Вопрос № 25. Организация материально-технического обеспечения производства
Структура и функции служб материально-технического
обеспечения производства
Материально-техническое обеспечение производствакак компонент обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента во многом определяет результативность процессов преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Доля материальных затрат в себестоимости промышленной продукции колеблется в пределах от 35% до 75%, а удельный вес материальных запасов на многих предприятиях составляет более 50% общей суммы их оборотных средств.
Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов при этом входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупные энергоносители.
Основными целями материально-технического обеспечения производства являются:
1. своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия и его подразделений необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
2. организация хранения и учета материальных ресурсов и их подготовка к производственному потреблению;
3. поддержание запасов материальных ресурсов на достаточном для бесперебойной работы предприятия уровне при минимальной степени замораживания оборотных средств;
4. систематическая разработка и реализация мероприятий по сокращению расходов, связанных с функционированием снабженческого аппарата, приобретением, доставкой и хранением ресурсов.
Для достижения перечисленных целей, службы МТО предприятия выполняют следующие основные функции:
1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков и их отбор по каждому из видов ресурсов. Выбор поставщиков осуществляется исходя из следующих требований:
a) наличие у поставщика необходимых лицензий и сертификатов;
b) приемлемость уровня цен;
c) приемлемость условий, объемов и форм поставки ресурсов;
d) возможность обеспечения стабильности поставок
2. нормирование потребности в ресурсах каждого вида;
3. разработка материальных балансов;
4. организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
5. организация обеспечения ресурсами подразделений предприятия;
6. учет и контроль использования материальных ресурсов;
7. анализ эффективности использования материальных ресурсов;
8. разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов.
Осуществление перечисленных функций на большинстве промышленных предприятий возложено на отделы материально-технического обеспечения (ОМТО) производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет конечное качество всего производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, в связи с чем от его персонала требуются знания в области маркетинга, логистики, техники, технологии, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.
В общем случае, структура ОМТО включает в себя следующие основные бюро:
1. маркетинга поставщиков ресурсов;
2. нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами;
3. управления запасами;
4. обеспечения рабочих мест ресурсами;
В свою очередь, каждое бюро может состоять (в зависимости от размера предприятия) из ряда групп, отвечающих за конкретную проблему или объект.
Бюро маркетинга поставщиков ресурсов выполняет функции по определению возможных поставщиков необходимых ресурсов, анализу предлагаемых ими цен и условий поставки и выбору перечня наиболее оптимальных предложений. Формирующие данное бюро группы могут быть разделены либо по продуктовому, либо по функциональному признаку.
Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами осуществляет выполнение следующих функций:
a) разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия;
b) планирование потребности предприятия в каждом из видов ресурсов на предстоящий период;
c) разработка материальных балансов;
d) разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).
e) анализ эффективности использования ресурсов на предприятии;
f) разработка методов оптимизации использования ресурсов с учетом специфики предприятия.
Бюро управления запасами осуществляет:
a) расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов;
b) оптимизация запасов по видам ресурсов;
c) организация пополнения запасов;
d) учет и контроль использования ресурсов;
e) техническое обеспечение управления запасами.
Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами решает следующие задачи:
a) координация процессов оснащения рабочих мест основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими устройствами;
b) организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно-энергетическими ресурсами;
c) учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочих местах.
Базовые формы материально-технического снабжения
Снабжение предприятия материально-техническими ресурсами может быть реализовано по двум основных формам: транзитной и складской.
При транзитной форме снабжения ресурсы поступают непосредственно с предприятия-изготовителя в размере, не меньшем транзитной нормы или нормы заказа. В пределах транзитной нормы потребитель может заказать несколько типоразмеров одного вида материалов, однако по каждому типоразмеру количество заказываемых ресурсов не должно быть меньше нормы заказа. При использовании данной формы снабжения ускоряется поставка ресурсов потребителю, более рационально используются транспортные средства и снижаются расходы на доставку. Помимо этого, при транзитной форме снабжения устанавливается непосредственная связь между поставщиком ресурсов и их потребителем, что повышает ответственность поставщика за объемы, качество, комплектность и сроки поставки, а также ускоряет и упрощает документооборот и расчеты.
