Построение логистической системы на уровне организации бизнеса
Аутсорсинг логистических услуг - передача части или всех логистических функций (в основном непроизводственного характера) внешним сервисным логистическим организациям.
Аутсорсинг способствует:
· рациональному распределению ресурсов предприятия;
· концентрации на тех видах бизнеса, в которых у предприятия есть определенные преимущества;
· сокращению сроков разработки продукции;
· повышению эффективности распределительных механизмов;
· повышению скорости адаптации к изменениям на рынке.
Концепция логистического аутсорсинга (Third Party Logistics Services — 3PL Logistics Outsourcing) заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру (провайдеру логистических услуг). При этом, современные логистические операторы способны предложить как аутсорсинг отдельных задач, так и комплексные логистические решения для любого предприятия (услуги по координации движения товарного потока, информационные, консалтинговые, финансовые услуги и т. д.).
1PL – компании, работающие за счет активов – грузовиков, вагонного парка, флота, транспортные услуги;
2PL – посредники, оказывающие услуги в узком секторе логистического рынка: экспедиторские и транспортные компании, складские комплексы и другие;
3PL – провайдеры, которые объединяют в себе несколько разнопрофильных компаний, предоставляя таким образом более широкий спектр услуг. Их характеризует работа с клиентами на основе средне- и долгосрочных контрактов;
4PL – провайдеры – логистические компании полного цикла, многие из которых являются мультинациональными корпорациями. Отличие таких компаний состоит в профессиональном управлении бизнес-процессами фирм-заказчиков, обеспечении эффективной работы международных логистических цепочек поставок путем координации информационных потоков и действий различных участников процесса товарооборота.
Большинство экспертов оценивают 3PL как наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент рынка. Для российского рынка это тем более верно, поскольку основными потребителями услуг 3PL выступают крупные розничные сети, а в сфере международных перевозок – поставщики, обслуживающие импортную составляющую данных сетей.
Логистические провайдеры (ЛП), они же провайдеры логистических услуг (ПЛУ), они же 3PL провайдеры (Logistic Service Providers — LSPs, 3PLs, TPLs) — коммерческие организации, осуществляющие оказание услуг в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическим цепочками предприятия-клиента.
Типы логистических провайдеров | Основные услуги |
Провайдеры по транспортировке (на основе компаний-первозчиков), владеющие реальными активами | Логистика «размещения» (dedicated logistics) Логистика «размещения» (dedicated logistics) специализируется на предоставлении определенных активов (например, грузовики, склады, менеджеры) каждому потребителю., транспортировка, централизованная перевозка, обслуживание, маршрутизация |
Провайдеры оптимизации транспортных услуг, не имеющие реальных активов | Интегрированная, сервисно-ориентированная логистика, сфокусированная на технологии и инжиниринге |
Компании, предоставляющие комплексный сервис | «Проектные» услуги, выбор способа перемещения груза, инициация и организация всего процесса транспортировки, отсрочка платежей, участие в цепи поставок клиента |
Международные экспедиторы, осуществляющие аутсорсинг логистических функций (не имеющие реальных активов) | Интегрированная логистика с возможностями международного экспедитора |
Провайдеры программного обеспечения | Пакеты логистических программ |
На развитие рынка логистического аутсорсинга влияют четыре основных фактора:
· глобализация снабженческих и сбытовых сетей и глобализация торговли.
· Управление цепочками поставок (логистическими цепочками). 3PL провайдеры могут предоставить необходимые логистические ресурсы без дополнительных затрат на зарплату, содержание автотранспортного хозяйства, складских помещений. Внешний 3PL партнер может преодолеть внутреннюю инерцию организации, которая препятствует компании производить улучшение логистического процесса своими силами. 3PL провайдер может лучше отслеживать рыночные изменения и поддерживать необходимые требования интеграционного процесса.
· Давление потребителей. 3PL провайдера можно назвать средством, с помощью которого можно снизить логистические затраты, обеспечить необходимый уровень информационных технологий без инвестиций в их разработку собственными силами и улучшить весь логистический процесс боле быстро, чем это могло быть сделано внутренними силами компании.
· Применение аутсорсинга как бизнес-модели организации. Аутсорсинг является приемлемым средством для разработки, реализации и управления бизнес моделью организации.
Структура отношений между субъектами логистического рынка
Увеличивающиеся ожидания компаний-клиентов относительно комплексности оказываемых услуг, применения информационных технологий, индивидуализации логистических решений и улучшения всей логистической цепочки предприятия, ведущего к увеличению конкурентных преимуществ компании, приводят к интеграции логистических провайдеров (посредством слияний/поглощений).
Провайдеры логистических услуг объединяются не только с аналогичными компаниями. Многие из них объединяют свои усилия с консалтинговыми компаниями и провайдерами информационных технологий.
Поскольку такие альянсы продолжают расти и расширяться, возникает новый вариант логистического аутсорсинга и новый тип логистических провайдеров — 4PL провайдеры (Fourth Party LogisticsTM Providers).
4PL провайдер является интегратором всей логистической цепи предприятия. Он управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании. Ключ его успеха — это предоставление лучших решений для компании-клиента, на основе достижения соответствующего уровня сотрудничающих с ним 3PL провайдеров, провайдеров технологий и менеджеров бизнес-процессов.
4PL провайдер представляет собой сочетание стратегического управления логистическими цепями и оперативного управления вопросами реализации и выполнения стратегических решений, т.е. сочетает в себе функции консалтинговой компании и 3PL провайдера. Более того, высокий уровень услуг для конечного клиента достигается за счет повышения технологического уровня консультантов, провайдеров информационных технологий и 3PL провайдеров.
Основное отличие между 4PL подходом и существующими подходами к логистическому аутсорсингу — в уникальной способности увеличивать стоимость компании и цену акций несколькими путями. В отличие от традиционного аутсорсинга, который предоставляет преимущества, в основном, на отдельных участках логистической цепи, 4PL подход призван оптимизировать логистическую цепь в целом, путем влияния на четыре ключевые составляющие цены акций: увеличение дохода, сокращение операционных затрат, сокращение рабочего капитала и сокращение основного капитала
Рост доходов достигается за счет улучшения качества продукта, его доступности и улучшения работы клиентской службы за счет применения ведущих технологий. Так как 4PL провайдеры концентрируют свое внимание на управлении всей логистической цепью, может быть достигнуто значительное улучшение качества услуг. А с повышением удовлетворенности покупателей повышается, соответственно, и доход.
Сокращение операционных затрат на 15% может быть достигнуто за счет повышения операционной эффективности, расширения процесса и сокращения расходов на поставку путем полного аутсорсинга функций логистической цепочки. Синхронизация деятельности, информационных потоков и технологий между участниками логистической цепи приведет к сокращению операционных затрат, снижению цены товара благодаря интеграции процессов, улучшению планирования и выполнения логистических задач.
Сокращение рабочего капитала до 30% возможно благодаря эффективному управлению запасами и их снижению, а также уменьшению времени цикла «заказ — деньги». Технологии управления заказами и отслеживания грузов в логистических каналах приведут к минимизации необходимых запасов, а также увеличат доступность грузов, что в свою очередь будет способствовать сокращению цикла «заказ — деньги».
Сокращение основного капитала будет следствием передачи физических активов 4PL провайдеру, а также более эффективным их использованием. Передача физических активов 4PL провайдерам позволит освободить ресурсы предприятия для инвестиций в объекты профильной деятельности компании, например, производство, НИОКР, маркетинг и пр.