Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта

1.Учет горюче-смазочных материалов.

2. Учет запасных частей, агрегатов и автомобильных шин

З. Методика начисления оплаты труда водителям автотранспортных организаций.

4.Учет доходов и расходов автотранспортных организаций. Особенности учета доходов и расходов мелких транспортных хозяйств.

1. Автотранспортные предприятия могут использовать жидкое и газообразное автомобильное топливо.

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 «Материалы» субсчете 3 «Топливо» по видам материалов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих аналитических счетов:

· 10.31 «Топливо на складах»;

· 10.32 «Топливо в баках транспортных средств»;

· 10.33 «Топливо по кредитным картам»;

· 10.34 «Отработанные нефтепродукты».

На аналитическом счете 10.31 «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки как стационарных, так и передвижных и т.п. Основание для записей по дебету аналитического счета 10.31 «Топливо на складах» являются первичные документы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочных материалов материально ответственными лицами. По кредиту данного счета производится списание горюче-смазочных материалов с подотчета материально ответственных лиц на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, требований, лимитно-заборных карт, накладных. При этом делаются следующие записи:

а) Дебет субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств»

Кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» – на стоимость отпущенного топлива водителям по учетным ценам на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов;

б) Дебет счета 20 «Основное производство»

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Дебет счета 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» – на стоимость отпущенных смазочных материалов;

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму отклонений в стоимости материалов и транспортно-заготовительных затрат.

Учет нефтепродуктов на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» ведется по автотранспортному предприятию в целом, по автоколоннам, бригадам и т.д. В течение месяца на основании записей в путевых листах после сверки их с ведомостями учета выдачи и возврата топлива заполняется карточка учета расхода топлива, открываемая на каждый автомобиль. На автотранспортном предприятии на одном автомобиле могут работать несколько водителей, а один водитель в течение месяца может работать на нескольких автомобилях, поэтому в карточке по каждому путевому листу указывают фамилию и инициалы водителя. В ней также записывают пробег автомобиля, грузооборот, движение топлива (остаток на начало и конец дня, выдано, возвращено, фактический и нормативный расход) и результат работы (экономия или перерасход топлива).

Остаток топлива в баках автомобилей, учтенный на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию топлива в баках, что ежемесячно подтверждается актом снятия остатков в баках автомобилей.

По данным карточек учета расхода топлива и замеров остатков в конце отчетного месяца, подтвержденных актом снятия остатков, определяется стоимость нефтепродуктов, фактически израсходованных при эксплуатации транспортных средств. На основании данных карточек учета расхода топлива ведутся лицевые карточки водителей, где из путевых листов указывают за каждый день месяца их номера, марку и номер автомобиля, расход топлива по норме и фактически, экономию или перерасход. По данным лицевых карточек водителей в целом за месяц составляется сводная ведомость расхода топлива. В ней указывают фамилию и инициалы водителей, номер и марку автомобилей, остатки топлива на начало и конец месяца, поступление, нормативный и фактический расход, а также экономию и перерасход топлива. Ведомость представляется руководителю автотранспортного предприятия для принятия мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальной экономии. На основании принятого руководителем предприятия решения стоимость перерасходованного топлива сверх утвержденных норм подлежит взысканию водителей транспортных средств по рыночным ценам.

Водители также могут приобретать топливо на АЗС за наличный расчет или по кредитным картам. При приобретении топлива за наличный расчет водителям выдаются под отчет денежные средства. За израсходованные денежные средства подотчетное лицо отчитывается путем составления авансового отчета, к которому прилагаются документы АЗС. При этом делаются следующие записи:

а) Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса» – на сумму денежных средств, выданных водителю под отчет;

б) Дебет субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость полученного топлива;

в) Дебет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на сумму НДС.

В случае приобретения топлива по кредитным картам автотранспортное предприятие заключает договор с АЗС и производит предварительную оплату. По окончании отчетного месяца автозаправочная организация представляет автопредприятию документ (компьютерную распечатку) с указанием количества и стоимости отпущенных нефтепродуктов и остатка денежных средств. Данные операции отражаются следующими записями:

а) Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетный счет» – на сумму перечисленного аванса;

б) Дебет субсчета 10.33 «Топливо по кредитным картам»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость полученного топлива;

в) Дебет счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму НДС.

Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, сравнивается с расходом по норме и списывается в зависимости от направления расходования следующими бухгалтерскими проводками:

а) Дебет счета 20 «Основное производство»

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Дебет счета 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» – на стоимость израсходованного топлива в пределах норм по учетным ценам;

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму отклонений в стоимости топлива и транспортно-заготовительных затрат.

б) Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

Кредит субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» – на стоимость топлива, израсходованного сверх норм;

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму отклонений в стоимости топлива и транспортно-заготовительных затрат.

в) Дебет субсчета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» – при отнесении суммы перерасхода на виновное лицо;

Дебет субсчета 90.10 «Прочие текущие расходы» – при отнесении суммы перерасхода за счет автопредприятия;

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотранспортную технику, суда, машины, механизмы и оборудование в зависимости от марки техники. Данные нормы обязательны для использования всеми владельцами транспортных средств независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности. На автомобильном транспорте различают два вида норм:

- линейная (базовая) норма расхода топлива, определяемая для каждой модели автомобиля в качестве общепринятой нормы;

- расчетная норма, которая учитывает специфические условия эксплуатации конкретного автомобиля.

Базовые линейные нормы регламентируют расход топлива в процессе передвижения автомобиля (л/100 км пробега, м3/100 км пробега) и работы специального оборудования (л/маш-час).

Под базовой линейной нормой понимается норма расхода топлива для каждой марки эксплуатируемых автомобилей в городах с населением до 300 тыс. человек в летнее время без учета повышающих и понижающих факторов.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, приведенных в процентах к линейной норме расхода топлива, а также путем установления дополнительного расхода топлива.

Нормы расхода топлива рекомендуется повышать при следующих условиях:

- эксплуатация автомобилей, автотракторной техники, машин, механизмов и оборудования при отрицательных температурах окружающей среды в зимнее время – до 10%.

- При работе автомобиля в зимнее время (с 1 ноября по 31 марта) применение поправочных коэффициентов возможно только при отрицательной температуре воздуха на момент выпуска его на линию. При положительной температуре окружающего воздуха в указанный период данное повышение не применяется. Температура окружающего воздуха определяется по результатам собственного измерения, произведенного ответственным лицом на момент выпуска механического транспортного средства на линию, с регистрацией результата измерения в журнале. В данном журнале должна фиксироваться следующая информация: дата, марка и номер автомобиля, время выпуска автомобиля на линию, температура окружающего воздуха, фамилия и подпись ответственного лица. При значительном количестве автомобилей целесообразно вести журнал по каждому автомобилю.

Расход топлива по норме с учетом поправочных коэффициентов определяется следующим образом (Рн):

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

где Н1 – норма расхода на 100 км пробега;

Н2 – норма расхода на 100 ткм;

П – пробег в км;

В – выполненная работа в ткм;

К – поправочный коэффициент изменения нормы.

Рассчитанная норма расхода топлива отражается в путевом листе в разделе «Результаты работы автомобиля и прицепа»

Пример. 1). Пробег автомобиля МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-5205 за отчетный период согласно показаниям спидометра и данных путевых листов составил 2870 км. Линейная норма расхода топлива – 26,8 л на 100 км пробега, 1,3 л – на 100 ткм. Норма расхода топлива увеличивается на 1,3 л на каждую тонну собственной массы полуприцепа (масса полуприцепа – 5,7 т). Грузооборот автомобиля – 12215 ткм.

Линейная норма расхода топлива для автомобиля МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-5205 составляет 34,2 л. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Расход топлива по норме составил 1140 л. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

2). Пробег автомобиля-фургона ГАЗ-3302 составил 245 км. Автомобиль работал в зимнее время года, с частыми технологическими остановками и выполнил 147 ткм. Линейная норма расхода топлива – 15 л на 100 км пробега, 2 л – на 100 ткм. Норма расхода топлива дополнительно увеличивается на:

- 10 % за работу в зимнее время;

- 10 % за работу с частыми технологическими остановками.