При складской форме снабжения предприятия получают материальные ресурсы не непосредственно у их производителей, а с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций. Эта форма позволяет избежать возникновения сверхнормативных запасов, требует меньше складских площадей и расходов на хранение ресурсов. Вместе с тем, при использовании данной формы снабжения увеличивается удельная стоимость закупаемых ресурсов за счет уплаты наценок посреднических организаций.
В большинстве случаев промышленные предприятия одновременно используют обе формы снабжения. Поэтому, для минимизации складских запасов и максимизации оборачиваемости материальных ресурсов предприятия, необходимым является решение экономико-математических задач, устанавливающих оптимальные соотношения между формами поставок по номенклатуре закупаемых на стороне ресурсов.
Организация оперативно-заготовительной работы по снабжению
В процессе оперативно-заготовительной работы по снабжению решаются следующие основные задачи:
1. разрабатываются квартальные и месячные планы заготовки ресурсов;
2. выявляются недостающие материалы и источники их покрытия;
3. осуществляются завоз и приемка материалов;
4. контролируется выполнение планов снабжения
Квартальные планы заготовки являются основными рабочими планами, на основе которых составляются спецификации, уточняется квартальная потребность, нормативы незавершенного производства, нормы производственных запасов и реальные условия снабжения. Квартальные планы заготовки разрабатываются на основе уточненной производственной программы с учетом конкретных норм расхода материалов. Составляются квартальные планы в балансовой форме. Они содержат расчет потребности по каждому типоразмеру материала и источники ее покрытия. Месячные планы заготовки отражают реальную потребность в материалах с учетом возможных изменений в производстве (объемов, номенклатуры, норм расхода) и подробно расшифровывают источники ее покрытия. На основе месячных планов организуется завоз материалов и ежедневный контроль за их поступлением.
Контроль за выполнением планов снабжения предусматривает наблюдение за своевременной отгрузкой материалов поставщиками и процессами их транспортировки, разгрузки и приемки. При этом особое внимание должно уделяться выполнению договорных условий поставки материалов. Существенной частью оперативной работы по снабжению также является наблюдение за уровнем запасов на основе ежедневного учета наличия материалов и их расхода.
Вся оперативно-заготовительная работа органов снабжения должна быть направлена на бесперебойное обеспечение цехов и участков необходимыми материалами в соответствии с условиями производства. Процесс снабжения цехов и участков материалами предусматривает установление лимитов расхода материалов, порядок отпуска и организацию транспортировки материалов, а также контроль за их расходованием.
Лимиты на отпуск материалов цехам устанавливаются на основе норм расхода и производственной программы цеха с учетом необходимых уровней незавершенного производства и запасов материалов. В пределах лимита осуществляется отпуск материалов цехам на основании следующих документов: планкарт, лимитных карт и лимитных ведомостей. Планкарты используются при активном снабжении цехов, когда работники отдела снабжения сами организуют доставку материалов на рабочие места по графику, увязанному с оперативным ходом производства. В планкарте отражается и текущий учет выдачи материалов. При отсутствии стабильных режимов в потреблении материалов цехам выдаются лимитные карты на месяц или квартал, по которым цех получает необходимые материалы, расписываясь на карте. Лимитные ведомости используются в цехах единичного производства при пассивной форме снабжения, когда сами цехи получают нужный материал по разовым требованиям с отметкой в ведомости. Во всех случаях выдачи должен быть установлен четкий контроль за учетом всех отпускаемых материалов и их использованием в цехах и на участках.
Вопрос №26. Организация сбыта продукции на предприятии
Сбытовая деятельность предприятия, ее задачи
Сбыт продукции является последующим звеном между ее производством, распределением и потреблением. В результате сбыта продукции предприятие получает определенную сумму выручки и прибыли. В условиях жесткой централизации управления промышленным производством преобладала форма сбытовой ориентации предприятия. Дальнейшее развитие производства, насыщение рынка товарами привело к рождению маркетинговой ориентации
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.
Основными задачами службы сбыта предприятия являются следующие:
¨ участие в маркетинговых исследованиях по изучению рынка сбыта и спроса на выпускаемую продукцию и установление тесных контактов с потребителями продукции;
¨ участие в планировании ассортимента выпускаемой продукции;
¨ поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации продукции, отвечающих требованиям потребителей;
¨ подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции, обеспечение выполнения планов поставок в соответствии с заключенными договорами;
¨ обеспечение своевременной и ритмичной реализации готовой продукции в соответствии с заключенными договорами;
¨ контроль состояния товарных запасов готовой продукции;
¨ обеспечение правильного учета и отчетности по отгрузке продукции;
¨ проведение постоянной работы по снижению коммерческих издержек (внепроизводственных) издержек и ускорению оборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются: исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Организация управления объектом на предприятии зависит от видов организации маркетинговой службы.
