Значение и задачи маржинального анализа.

Лекция 2. Нетрадиционные виды экономического анализа

И их роль

1. Маржинальный анализ и его роль в подготовке эффективных управленческих решений предпринимательства на перспективу. * [1]

1.1. Значение и задачи маржинального анализа.

1.2. Анализ связи между издержками и объемом производства (реализации) продукции.

1.3. Анализ связи между объемом производства (реализации) продукции, себестоимостью и прибылью.

1.4. Использование результатов маржинального анализа для подготовки управленческого решения на примере оценки эффективности проекта минимолочного комплекса.

В странах осуществляющих производственно-коммерческую деятель-ность на основе развитой рыночной экономики большое внимание уделяется перспективному (прогнозному) анализу. При этом руководствуются тем, что при всей важности ретроспективных аналитических процедур, выявленные имевшиеся резервы безвозвратно упущены.

Поэтому более важно рассмотрение вариантов предпринимательской деятельности на перспективу, позволяющей добиваться лучших результатом в конкурентной борьбе на основе максимизации прибыли в каждом звене производственной деятельности.

Большую роль в обосновании управленческих решений по максимилизации прибыли может играть умелое проведение маржинального анализа и использование его результатов.

Сущность этого анализа заключается в изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей производственно-коммерческих структур: издержками, объемом реализации (производства) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом, как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.

Значение и задачи маржинального анализа.

В основу методики маржинального анализа положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменений объемов производства (реализации) в хозяйствующих структурах на переменные и постоянные и использовании понятия маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия или другой хозяйствующей структуры – это выручка за реализованную продукцию минус переменные затраты на ее производство и реализацию. Нередко маржинальный доход называют также суммой покрытия, представляющей часть выручки, которая идет на покрытие постоянных издержек, окончательно формируя прибыль.

Чем больше сумма маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получения прибыли.

Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разницу между ценой реализации этой единицы и переменными затратами на эту единицу. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Цену реализации единицы продукции определяют делением суммы выручки на количество проданной на каждом этапе хозяйственной деятельности продукции.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко используется в странах с развитыми рыночными отношениями. Но особое значение он имеет для обоснования управленческих решений в малом бизнесе. В частности для крестьянско-фермерских хозяйств.

Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость суммы прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении для конкретной хозяйствующей структуры:

- точки безубыточности объемов продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затратах в натуральном и стоимостном выражении;

- зоны безопасности (т.е. выхода из безубыточности до максимально возможного объема прибыли) организации;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме реализации продукции и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа можно обосновывать и другие управленческие решения.

Основные этапы анализа:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющихся условиях.

Проведение всех видов расчетов при маржинальном анализе требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему реализации (производства) продукции, оставаясь неизменными на ее единицу;

- постоянные издержки остаются неизменными в общей сумме на производимую продукцию, сокращаясь в расчете на ее единицу, в результате количественных изменений;

- вся производимая продукция реализуется или запасы ее на складах остаются неизменными за рассматриваемый период;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы, как и уровень оплаты труда, не будут подвергаться существенным изменениям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления выручки объему реализуемой продукции.

Наши рекомендации