Расход топлива по норме составил 48 л. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Автотранспортные предприятия ведут также учет отработанных нефтепродуктов, сдаваемых нефтебазам, на отдельном аналитическом счете 10.34 «Отработанные нефтепродукты», что отражается следующей записью:

Дебет субсчета 10.34 «Отработанные нефтепродукты»

Кредит счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные затраты».

Аналитический учет топлива ведется по его видам, местам хранения и материально ответственным лицам.

2. Для поддержания транспортных средств в рабочем состоянии используют запасные части, агрегаты и автомобильные шины. На автотранспортные предприятия запасные части, агрегаты и автомобильные шины могут поступать от поставщиков, в результате разборки списанных автомобилей и прицепов или замены старых на новые.

Поступление новых запасных частей, агрегатов и автомобильных шин от поставщиков оформляется товарно-транспортной накладной (ф. № ТТН-1). Бухгалтерский учет приобретаемых ценностей ведется по фактической себестоимости, которая включает покупную стоимость и все расходы, связанные с их приобретением и доставкой.

Запасные части, изготовленные в собственных ремонтных мастерских, принимаются к учету по фактической стоимости их изготовления.

Бывшие в употреблении запасные части и агрегаты отличаются по своему качественному состоянию и подразделяются на:

- запасные части и агрегаты, годные для дальнейшего использования без ремонта;

- запасные части и агрегаты отремонтированные;

- запасные части и агрегаты, требующие ремонта;

- запасные части и агрегаты, не подлежащие ремонту (металлолом).

Учет и хранение каждого вида запасных частей и агрегатов осуществляется отдельно.

Запасные части и агрегаты, снятые с автомобилей и прицепов и пригодные для дальнейшего использования без ремонта, учитываются по цене новых запасных частей. Запасные части, отремонтированные и пригодные для дальнейшей эксплуатации, а также подлежащие ремонту, могут оцениваться в размере, соответственно, 50 % и 25 % от их учетной цены. Запасные части, не пригодные для эксплуатации, учитываются по цене металлолома.

В местах хранения количественный учет запасных частей и агрегатов ведется в карточках складского учета в разрезе наименований и номенклатурных номеров с указанием учетной цены. Учет аккумуляторов ведется по маркам. Записи в карточку производятся на основании первичных документов по мере их поступления. Движение запасных частей, агрегатов и аккумуляторов внутри автотранспортного предприятия оформляется накладной на внутреннее перемещение.

Для контроля за движением и использованием агрегатов при поступлении на склад им присваивается гаражный номер и открывается карточка учета агрегатов. На все снятые с автомобилей агрегаты составляется дефектная ведомость, в которой указываются степень их износа и потери в ремонте. Те агрегаты, ремонт которых нецелесообразен, раскомплектовываются и приходуются на склад отдельными запасными частями.

Отпуск запасных частей со склада должен осуществляться по требованию гаража или ремонтного цеха только в обмен на изношенные. Без обмена на старые запасные части могут выдаваться со склада в случае аварии, пожара и прочих чрезвычайных обстоятельств, а также при потере запасной части по письменному разрешению руководителя предприятия или главного инженера. При отпуске аккумуляторных батарей со склада к накладной должны прикладываться карточки учета работы аккумуляторных батарей. Для аккумуляторов установлены нормативные сроки эксплуатации.

Учет запасных частей, агрегатов ведется на счете 10 «Материалы» субсчете 5 «Запасные части». При их списании делаются следующие записи:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Дебет счета 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит субсчета 10.5 «Запасные части» – на стоимость запасных частей за минусом возвратных отходов.