Организация «по функциям» означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных отделов, в том числе и управления сбытом. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у предприятия немного.
Организация «по видам товаров» требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающихся «своим» товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательских и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие находки не получат распространения только потому, что они «чужие».
Организация «по рынкам» требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся «своей» группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.
Организация «по территориям» позволяет учитывать специфику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам. Она считается выгодной, если в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны.
Разработка плана сбытовой деятельности на основе маркетингового подхода тесно связано с разработкой плана производства и предусматривает следующие основные этапы:
1. Исследование рынка.
2. Определение конкурентных преимуществ.
3. Стратегическое планирование.
4. Планирование сбытовой политики.
5. Прогнозное ориентирование сбыта.
6. Разработка плана сбыта.
7. Текущее планирование поставок и реализация продукции.
8. Оперативное планирование сбыта.
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам:
Vп = Oп + ПР – ПРс - Зн,
где Vп – общий объем поставок продукции; Oп – остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года; ПР – количество продукции, произведенной в плановом периоде; ПРс – количество продукции, используемой для собственных нужд; Зн – нормативный, переходящий запас (остаток) на конец планируемого периода.
Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на определенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланированный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.
Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (статистическим методом, с помощью оптимизационных моделей)
На основании годовых, квартальных и месячных планов поставок в соответствии с договорами отдел сбыта составляет номенклатурный и календарный планы-графики поставки готовой продукции.
В этих планах общие объемы поставки расшифровывают по типам, маркам, видам, размерам производимой продукции, срокам поставки и конкретным потребителям. При широком ассортименте продукции и большом количестве потребителей разрабатывается два вида ассортиментных планов поставки: 1) конкретного вида производимой продукции в ассортименте всем потребителям; 2) каждому потребителю всего заказанного ассортимента продукции.
Данные планы позволяют предприятию контролировать ход поставки конкретной продукции в разрезе каждого конкретного потребителя. Они используются для оперативного планирования производства и сбытовой деятельности.
Структура службы сбыта
Структура службы сбыта на предприятии должна соответствовать стратегии маркетинга и включает в себя как управленческие, так и производственные подразделения.
К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта.
Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, сектора): заказов, изучение спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.
К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.
Различают централизованную и децентрализованные) службы сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководителю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбыта обособлен от складов готовой продукции.
Организация сбыта
Сбыт продукции может осуществляться предприятиями тремя основными способами: через собственную сбытовую сеть; через систему независимых или зависимых агентов, джобберов, дистрибьюторов и брокеров.
Собственная сбытовая четь сориентирована исключительно на реализацию продукции своего предприятия в соответствии с осуществляемой стратегией. Таким образом предприятие непосредственно контролирует ход реализации своей стратегии на рынке. Кроме того, такая система сбыта позволяет предприятию поддерживать прямой контакт с потребителями продукции
На осуществляемой стадии развития маркетинга целесообразно использовать собственную сбытовую сеть, а не услуги агентов или дистрибьюторов. Над своими сотрудниками может осуществляться лучший контроль, и, если необходимо они могут получать подкрепление или перенаправляться в другие сферы производства с лучшими перспективами, расходы на собственный персонал по сбыту в целом ниже, а его эффективность выше.
Вместе с тем организация собственной сбытовой сети представляется целесообразной при достаточном объеме продаж на рынке. При обслуживании узких сегментов рынка и отдельных непостоянных сотрудников по сбыту нецелесообразно. Предприятие этот метод сбыта, как правило, комбинирует со сбытом через посредников: дистрибьюторов, джобберов, агентов и брокеров.
Система сбыта через независимых посредников в определенных ситуациях имеет свои преимущества, например при внедрении продукции предприятия на новые рынки сбыта, когда собственная сбытовая система еще не создана. В ряде случаев использование независимой сбытовой сети необходимо и на основном рынке, если данная сеть представлена сильными конкурирующими предприятиями по причине хорошего освоения ими ранка, наличия тесных контактов с потребителями или в силу их финансовой мощи. Налаживание связей с независимыми сбытовыми организациями может способствовать вытеснению с рынка конкурирующих предприятий, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг.
