Ремонтные работы в быту (6 ч)
Обработка древесины (14 ч)
Измерение. Разметка (линейка, угольник, шаблон). Пиление.
Сборка деталей из древесины на гвоздях. Отделка древесины
Мастерская для обработки древесины. Учебное место для ручной обработки пиломатериалов и фанеры. Правила безопасного поведения в мастерской.
Понятие о дереве и древесине. Строение дерева.
Общие сведения о деревообрабатывающей промышленности, о пиломатериалах (доска, брусок, рейка) и о листовых древесных материалах (шпон, фанера). Элементы пиломатериалов: пласть, кромка, торец, ребро. Понятие о материале, заготовке и изделии. Понятие о припуске. Виды изделий: деталь и сборочная единица. Экономное использование материалов.
Графическая документация на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры. Понятие об эскизе, чертеже и техническом рисунке. Понятие о масштабе. Линии чертежа. Размерное число. Габаритные размеры. Чтение чертежей. Общие сведения об оформлении чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы.
Технологическая документация на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры. Общее понятие о технологическом процессе. Понятие о технологической операции и технологической карте. Понятия об инструментах, приспособлениях и учебном оборудовании для обработки древесины. Чтение технологических карт на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры.
Технология выполнения технологических операций с использованием пиломатериалов толщиной до 30 мм и фанеры толщиной до 5 мм. Виды технологических операций: измерение заготовок из древесины, разметка заготовок из древесины (линейка, угольник, шаблон), пиление древесины (ножовка, ручной лобзик), сборка деталей из древесины на гвоздях, отделка древесины. Виды гвоздей. Общие сведения об отделке древесины. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной обработки древесины. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии в деревообрабатывающей промышленности.
Графическая работа.
1. Чтение графической документации на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры.
Лабораторные работы.
1.Ознакомление с пиломатериалами.
2.Ознакомление с листовыми древесными материалами.
3. Определение припуска на обработку.
Практические работы.
1. Организация учебного места для ручной обработки древесины.
2. Чтение технологических карт на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры.
3. Разметка заготовок из пиломатериалов и фанеры для изготовления изделий.
4. Пиление древесины с припуском на обработку.
5. Сборка деталей из древесины на гвоздях.
6. Отделка древесины.
Примерный перечень изделий. Разделочные доски, подставки под горячее и под цветы, кормушки для птиц, фигурки животных, буквы для стендов, макеты и модели, декоративные и сувенирные изделия и др.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
правила безопасного поведения в мастерской для обработки древесины; понятия «дерево» и «древесина»; строение дерева; общие сведения о деревообрабатывающей промышленности; понятия «пиломатериал» и «листовой древесный материал»; элементы пиломатериалов; понятия «материал», «заготовка» и «изделие»; «припуск»; виды изделий: деталь и сборочная единица;
графическую документацию на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры; понятия «эскиз», «чертёж» и «технический рисунок», «масштаб»; линии чертежа, размерное число, габаритные размеры; общие сведения об оформлении чертежа; инструменты, принадлежности и материалы;
технологическую документацию на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры; общее понятие о технологическом процессе; понятия «технологическая операция» и «технологическая карта»; «инструмент», «приспособление» и «учебное оборудование»;
порядок организации учебного места для ручной обработки пиломатериалов и фанеры; определения и технологии выполнения изученных технологических операций; требования, предъявляемые к качеству выполнения технологических операций; инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной обработки древесины и правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
профессии в деревообрабатывающей промышленности.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасного поведения в мастерской для обработки древесины; отличать понятия «дерево» и «древесина»; определять составные части дерева; распознавать пиломатериалы и листовые древесные материалы; выделять основные элементы пиломатериалов;
читать графическую и технологическую документацию на изготовление простых изделий из пиломатериалов и фанеры;
организовывать учебное место для ручной обработки пиломатериалов и фанеры; определять припуск на обработку;
выбирать заготовки из пиломатериалов и фанеры с припуском на обработку, экономно использовать материал;
определять, выполнять и проверять качество выполнения изученных технологических операций;
пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной обработки древесины; соблюдать правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Учащиеся должны владеть:
навыками организации учебного места для ручной обработки пиломатериалов и фанеры;
приёмами выполнения технологических операций: измерение заготовок из древесины, разметка заготовок из древесины (линейка, угольник, шаблон), пиление древесины (ножовка, ручной лобзик), сборка деталей из древесины на гвоздях, отделка древесины;
навыками распознавания видов пиломатериалов (доска, брусок, рейка) и листовых древесных материалов (шпон, фанера); выбора заготовок из древесины с припуском на обработку.