Учет автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента) на автотранспортных предприятиях имеет свои особенности. Комплект автомобильных шин (по количеству колес) и одно запасное колесо (вместе с шиной) поступающее на предприятие вместе с автомобилем, включаются в первоначальную его стоимость и поэтому учитываются в составе основных средств. Автомобильные шины, приобретаемые предприятием в запас для замены требующих ремонта или пришедших в негодность, учитываются в составе производственных запасов. Поступившие шины имеют маркировку, которая включает название страны-изготовителя, размер, модель, порядковый номер шины, дату изготовления и другие показатели, и классифицируют по следующим признакам: назначение; способ герметизации; конструкция; форма профиля; рисунок протектора; габариты.

По назначению автомобильные шины подразделяют на:

- шины пневматические для легковых автомобилей;

- шины пневматические для грузовых автомобилей;

- шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха.

В зависимости от способа герметизации различают шины камерные и бескамерные.

По конструкции шины делятся на диагональные и радиальные.

Автомобильные шины в зависимости от формы профиля поперечного сечения (отношение высоты профиля Н к его ширине В) делятся на:

- обычного профиля – с отношением Н/В более 0,89;

- широкопрофильные – Н/В = 0,6 – 0,9;

- низкопрофильные – Н/В = 0,7 – 0,88;

- сверхнизкопрофильные – Н/В менее 0,7;

- арочные – Н/В = 0,39 – 0,5;

- пневмокатки – Н/В = 0,25 – 0,39.

В зависимости от эксплуатационного назначения шины имеют следующие типы рисунка протектора:

- дорожный рисунок;

- универсальный рисунок;

- рисунок повышенной проходимости;

- зимний рисунок;

- направленный рисунок;

- всесезонный рисунок.

По габаритам шины подразделяют на крупногабаритные, среднегабаритные и малогабаритные.

Оприходование автомобильных шин на склад автотранспортного предприятия производится материально-ответственным лицом на основании товарно-транспортной накладной. Приемка производится в соответствии с существующими положениями и инструкциями о поставке продукции производственно-технического назначения и требованиями государственных стандартов и технических условий с учетом особых условий поставки химической и резинотехнической продукции. Шины одного обозначения поставляются партиями, оформленными одним документом, в котором отражаются следующие данные: наименование предприятия-изготовителя, обозначение шин, количество, обозначение стандарта, подтверждение о соответствии качества шин требованиям стандарта, дата отгрузки. Приемка шин осуществляется в соответствии с сопроводительными транспортными документами, а также документами, удостоверяющими их качество. При установлении во время приемки расхождений по количеству и качеству составляется акт приемки по количеству и качеству в 2-х экземплярах.

Учет и хранение автомобильных шин на складе осуществляется отдельно по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также степени эксплуатации.

Автомобильные шины отличаются по своему качественному состоянию и в зависимости от степени эксплуатации подразделяются на:

- новые;

- снятые со списываемых автомобилей или при проведении их ремонта.

Учет автомобильных шин ведется на счете 10 «Материалы» субсчете 5 «Запасные части» в следующей оценке:

- новые – по цене поставщика;

- снятые с автомобилей и пригодные для дальнейшего использования без ремонта – по стоимости, соответствующей их остаточному пробегу;

- снятые с автомобилей и пригодные для восстановления и ремонта – по цене за единицу, рассчитанной исходя из стоимости 1 т старых шин (в зависимости от диаметра обода);

- снятые с автомобилей и отремонтированные – по цене обода и стоимости наложенного протектора;

- снятые с автомобилей и непригодные для восстановления и ремонта – по цене возможного использования или цене утильных автошин.

Цена, соответствующая остаточному пробегу, рассчитывается на основании данных карточки учета работы шины, где указываются учетная цена, эксплуатационная норма пробега шины до списания, фактический пробег, следующим образом:

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

где Цост – цена, соответствующая остаточному пробегу;

УЦ – учетная цена автошины;

НПэкспл – эксплуатационная норма пробега шины до списания;

Пфакт – фактический пробег.

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, открывается карточка учета работы автомобильной шины. В данной карточке указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), а также ее заводские номера. При этом допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Для автомобильных шин, бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег, и одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с небольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке».

При замене на ходовых колесах запасной или покупной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы автомобильной шины.

