Единицы измерения, используемые в полиграфии.
История полиграфии
Самой древней техникой печати считается ксилография (с греческого - рисовать по дереву). Уже в 9 веке нашей эры данная техника письма широко применялась.
В 1452 году в первой типографии, основанной Иоганном Гутенбергом, впервые была напечатана книга на станке, изобретённом им же. Печать осуществлялась новым методом, при помощи наборных выпуклых букв.
Именно этот метод печатного станка стал основной платформой для создания современных видов печати, широко начал использоваться сначала в Германии, потом в Италии, Франции, и быстро получил признание по всей Западной и Восточной Европе.
В России первая типография появилась во времена правления Ивана Грозного в 1553 году, там и была напечатана первая книга - «Апостол», авторами которой являлись Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. Книга была написана очень грамотно, без каких либо ошибок и помарок. Работа была выполнена великолепно!
Трудно представить себе нашу жизнь без книг, газет, журналов, поздравительных открыток, и прочей печатной продукции. Все виды печати производится именно в типографиях, где сначала производится подготовка к печати, сама печать, и обработка уже после печати.
Полиграфия- (с греческого - много писать) — это промышленная и техническая отрасль, где занимаются размножением печатной, типографической продукции. Технической базой полиграфии стал печатный станок Иоганна Гутенберга. Полиграфия считается так же совокупностью промышленных предприятий, работающих на изготовлении любой печатной продукции.
Полиграфию можно разделить на 3 процесса: формный – процесс изготовления формы для печати; печатный – получение копий оригинала; отделочный - завершение изготовления печатной продукции.
Соединение формных и печатных процессов, при применении для них оборудования (для небольшого тиража) – называется оперативной полиграфией (быстрой).
Отделочный процесс зависит от вида самой печатной продукции. Большую сложность представляют брошюровочно-переплётные процессы, которые применяются в изготовлении книг и журналов.
Так же в полиграфии различают особые её виды технологий:
Ароматическая полиграфия – данная технология основана на добавлении ароматических веществ в типографскую краску.
Стереоэффект — при просмотре полученного изображения, кажется, предмет находиться совсем близко от вас. Такой эффект основан на смещении нескольких слоёв изображения относительно друг друга, и перекрытии одного изображения другим.
Полиграфические услуги – Совокупность типографии и полиграфии.
Именно совместное их применение образует промышленность всей печатной продукции.
В наше время можно оформить заказ совершенно на любой вид печати. Очень много типографий по всему миру оказывают свои услуги, как и юридическим лицам (предприятиям, организациям), так и физическим (любому дееспособному человеку).
Большой ряд разнообразных видов и наименований:
-Продукция информационного характера - книги, газеты, журналы…
-Продукция рекламного характера - листовки, буклеты, брошюры, плакаты, каталоги, изготовление упаковок и этикеток.
-Художественная (акцидентная) продукция - визитки, папки, конверты и бланки, афиши, дипломы, пригласительные билеты и открытки.
- Изготовление календарей (карманные, настенные, настольные, и пр.), поздравительных открыток.
И множество других полиграфических услуг.
2Типографская система измерений (типометрическая система)
Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложилв середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке.Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо американская система (English American point system), где 1 пункт равен0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись не которому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал равняться 0,375 мм, а в англо американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо американской).
Единицы измерения, используемые в полиграфии.