Обработка металлов (8 ч)
Измерение. Правка. Разметка. Резка металлов (проволоки) кусачками.
Гибка. Сборка деталей из проволоки
Мастерская для обработки металлов. Учебное место для ручной обработки проволоки. Правила безопасного поведения в мастерской.
Общие сведения о металлообрабатывающей промышленности. Понятие о металлах, их получение и применение. Проволока. Экономное использование материалов.
Графическая и технологическая документация на изготовление простых изделий из проволоки. Чтение чертежей, чтение технологических карт.
Технология выполнения технологических операций с использованием мягкой проволоки. Виды технологических операций: измерение заготовок из металлов, правка металлов, разметка заготовок из металлов, резка металлов (проволоки) кусачками, гибка металлов, сборка деталей из проволоки. Инструменты и приспособления для ручной обработки проволоки. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии в металлообрабатывающей промышленности.
Графическая работа.
2. Чтение графической документации на изготовление простых изделий из проволоки.
Лабораторная работа.
4. Ознакомление с проволокой.
Практические работы.
7. Организация учебного места для ручной обработки металлов.
8. Чтение технологической карты на изготовление изделий из проволоки.
9. Измерение, правка и разметка из проволоки.
10. Резка и гибка проволоки. Сборка деталей из проволоки.
Примерный перечень изделий. Проволочные головоломки, кольца для штор, подставки под горячее, подвесные крючки, цепочки, проволочные изделия в виде растений и животных, крючки дверные, чертилки, вешалки, макеты и модели, декоративные и сувенирные изделия и др.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
правила безопасного поведения в мастерской для обработки металлов; общие сведения о металлообрабатывающей промышленности; понятия «металл» и «проволока»; как получают и применяют металл;
графическую и технологическую документацию на изготовление простых изделий из проволоки;
порядок организации учебного места для ручной обработки проволоки; определения и технологии выполнения изученных технологических операций; требования, предъявляемые к качеству выполнения технологических операций; инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной обработки;
профессии в металлообрабатывающей промышленности.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасного поведения в мастерской для обработки металлов;
читать и оформлять графическую документацию, читать технологические карты на изготовление простых изделий из проволоки;
организовывать учебное место для ручной обработки проволоки; выбирать заготовки из проволоки с припуском на обработку, экономно использовать материал; определять и выполнять изученные технологические операции; проверять качество выполнения технологических операций;
пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной обработки проволоки, соблюдать правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Учащиеся должны владеть:
навыками организации учебного места для ручной обработки проволоки;
приёмами выполнения технологических операций: измерение заготовок из металлов, правка металлов, разметка заготовок из металлов, резка металлов (проволоки) кусачками, гибка металлов, сборка деталей из проволоки;
навыками распознавания видов проволоки, выбора заготовки из проволоки с припуском на обработку.