Отпуск автомобильных шин со склада производится только в обмен на изношенные. Стоимость выдаваемых шин относится на затраты производства или за счет ремонтного фонда (если он создается). При этом составляются следующие проводки:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Дебет счета 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит субсчета 10.5 «Запасные части» – на стоимость выданных шин со склада для замены изношенных на автомобилях;

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму отклонений в стоимости шин и транспортно-заготовительных затрат.

Ежемесячно на основании показаний спидометра в карточки учета работы автомобильной шины вносятся данные о фактическом пробеге автошин. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную), так как это приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины. Пробег автомобильной шины, установленный эксплуатационными нормами, не может служить основанием для ее замены в автомобиле или для списания, если шина по своему техническому состоянию пригодна для дальнейшей эксплуатации, ремонта или восстановления.

Для достоверности учета пробега шин необходимо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам, указанных в карточках, соответствие шин, закрепленных за автомобилем, шинам, фактически установленным на автомобиле.

По мере снятия шин с эксплуатации в карточке учета работы автошин в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» записываются данные об их полном пробеге, техническом состоянии и куда направляется шина. При необходимости снятия шин с эксплуатации принимается решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче в утиль. При направлении шины на восстановление или утиль карточка учета ее работы подписывается членами специально создаваемой комиссии и утверждается руководителем (главным инженером) предприятия. В данном случае она является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за сдачу шины на восстановление и пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег.

Изношенные автошины, снятые с автомобиля для ремонта, восстановления или списания в утиль, приходуются на склад согласно накладной на внутреннее перемещение с приложенной карточкой учета работы автомобильной шины. На стоимость шин, подлежащих ремонту и восстановлению, делаются следующие проводки:

Дебет субсчета 10.5 «Запасные части»

Кредит субсчета 20 «Основное производство»

Кредит субсчета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит субсчета 26 «Общехозяйственные затраты»

Ремонт местных повреждений шин, восстановление их методом наложения нового протектора производится в шиноремонтных подразделениях автотранспортных предприятий или предприятий автосервиса. После ремонта местных повреждений каждому автотранспортному предприятию должны возвращаться те шины, которые были направлены в ремонт, что оговаривается в договоре. При передаче шин шиноремонтному предприятию в учете делается запись:

Дебет субсчета 10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

Кредит субсчета 10.5 «Запасные части» – на стоимость шин по учетным ценам.

Услуги шиноремонтного предприятия по восстановлению и ремонту шин относятся на счета, на которых ведется учет автомобильных шин. На поступившие шины после восстановления открываются новые карточки учета их работы. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжает учитываться в той же карточке. При поступлении автомобильных шин на склад после восстановления и ремонта делаются записи:

а) Дебет субсчета 10.5 «Запасные части»

Кредит субсчета 10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» – на стоимость шин по учетным ценам;

б) Дебет субсчета 10.5 «Запасные части»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость работ по восстановлению шин;

в) Дебет счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму НДС, относящуюся к услугам по восстановлению шин.

Изношенные шины, не пригодные для восстановления, а также утиль резины учитываются на субсчете 10.6 «Прочие материалы» по цене возможного использования или цене утильных автошин и отражаются следующей проводкой:

Дебет субсчета 10.6 «Прочие материалы»

Кредит счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные затраты»

При сдаче утильной резины организациям вторсырья делается проводка:

а) Дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Кредит субсчета 10.6 «Прочие материалы» – на стоимость шин в оценке, принятой в организации;

При выходе автомобильных шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей, комиссия автотранспортного предприятия составляет акт, в котором указываются причины преждевременного выхода шины из строя (производственные или эксплуатационные). При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт. Данная шина вместе с рекламационным актом и карточкой ее работы направляется предприятию-изготовителю или шиноремонтному предприятию. Предприятие-изготовитель производит бесплатную замену шин или доплату за их недопробег. При этом на сумму недопробега составляется проводка:

а) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 3 «Расчеты по претензиям»)

Кредит субсчета 20 «Основное производство»

Кредит субсчета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит субсчета 26 «Общехозяйственные затраты» – на стоимость претензии, соответствующей остаточному пробегу.

