Рубка полосового (листового) металла на плите.
Тема: Рубка металла при помощи слесарного зубила, молотка.
Цель: Содействовать восприятию осмыслению, применения знаний обучающихся о стали, видах тонколистового металла; об инструментах применяемых для рубки металла при помощи слесарного зубила, молотка. Овладеть техникой хватки слесарного инструмента, приемами работы по ручной обработке металла(рубка на плите и в тисках), правилах безопасной работы рубки металлапри помощи слесарного зубила, молотка.
Способствовать формированию умений и навыков обучающихся по организации рабочего места с соблюдением правил техники безопасности,рубки металла при помощи слесарного зубила, молотка на исходном уровне.
Создать условия для развития координации движения, внимания глазомера.
Обеспечить воспитание целеустремленности , терпению , аккуратности. Бережного отношения к инструменту и оборудованию.
Оборудование: Заготовки b=2мм.; слесарный верстак с поворотными тисками с защитной сеткой или экраном. Слесарный инструмент: зубила слесарные, молотки массой 500...600 г. Инструкционная карта. Плиты для рубки (наковальни). Зубила. Линейки измерительные металлические. Чертилки, кернеры, шаблоны, полосы, прутки, мел, брезентовые рукавицы, защитные очки.
Объект труда:Оконный уголок
Структура урока
1.Организация начала урока 2.Вводный инструктаж 2.1 Проверка знаний предыдущей темы 2.2 Изложение нового материала 2.3 Первичная проверка понимания нового учебного материала 3.Текущий инструктаж. Применение знаний и дальнейшее формирование умений и навыков 4. Заключительный инструктаж. Подведение итогов урока и оценка деятельности обучающихся на уроке | 1-2 минуты 10 минут 35 минут 3-5 минут 5 часов 3 минуты |
Ход урока
1.Метод: беседа
Форма организации деятельности: фронтальная
1.1 Контроль посещаемости и готовности к уроку
1.2 Доклад дежурного о состоянии рабочих мест, оборудовании, наличии инструмента и о его состоянии, исправности заземления, наличии спецодежды.
2 метод: Устный опрос, объяснение, демонстрация, беседа
Форма организации деятельности: фронтальная
Тема урока:Рубка металла при помощи слесарного зубила, молотка
Цель урока:научить хватке инструментов, приемам работы рубки металла (на плите и в тисках.)
На предыдущем уроке мы изучили тему: Плоскостная разметка. Обучающиеся должны обладать профессиональной компетенцией по обеспечению точного и безопасного выполнения слесарных работ. И блок вопросов будет посвящен формированию именно этой профессиональной компетенции.
Вопрос: Что называется рабочим местом?
Ответ: Рабочим местом называется определённый участок производственной площадки, цеха, участка, мастерской, закреплённый за рабочим (или бригадой рабочих) предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами.
Вопрос: Расскажите, как правильно организовать рабочее место слесаря?
Ответ: Для правильной организации рабочего места инструменты и приспособления располагаются так, чтобы их удобно было брать соответствующей рукой; что берут правой рукой - держать справа, что берут левой - слева; что используют чаще – кладут ближе, что используют реже – дальше.
Вопрос: Ребята, перечислите слесарный инструмент и требования предъявляемые к нему?
Ответ: Верстак, Слесарные тиски, молоток, напильники, кернер,
Вопрос: Вспомните, что входит в спецодежду слесаря?
Ответ: Х/Б брюки и куртка или халат, Рукавицы или перчатки, Обувь (кожаные ботинки или сапоги на плотной подошве),Головной убор, Защитные очки
Слово мастера. В результате изучения профессионального модуля (Слесарное дело) вы должны уметь наносить разметку согласно чертежа. Серия следующих вопросов позволит проверить эти умения.
Вопрос: Что называется разметкой?
Ответ: Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработке.
Вопрос: Какие инструменты применяются для плоскостной разметки?
Ответ: Для плоскостной разметки используются чертилки , кернер, циркуль, штангенциркуль, рейсмас и транспортир.
Вопрос: Перечислите последовательность работ при подготовке к разметке?
Ответ: Перед разметкой необходимо выполнить следующее: очистить заготовку от пыли, грязи, следов коррозии; тщательно осмотреть заготовку; изучить чертёж размечаемой детали; определить поверхности (базы) заготовки, от которых следует откладывать размеры; приготовить поверхности к окрашиванию.