Крупные предприятия стремятся превратить независимую систему сбыта в систему сбыта через финансово зависимых посредников, особенно на рынках, имеющих первостепенное значение для предприятия.
Взвешивая целесообразность затрат на финансовое подчинение сбытовой организации, например через участие в акциях и т.п., предприятие сопоставляет выгодность такого варианта всех элементов товародвижения с учетом требований потребителей.
Каждый элемент товародвижения занимает свое место в общей ее системе. Исходя из этого положения, необходимо разрабатывать несколько вариантов системы товародвижения, различающимся видом транспорта, маршрутами перевозки и др., чтобы выбрать оптимальный.
Организация сбыта на основе «Фиксированного заказа», на основе «фиксированного интервала»
Эффективность продвижения продукции обусловливается также эффективностью управления запасами готовой продукции, которое может осуществляться на основе «фиксированного интервала».
Сущность организации сбыта на основе «фиксированного размера заказа» состоит в том, что по договоренности между предприятием–производителем продукции и потребителем (или другим получателем продукции) устанавливается фиксированное количество заказываемой продукции, а время заказа является переменной величиной. Тогда оптимизируются затраты на транспортировку. «Точкой заказа» будет момент, когда запас готовой продукции на складе достигнет заранее определенной величины. При таком методе ведется регулярный контроль остатков готовой продукции на складе.
Сущность организации сбыта на основе «фиксированного интервала» состоит в том, что заказы должны выполняться регулярно, через заранее определенный интервал времени, однако количество изделий каждый раз может быть разным. Максимальный размер запасов готовой продукции на складе в этом случае должен обеспечивать потребителя во время фиксированного интервала и включать постоянно возобновляемый гарантийный запас. К моменту истечения фиксированного интервала времени устанавливается количество проданной продукции и производится ее новое необходимое количество.
Рекламная деятельность и стимулирование спроса
В условиях быстрой сменяемости рыночной ситуации для правильной ориентации покупателей в многообразии товаров, особенно принципиально новых, необходима объективная информация об их потребительских характеристиках, а также о местах и формах продажи, т.е. реклама товаров и услуг.
С помощью рекламы повышается информированность населения, увеличивается число покупок, усиливается ее воздействие на формирование потребностей и спроса.
Необходимый элемент рекламной деятельности — связь с прессой, целью которой является сообщения в периодической печати, в передачах по радио, телевидению о товарах, их потребительских характеристиках, о предприятиях, их выпускающих, и т.п. для этих целей предприятия организуют прокат рекламных роликов, телефильмов, в которых реализуются информативная и пропагандистская функции рекламы.
Участие в выставках, просмотрах, демонстрациях, выставках опытных образцов, ярмарках, покупательских и пресс-конференциях позволяет реализовать коммуникативную функцию рекламы. Поддержание необходимого уровня коммуникативности — гарантия своевременного реагирования на изменения внешних условий.
Помимо рекламы стимулирование спроса покупателей включает «паблик релейшинз», содействие продаже, упаковку. Сервис.
Под «паблик рилейшнз» понимается деятельность, ориентированная на создание благоприятного отношения к производителю, продавцу, товару. Она тесно связана с рекламной деятельностью, но в отличие от нее ведется главным образом на некоммерческой основе. Для осуществления этой деятельности используют выставки всех видов, конъюнктурные совещания, пресс-конференции, покупательские конференции, оптовые ярмарки, а также рассылку проспектов, каталогов, переписку с покупателями. Кроме того, «паблик рилейшнз» включает фирменный стиль торгового предприятия, соответствующий дизайн фирменных бланков, служебных помещений и т.п. все это способствует созданию определенного имиджа, что естественно отражается на коммерческих успехах предприятия.
Содействие продаже осуществляется посредством оформления постоянно действующих выставок товаров в ассортиментных кабинетах, комнатах образцов. Подготовки информации о товарах, услугах, способах доставки и распространения ее среди работников торговли, использования аукционов и различных стимулов в виде купонов, сувениров, премий, лотерей и др.
Важным средством рекламы является создание упаковки.
Предприятия выпускают продукцию в основном в промышленной упаковке. Однако они могут создавать и упаковку для розничной продажи. Такая упаковка становится частью фирменного стиля предприятия, формирует отношение к нему покупателя. Привлекательная упаковка может стать дополнительным стимулом к совершению покупки данного товара. С насыщением рынка значимость упаковки товара повышается.