При выходе автомобильных шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указываются причина выхода шины из строя, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или списании в утиль. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя для принятия мер по удержанию с них стоимости, приходящейся на недопробег. Эта стоимость определяется как разность между первоначальной стоимостью шины и величиной ее износа за время эксплуатации. На стоимость недопробега за счет виновных лиц делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные затраты»

б) Дебет субсчета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – при отнесении суммы недопробега на виновное лицо.

3. Основанием для начисления заработной платы водителям является информация путевого листа. На основании путевых листов открываются расчетные листы, где ежедневно вносятся данные о выработке, заработной плате, доплате и другие начисления.

Для оплаты труда водителей используют сдельную и повременную формы. Наиболее прогрессивной системой оплаты труда водителей является сдельная.

Для водителей грузовых автомобилей применяется оплата труда по сдельным расценкам за 1 т перевезенного груза и 1 ткм.

Сдельная расценка за 1 т перевезенного груза определяется умножением минутной тарифной ставки водителя 3 класса на норму времени в минутах на погрузку-разгрузку одной тонны груза для данного автомобиля:

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

где Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – сдельная расценка за 1 т перевезенного груза;

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – минутная тарифная ставка водителя 3 класса;

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – норма времени в минутах на погрузку-разгрузку одной тонны груза для данного автомобиля.

Пример. Объем перевезенного груза составил 540 т. Норма времени на погрузку-разгрузку одной тонны груза для данного автомобиля – 5,40 мин. Класс груза – 2. Минутная тарифная ставка водителя 3-го класса составила 170 р.

Поправочный коэффициент для грузов 2-го класса составил 1,25.

Сдельная расценка за 1 т перевезенного груза составила 1147,5 р. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Сумма сдельной заработной платы составила 619650 р. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Сдельная расценка за 1 ткм определяется умножением минутной тарифной ставки водителя 3 класса на норму времени в минутах на 1 ткм для соответствующей грузоподъемности машины:

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

где Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – сдельная расценка за 1 ткм;

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – минутная тарифная ставка водителя 3 класса;

Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru – норма времени в минутах на 1 ткм для соответствующей грузоподъемности машины.

Норма времени на 1 ткм ( Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru , мин.) устанавливается по следующей формуле:

Пример. Объем грузооборота составил 3300 ткм. Грузоподъемность автомобиля – 4 т, коэффициент использования пробега автомобиля – 0,5, расчетная норма пробега автомобиля при работе в городе – 25 км/час. Минутная тарифная ставка водителя 3 класса – 170 р.

Норма времени на 1 ткм составила 1,2 мин. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Сдельная расценка за 1 ткм равна 204 р. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

Сдельная заработная плата составит 673200 р. Бухгалтерский учет в организациях автомобильного транспорта - student2.ru

4. Основными источниками доходов от видов деятельности на автотранспортных предприятиях являются:

- доходы от перевозок грузов;

- доходы от экспедиционных операций при выполнении перевозок грузов;

- доходы от выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Доходы от видов деятельности формируются исходя из установленных тарифов и объема выполненных транспортных работ. Доходами в автотранспорте является выручка от оказания услуг, кроме:

- суммы налога на добавленную стоимость, иных налогов и обязательных платежей, поступивших в составе выручки от реализации, операционных и внереализационных доходов и подлежащих перечислению в бюджет;

- суммы, поступившей от третьих лиц в пользу комитента по договорам комиссии или консигнации, доверителя по договорам поручения и иным аналогичным договорам в их пользу;

- суммы, поступившей в качестве авансов, задатков, предварительной оплаты за работы, услуги;

- стоимости полученного в залог имущества (если передача заложенного имущества залогодержателю предусмотрена договором);

- поступления имущества, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе возврат ранее предоставленных займов;

- вкладов, внесенных другими организациями в уставный фонд автотранспортного предприятия.