Вопрос: Опишите последовательность плоскостной разметки
Ответ: Разметочные линии наносят в следующей последовательности: сначала проводят горизонтальные, а затем - вертикальные, после этого - наклонные и последними - окружности, дуги и закругления.
Вопрос: Что вы можете рассказать о приёмах плоскостной разметки с помощью чертилки?
Ответ: Прямые линии наносят чертилкой, которая должна быть наклонена в сторону от линейки и по направлению перемещения чертилки под углом 75-800. Перпендикулярные линии наносят с помощью угольника. Разметка углов и уклонов производится с помощью транспортиров и угломеров. Риски ведут только один раз. При повторном проведении линий невозможно попасть точно в то же место, в результате получается несколько линий и приходится снова закрашивать и начинать всё сначала.
Вопрос: Давайте вспомним, чем ещё можно производить разметку и как это выполняется?
Ответ: Разметку можно производить при помощи кернера и молотка. Керном называется углубление (лунка), образовавшееся от действия острия (конуса) кернера при ударе по нему молотком При работе кернер ставят острым концом точно на разметочную риску так, чтобы остриё кернера было точно на середине риски и наносят лёгкий удар молотком.
Вопрос: Какие виды брака могут быть при разметке?
Ответ: Наиболее частыми видами брака при разметке являются: несоответствие размеров разметочной заготовки данным чертежа вследствие невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента; небрежная установка заготовки на плите в результате неточной выверки плиты.
Вопрос: При выполнении разметочных работ необходимо помнить и о правилах безопасности труда. Расскажите о них?
Ответ: При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать следующие правила безопасности труда: Установку больших заготовок (деталей) на плиту и снятие с плиты выполнять только в рукавицах; перед установкой заготовки на плиту следует проверить её на устойчивость; на острые концы чертилок должны быть одеты колпачки или они должны быть убраны в специальную ячейку; используемый медный купорос наносят только кисточкой(он ядовит); следить за исправностью крепления молотка на ручке; удалять пыль только щёткой; промасленную ветошь складывать только в специальные металлические ящики.
Итак, мы повторили с вами пройденную тему. Ребята! Вы достаточно грамотно и уверенно отвечали на вопросы, были активными. Результаты работы будут учтены при подведении итогов урока.
Для продолжения нашей работы, изготовления уголков, нам необходимо выполнить следующую операцию
Тема сегодняшнего урока «Рубка металла при помощи слесарного зубила, молотка».
На уроке мы научимся технике хватки инструментов, трудовым приемам рубки металла на плите и в тисках.
Рубкой металла называется слесарная операция, при которой с помощью режущего инструмента (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного инструмента (слесарного молотка) с поверхности заготовки или детали удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.
Зубило представляет собой простейший режущий инструмент, в котором форма клина особенно чётко выражена. Чем острее клин, т. е. меньше угол, образованный его сторонами, тем меньшее усилие потребуется для его углубления в материал.
Рис.1 Инструменты для рубки:
а-зубило, б- крейцмейсель, в- канавочник
Слесарное зубило представляет собой стальной стержень, изготовленный из инструментальной углеродистой стали У7А, У8А. Зубило состоит из трёх частей: рабочей, средней и ударной. Рабочая часть представляет собой стержень с клиновидной режущей частью на конце, заточенной под определённым углом. Ударная часть (боёк) сделана суживающейся кверху, вершина её закруглена. За среднюю часть зубило держат при рубке.
Крейцмейсель отличается от зубила более узой режущей кромкой, предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т. п. для вырубания профильных канавок – полукруглых, двугранных и других применяют специальные крейцмейсели, называемые канавочниками, отличающиеся только формой режущей кромки.
Слесарные молотки – инструмент для ударных работ - изготовляют двух типов: с квадратным бойком и круглым бойком.
Рис.2 Молотки с квадратным (а) и круглым (б бойками;) Схемы расклинивания рукояток (в)
Молоток состоит из ударника и рукоятки (ручки). Конец на который насаживается молоток расклинивается деревянным клином, смазанным столярным клеем, или металлическим клином, на котором делаются насечки.
И вот после того, как мы познакомились с инструментом, я вам расскажу и покажу приёмы рубки металла.
При рубке металла зубилом решающее значение имеет положение рабочего (установка корпуса и ног), которое должно создавать наибольшую устойчивость центра тяжести тела при ударе.
Установка корпуса рабочего при рубке зубилом будет правильной, если корпус выпрямлен и обращён в пол- оборота(45°) к оси тисков.