Ремонтные работы в быту (6 ч)
Ремонт мебели
Основные виды ремонтных работ в быту. Ремонт мебели (стулья, столы и др.). Мебель, виды и назначение. Графическая и технологическая документация для выполнения ремонта мебели в быту. Учебное место для ремонта мебели. Простейший ремонт мебели (стульев, столов и др.) с использованием клея, лакокрасочных материалов, самоклеящихся плёнок, тканей и поролона для обивки, перетяжки, винтовых соединений и др. Виды клеёв, лакокрасочных и отделочных материалов, предназначенных для ремонта мебели. Инструменты, приспособления, оборудование для ремонта мебели. Качество выполнения ремонта мебели. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии, связанные с ремонтом мебели в быту.
Практические работы.
11. Простейший ремонт стульев.
12. Простейший ремонт столов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
основные виды ремонтных работ в быту;
виды и назначение мебели;
виды клеёв, лакокрасочных и отделочных материалов, предназначенных для ремонта мебели;
инструменты, приспособления, оборудование для ремонта мебели, правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
профессии, связанные с ремонтом мебели.
Учащиеся должны уметь:
читать графическую и технологическую документацию для выполнения ремонта мебели;
организовывать учебное место для ремонта мебели; выбирать материалы для выполнения ремонта мебели;
пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для выполнения простейшего ремонта мебели (стульев, столов и др.), соблюдая правила безопасного поведения.
Учащиеся должны владеть:
простейшими способами ремонта мебели с использованием клея, лакокрасочных материалов, самоклеющихся плёнок, тканей и поролона для обивки, в процессе перетяжки винтовых соединений и др.;
приёмами ремонта мебели в поврежденных местах;
навыками проверки качества выполнения ремонта мебели.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Техническое творчество
1. Начальное моделирование
Моделирование. Модель. Виды моделей.
Графическая и технологическая документация на изготовление простых моделей из плоских деталей, из деталей конструкторов. Понятие о маршрутной карте. Чтение чертежей и технических рисунков простых моделей из плоских деталей, из деталей конструкторов. Чтение простых маршрутных карт на изготовление моделей из плоских деталей, из деталей конструкторов. Экономное использование материалов.
Учебное место для начального моделирования. Технология начального моделирования из плоских деталей (бумага, картон, пиломатериалы толщиной до 30 мм, фанера толщиной до 5 мм; мягкая проволока), из деталей конструкторов. Сборка моделей по образцу, техническому рисунку, чертежу, словесному описанию и собственному замыслу.Инструменты, приспособления и учебное оборудование для начального моделирования. Качество моделей. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии, связанные с моделированием.
Практическая работа.Организация учебного места для начального моделирования. Чтение маршрутных карт. Начальное моделирование простых изделий из плоских деталей, из деталей конструкторов.
Примерный перечень изделий.Простые изделия из плоских деталей, из деталей конструкторов; модели-игрушки; модели-сувениры, модели парашютов, планеров, самолётов; плоские воздушные змеи; контурные макеты и модели автомобилей, декоративные и сувенирные изделия и др.
2. Автомоделирование
Автомоделирование. Виды и общее устройство автомоделей. Графическая и технологическая документация на изготовление автомоделей. Экономное использование материалов.
Учебное место для автомоделирования. Технология изготовления основных деталей и сборочных единиц автомоделей: кузова и ходовой части. Отделка автомоделей. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для автомоделирования. Качество моделей. Правила безопасного поведения.
Профессии, связанные с моделированием.
Практические работы.Изготовление кузова модели легкового автомобиля. Изготовление ходовой части модели легкового автомобиля.
Примерный перечень изделий. Несложные действующие или недействующие автомодели; модели-копии легковых или грузовых автомобилей, модели-сувениры, декоративные и сувенирные изделия и др.
3. Авиамоделирование
Общие сведения о летательных аппаратах. Классификация летательных аппаратов.
Авиамоделирование. Виды и общее устройство авиамоделей. Графическая и технологическая документация на изготовление авиамоделей. Экономное использование материалов.
Учебное место для авиамоделирования. Технология изготовления основных деталей и сборочных единиц авиамоделей: фюзеляжа, крыла, киля, стабилизатора; винтомоторной установки. Отделка авиамоделей. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для авиамоделирования. Качество моделей. Правила безопасного поведения.