Затраты автомобильного транспорта включают:

- затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств;

- затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных и экспедиционных работ.

Кроме услуг по перевозке грузов в аналитическом учете выделяют расходы, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных и экспедиционных работ. Данные работы носят разнообразный характер. В связи с чем учет затрат организуется по каждому виду работ.

В состав погрузочно-разгрузочных работ включают погрузку, разгрузку, упаковку, взвешивание грузов. В себестоимость данного вида работ относят заработную плату грузчиков и механизаторов с отчислениями на нее, амортизацию механизмов, долю накладных расходов и др.

Экспедиционные операции характеризуют сопровождение и охрану груза, прием его и сдачу, маркировку, а также расчетные операции. В затраты данного вида работ включают заработную плату водителей-экспедиторов с отчислениями, долю накладных расходов, стоимость материалов и др.

Основные операции, связанные с учетом доходов и расходов по эксплуатации транспортных средств, представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов транспортных организаций

Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
Начислена заработная плата водителям
Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения
Произведены отчисления по обязательному страхованию 76.2
Списано израсходованное топливо 10.3
Списаны смазочные материалы 10.3
Списано запасные части и шины, израсходованные при проведении ремонта автомобилей 10.5
Начислена заработная плата аппарату управления автотранспортной организации
Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения
Произведены отчисления по обязательному страхованию 76.2
Начислена амортизация по автомобилям
Начислена амортизация здания автоуправления
Согласно расчету распределения списана доля общехозяйственных затрат 90/5
Списаны затраты по эксплуатации транспорта 90/4
Предъявлены счета заказчикам за оказанные транспортные и иные услуги по тарифам с НДС     90/1
Начислен НДС от доходов транспортной организации 90/2 68/2
Отражается финансовый результат от текущей деятельности транспортной организации 90/11 90/11

На балансе производственных, строительных и других предприятий могут учитываться транспортные хозяйства. Расходы мелких транспортных хозяйств не делятся на прямые и косвенные, а учитываются все на счете 23 «Вспомогательные производства». Если автотранспорт работает по сдельному и повременному тарифу, то учет расходов ведут раздельно.

Мелкие транспортные хозяйства могут оказывать услуги предприятиям, на балансе которых они числятся, и сторонним организациям. Услуги, оказываемые сторонним предприятиям, оцениваются по тарифу. Услуги, оказываемые собственному хозяйству, оцениваются по фактической себестоимости в том случае, если транспортное хозяйство не выделено на внутренний хозрасчет. Если оно выделено на внутренний хозрасчет, то услуги оцениваются по тарифу.

Основные операции, связанные с учетом расходов по эксплуатации мелких транспортных хозяйств, представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Корреспонденция счетов по учету расходов мелких транспортных хозяйств

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, р.
дебет кредит
Начислена заработная плата водителям 4500,0
Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения 1575,0
Произведены отчисления по обязательному страхованию 76.2 45,0
Списано израсходованное топливо 10.3 24800,0
Списаны смазочные материалы 10.3 100,0
Списано топливо и смазочные материалы на внутригаражные нужды 10.3 50,0
Начислена заработная плата механику 500,0
Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения 175,0
Произведены отчисления по обязательному страхованию 76.2 5,0
Начислена амортизация по автомобилям 67,0
Начислена амортизация здания гаража 21,0
Согласно расчету распределения списана доля общехозяйственных затрат 240,0
Оприходованы отработанные нефтепродукты 10.6 18,0

Списание фактической себестоимости отражается по кредиту субсчета 23 «Вспомогательные производства» в следующей корреспонденции:

Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» – на себестоимость услуг, оказанных собственному хозяйству по перевозке сырья и материалов;

Дебет счета 20 «Основное производство» – на себестоимость услуг, оказанных собственному хозяйству для основного производства;

Дебет счета 44 «Расходы на реализацию» – на себестоимость услуг, оказанных собственному хозяйству по перевозке готовой продукции;

Дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – на себестоимость услуг, оказанных сторонним организациям.

Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по статьям затрат и видам перевозок.

Наши рекомендации