Рис.3 Положение корпуса (а) и ног при рубке(б)
Левая нога выставлена на пол шага вперёд. Зубило берут за среднюю часть на расстоянии 15-20 мм от конца ударной части. Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15-30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами и прижимая к ладони. Большой палец накладывая на указательный, крепко сжимая всеми пальцами.
Рис.4 Держание (хватка) молотка без разжима (а) и с разжимом (б) пальцев
Этот способ называется «нанесение удара без разжима пальцев». А если в начале замаха мизинец, безымянный и средний пальцы постепенно разжимают и рукоятку молотка охватывают только указательным и большим пальцами. Затем разжатые пальцы сжимают и ускоряют движение руки вниз. В результате получается сильный удар молотка. Этот способ называется «нанесение удара с разжимом пальцев».
Удар может быть кистевым, локтевым и плечевым.
Рис.5 Удары молотком:
а- кистевой, б- локтевой, в- плечевой
При кистевом ударе замах осуществляется только за счёт изгиба кисти руки. Удар производится с разжимом пальцев.
При локтевом - руку сгибают в локте. Для получения сильного удара руку разгибают достаточно быстро. Удар производится с разжимом пальцев.
При плечевом рука движется в плече, при этом получается большой замах и максимальной силы удар с плеча. Нанесение удара без разжима пальцев.
Инструкционная карта
Упражнение 1.
Рубка полосового металла в тисках.
Рис. 6 Правильная установка зубила при рубке в тиске:
а -наклон зубила к обрабатываемой поверхности, б- наклон зубила к продольной оси губок тисков.
Прежде всего необходимо установить высоту тисков по росту работающего. При работе на параллельных тисках согнутую в локте левую руку поставить на губку тисков таким образом, чтобы концы выпрямленных пальцев этой руки касались подбородка. Закрепить заготовку в тисках, при этом риска разметки должна находиться точно на уровне губок тисков, а часть заготовки, уходящая в стружку, должна располагаться выше их уровня. Рабочий должен принять правильное положение: встать устойчиво вполоборота к тискам. Левую ногу выставить на полшага вперед, а правую, которая служит опорой, слегка отставить назад, раздвинув ступни под углом примерно 35°. Взять молоток в правую руку, а зубило в левую и установить его под углом 30° по отношению к срубаемой плоскости
Зубило следует держать за среднюю часть, т.е. на расстоянии 20...25 мм от конца ударной части. Рубку выполнять локтевыми ударами, соблюдая при этом следующие правила:
■ зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы;
■ рубку осуществлять серединой лезвия зубила;
■ выдерживать правильное положение зубила относительно заготовки;
■ после каждого удара передвигать зубило справа налево;
■ заканчивать рубку кистевыми ударами.
Обрубленная кромка может получиться криволинейной вследствие слабого зажатия детали в тисках. Причиной «рваной» кромки детали может быть выполнение рубки слишком сильными уда рами или тупым зубилом
После разметки контура изготавливаемой детали заготовку кладут на плиту и производят рубку (не по линии разметки, а отступая не менее 2-3 мм – припуск на опиливание) в такой последовательности:
Рис.7 Разрубание полосы на наковальне
Рис.8 Начало (а) и конец (б) установки зубила при рубке листового металла и надрубание по контуру (в)
Устанавливают зубило наклонно так, чтобы лезвие было направлено вдоль разметочной линии; зубилу придают вертикальное положение и наносят молотком лёгкие удары, надрубая контур; рубят по контуру, нанося по зубилу сильные удары. При перестановке зубила часть лезвия оставляют в прорубленной канавке, а зубило из наклонного положения переводят в вертикальное и наносят следующий удар. Так поступают непрерывно до конца разметочной риски.
Предлагаю кому-либо из студентов повторить показанный мной трудовой приём.
Упражнение 2.
Рубка полосового (листового) металла на плите.
При рубке полосового металла на плите (наковальне) необходимо учитывать следующие требования:
■ разрубание листового материала по прямой линии производить от дальней кромки листа к передней, при этом зубило должно располагаться точно по разметочной линии;
■ при рубке передвигать лист таким образом, чтобы место удара находилось приблизительно посередине плиты;
■ при вырубании из листового материала заготовки с криволинейным профилем оставлять припуск 1,0... 1,5 мм для последующей обработки его опиливанием.
Предлагаю кому-либо из студентов повторить показанный мной трудовой приём рубки металла на плите.
Упражнение 3.