Весьма важное значение для стимулирования спроса имеет сервис. Различают три вида сервиса: предпродажный, продажный и послепродажный. К предпродажному сервису относятся рекламирование продукции, информирование о ее потребительских свойствах, местах продажи и т.п.
Продажный сервис предполагает формирование торгового ассортимента для доставки продукции небольшими партиями, обеспечение надежности доставки, доставку крупногабаритных товаров, проданных по образцам, проверку их качества и комплектности, установку их у покупателя и др.
Послепродажный сервис включает гарантийное обслуживание; ответственное хранение товаров, поставленных в порядке прямых связей для создания сезонных запасов товаров; приемку продукции, не выдержавшей гарантийного срока эксплуатации, и др.
Сервис оценивается уровнем обслуживания, определяемым отношением суммарного времени, фактически затраченного на оказание услуг, ко времени, которое теоретически могло быть затрачено на выполнение всего комплекса услуг:
где Уобсл — уровень обслуживания, %; n— фактическое количество оказываемых услуг; N— количество услуг, которое может быть оказано теоретически; ti — время на выполнение I-ой услуги.
Расширение сферы сервиса сопряжено с дополнительными затратами. Таким образом, рост конкурентоспособности предприятия, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке. С другой стороны, повышением расходов на сервис. Задача сбытовой службы заключается в поиске оптимальной величины сервиса.
К факторам ускорения процесса сбыта относятся индивидуальный подход к потребителям, развитие личных контактов с потребителями, специализация персонала сбытовой деятельности.
Сбыт средств производства отличается от сбыта потребительских товаров и характеризуется относительно небольшим числом осведомленных потребителей, тесными отношениями предприятий-производителей и потребителей, непосредственной формой сделки и ценообразованием с фиксированной нормой прибыли. В этом случае нельзя рассчитывать на завоевание соответствующей доли рынка без посещения постоянных потребителей, которые обычно обладают большими знаниями о продукции и ее использовании.
Вопрос №27. Проектирование организации производства
Значение и содержание организационного проектирования, задачи.
Наиболее перспективным способом деятельности по совершенствованию организации производства являются разработка и внедрение организационных проектов. Оргпроекты могут разрабатываться на стадии как проектирования и строительства новых предприятий (производств, цехов), так и их реконструкции. Возможны оргпроекты отдельных технологических линий, гибких автоматизированных производств, систем подготовки и обслуживания производства, автоматизированных систем управления, освоения в производстве нового изделия и т.п.
Проектирование организации производства — процесс разработки организационной, технологической и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике производственной системы.
Организационное проектирование решает следующие задачи:
¨ формирование производственной структуры предприятия;
¨ разработка регламента организационных процессов, происходящих в производственной системе;
¨ разработка нормативной базы организации производства для отдельных подразделений;
¨ определение информационных взаимосвязей и потоков элементов системы, формирование информационного обеспечения и структуры документооборота организации производства;
¨ установление экономических отношений между участниками производственного процесса (подразделениями предприятия и отдельными исполнителями).
Организационное проектирование состоит в регламентации ряда условий (параметров связи) путем последовательного прохождения шести этапов:
1) субъект и объект связи; 2) содержание, состав связи; 3) объем; 4) время; 5) пространство;
2) способ связи.
Регламентация параметров при организационном проектировании в элементарной
производственной системе
Параметры регламентации | Формы регламентации в сфере организации | ||
производства | труда | управления | |
Субъект-объект (от кого? к кому?) | Технологический переход | Форма разделения и кооперации труда | Распределение работ, назначение исполнителя |
Предмет-содержание (что? какого качества?) | Предмет труда (заготовка, деталь); операция (передел). | Специализация работника на выполнении данной операции | Задания (номенклатура, содержание работ) |
Объем (сколько?) | Кол-во (заготовок, деталей) | Норма выработки | План в объемном выражении |
Время (когда?) | Продол-ть операции (перехода) | Норма времени | График |
Место, пространство (где? куда?) | На каком оборудовании, в какой зоне, маршрут перемещения | Планировка рабочего места (зоны). Траектория рабочих движений и перемещения предметов труда | Определение рабочего места |
Способ (как?) | Технология | Приемы и методы труда | Инструктаж, выдача документации |
Этапы и стадии проектирования организации производства
Методы организационного проектирования: оригинальный (традиционный), типовой, автоматизированный