Авторский лист—единица измерения объема текста и изобразительного материала литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40 тыс. печатных знаков (печатными знаками считаются все видимые знаки — буквы, знаки препинания, цифры и т. д. и пробелы между ними). К 1ому авторскому листу приравнивается также 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 площади изображений, занятых в готовом издании (а не в оригиналах). Авторский лист служит для измерения авторского труда, а также труда рецензентов, научных и литературных редакторов. Издательский или учетно-издательский лист — единица измерения объема отпечатанного литературного произведения (текста и изобразительного материала) и равен, как и авторский лист, 40 тыс. знакам, или 700 строк стихотворного текста, или 3 тыс. см2 изображений. В отличие от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего издания, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, аннотации, редакционное предисловие и т. д.). Объем издания в учетно-издательских листах всегда больше объема этого же произведения в авторских листах. Учетно-издательский лист служит калькуляционным измерителем стоимости издательской продукции и единицей измерения труда редакции - издательских работников (редакторов, корректоров, тех. редакторов). Печатный лист — единица измерения объема печатной продукции, которая выражается 2мя понятиями: физ. печатный лист и условный печатный лист. Физ. печатный лист представляет собой бумажный лист любого стандартного для книжной и журнальной продукции формата (от 600X840 мм), запечатанного с 1ой стороны, или его половину, запечатанную с 2х сторон. Т.к. стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, то во многих случаях для определения общего объема продукции удобнее пользоваться условным печатным листом, приведенным к формату бумажного листа 600X900 мм. Приведение к условным листам физ. печатных листов, имеющих др. форматы, производится по коэффициентам, учитывающим площадь приводимых листов. Например, коэффициент перевода для формата 600X840 мм равен 0,93, для 700X900 мм — 1,17, для 700X1000 мм -1,30, для 840X1080 мм— 1,68. Объем газетных изданий обычно исчисляется в полосах основного формата газет, т. е. А2 (420X595 мм), а также и в печатных листах.
6 спуск полос
Спуск полос — процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающий после фальцовки и резки оттисков требуемое чередование страниц в тетрадях либо при печати изделий малого формата (например, визиток) на бумаге и печатной машине большого формата (А3, А2…) — размещение необходимого количества изделий в требуемой пропорции.
Операции по спуску полос входят в обязанность предпечатников (PrePress).
Техника подготовки печатных страниц
На картинке показан процесс подготовки к печати 16-страничной тетради. На одной странице печатного листа расположены восемь страниц будущей тетрадки, и соответствующие им восемь страниц размещены с обратной стороны. После печати получившийся лист сгибают пополам вертикально, так что страница 2 оказывается напротив страницы 3. Затем лист сгибают горизонтально, так что 4 оказывается напротив страницы 5. Завершает процесс третий сгиб, когда девятая страница оказывается напротив восьмой. Конечный результат сгибания и разрезания показан на нижней картинке.
[править]Программный спуск полос
В настоящее время спуск полос можно осуществлять как из программ компьютерной вёрстки, так и при помощи отдельных специализированных программ.
Распространённые программы вёрстки, такие как Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign имеют модули спуска полос собственной или сторонней разработки. Также для спуска полос используются специализированные программы, например: Inposition (DK&A), Imposition Publisher (Farrukh Systems), Presswise (Luminous), Strip It (One Vision), Preps (Kodak, ранее Creo, до этого ScenicSoft) и Impostrip (Ultimate). Если макет предоставлен в формате pdf — спуск полос можно осуществить в программе Adobe Acrobat при помощи плагина Quite Imposing Plus или при помощи свободного пакета impose+
Современные технологии используют комплексный подход к подготовке издания. Частью такого комплекса является спуск полос с учетом технологических особенностей полиграфического производства. Новатором в этом выступила компания Fujifilm, разработав систему XMF, позволяющую визуализировать компьютерную, объемную модель спуска[1].
Спусковая полоса — в книжном деле первая полоса главы, части или раздела издания, выполненная с отступом в верхней части по сравнению с полосами основного текста.
7 растрирование
В электронном растрировании преобразование полутонового изображения в растровое осуществляется без использования фотомеханического растрового эффекта, то есть изображение печатных элементов заданной площади формируется в оптическом тракте экспонирующего устройства.
Экпозиция скрытого изображения имеет распределение прямоугольной формы(в виде буквы П), которому соответствует после проявки аналогичное распределение относительных плотностей (почернений)на фотослое. Это распределение формируется различными способами, в основе которых лежат непрерывность или дискретность изменения площади получаемых точек.
При электронном растрировании на плотность точки влияют отклонения экспозиции, чувствительности, контраст фотоплёнки, режим её обработки. Размер точки, её резкость менее восприимчивы к этим нестабильностям, чем в оптическом растрировании.
В электронном растрировании используются высококонтрастные плёнки.