Сливной клапан
Наличие обратного клапана усложняет подъем насосных труб, так как при подъеме и развинчивании труб удерживаемая в них клапаном жидкость будет
разливаться, кроме того, присутствие жидкости существенно увеличивает вес поднимаемой колонны.
Для сообщения трубного и затрубного пространства, с целью проведения глушения скважины и слива жидкости из колонны НКТ перед её подъемом, применяют сливной клапан. Он представляет собой патрубок с двусторонней конической резьбой (внутренней и наружной). В середине патрубка имеется отверстие с резьбой, в которое ввинчивают бронзовый штуцер. С одного конца штуцера просверлено отверстие диаметром 5—8 мм на глубину 30 мм, переходящее у торца в гнездо под шестигранный ключ или «под отвертку» для
ввинчивания штуцера в патрубок.
На наружной поверхности штуцер имеет кольцевой надрез. Для уплотнения штуцера в отверстии патрубка установлено резиновое кольцо, способное выдерживать большие перепады давления. Сливной клапан монтируют на следующей трубе после обратного клапана.
Принцип работы:
Перед тем, как приступить к подъему ЭЦН из скважины, в насосные трубы сбрасывают металлический стержень - «ломик», длина которого составляет 1200 мм, а диаметр зависит от диаметра НКТ (для НКТ 89 и 73 - 0=35 мм; для НКТ-60 -0=25 мм). «Ломик», свободно падая в трубах, ударяется о выступающий конец штуцера и отламывает его по линии надреза, открывая отверстие для слива жидкости из насосных труб. При последующем спуске ЭЦН, сломанный штуцер заменяют новым.
В тех случаях, когда для очистки труб от осаждающегося из нефти парафина применяют спускаемые на проволоке скребки, через одну трубу НКТ после сливного клапана устанавливают специальный предохранитель - «стоп-кольцо», конструкция которого позволяет предотвратить возможное падение скребка и слом им штуцера. Падению ломика этот предохранитель не препятствует.