Профессии, связанные с моделированием.
Практические работы.Изготовление простейшей модели планера из бумаги. Изготовление заготовок основных деталей модели планера. Изготовление основных деталей модели планера. Изготовление воздушного винта. Изготовление винтомоторной установки модели самолёта с резиновым двигателем.
Примерный перечень изделий. Несложные модели планеров; свободнолетающие модели самолётов; настольные модели-копии самолётов; авиамодели свободной конструкции, модели-сувениры, декоративные и сувенирные изделия и др.
4.Судомоделирование
Общие сведения о судах и кораблях. Классификация судов и кораблей.
Судомоделирование. Виды и общее устройство судомоделей. Основные свойства судомоделей. Главные размеры модели судна.
Графическая и технологическая документация на изготовление судомоделей. Экономное использование материалов.
Учебное место для судомоделирования. Технология изготовления основных деталей и сборочных единиц судомоделей: корпуса, винтомоторной установки, рулевого устройства, палубной надстройки. Способы изготовления корпусов из бумаги, пенопласта, папье-маше, древесины. Отделка, испытание и регулировка судомоделей. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для судомоделирования. Качество моделей. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии, связанные с моделированием.
Лабораторные работы.Ознакомление с видами судомоделей. Ознакомление с основными свойствами судомоделей. Определение главных размеров модели судна.
Практические работы.Изготовление корпуса модели лодки из бумаги. Изготовление корпуса модели судна из древесины. Изготовление рубки судомодели из древесины. Изготовление корпуса модели судна из папье-маше. Изготовление резинового двигателя для судомодели. Изготовление и регулировка простейшего гребного винта. Изготовление простого руля. Изготовление рубки из тонколистового металла. Отделка корпуса судомодели.
Примерный перечень изделий. Простые силуэтные судомодели (яхта, катер, подводная лодка и др.); модели судов и кораблей; настольные модели-копии судов и кораблей; модели парусников, модели судов и кораблей с резиновыми двигателями; судомодели свободной конструкции с электродвигателями, декоративные и сувенирные изделия и др.
5. Конструирование
Конструирование. Техническое конструирование. Конструкция изделия (устройство изделия, виды соединений деталей изделия и т. п.). Конструкционные материалы и их виды.
Понятие о типовых деталях. Виды типовых деталей. Соединения деталей. Понятие о механизме. Виды механизмов. Понятие о машине. Виды машин. Принципы конструирования. Способы конструирования. Понятие о технике и транспорте. Виды транспорта.
Художественное конструирование. Композиция изделия (форма изделия, виды отделки деталей изделия и т. п.). Свойства композиции изделия: симметричность и асимметричность (симметрия и асимметрия); статичность и динамичность (статика и динамика), пропорциональность (пропорции) и масштабность (масштаб), контрастность (контраст) и нюансность (нюанс), метричность (метр, метрический повтор) и ритмичность (ритм, ритмический повтор), цветность (цвет).
Графическая и технологическая документация для конструирования изделий. Экономное использование материалов.
Учебное место для конструирования изделий. Технологии конструирования и изготовления изделий. Сборка изделий по образцу, техническому рисунку, чертежу, словесному описанию и собственному замыслу.Инструменты, приспособления и учебное оборудование для конструирования изделий. Качество изделий. Правила безопасного поведения при работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Профессии, связанные с конструированием.
Графические работы. Чтение и выполнение эскизов конструкций и композиций изделий; чертежей и технических рисунков изделий.
Лабораторная работа. Ознакомление с видами типовых деталей и соединений деталей. Ознакомление с видами механизмов. Ознакомление с видами машин.
Практические работы.Конструирование изделий из плоских и объёмных деталей.
Примерный перечень изделий.Изделия из плоских и объёмных деталей (материал: бумага, картон, древесина, металл); декоративные и сувенирные изделия и др.