества управления этими системами. Чтобы добиться высокого качества управления такого рода системами и системокомплексами, современному руководителю далеко не всегда бывает достаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей в их традиционном понимании. При формировании как стратегических, так и многих тактических решений руководитель вынужден учитывать многочисленные, нередко взаимно противоречивые соображения и опираться на сложные критерии эффективности путей достижения конечных целей.

Уже перестало быть предметом дискуссий понимание, что менеджмент – это самостоятельная область знаний, междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, творчество, сплавленные управленческим искусством. Вместе с тем, бурное развитие в последние десятилетия новых областей знаний, в особенности происходящий во всем мире "информационный взрыв", как уже отмечалось, вызывает необходимость изменения самого подхода к проблеме управления.

Внедрение в сферу управления новой методологии работы требует осмысления принципов менеджмента через призму представлений об информационных сдвигах, происходящих в современном мире. Именно под таким углом рассматриваются в данной главе известные системы и функции менеджмента, приводимые в классических источниках, прежде всего в фундаментальной книге М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури "Основы менеджмента", являющейся общепризнанным изложением уроков американского менеджмента.

Наши рекомендации