Определение технического состояния корпуса по износу связей
Методика определения износа основных связей корпуса
Износ элементов связи следует определять не менее, чем в двух ха- рактерных сечениях в средней части (0,5L) корпуса и по одному сечению в каждой оконечности (0,25L).
Для судов длиной до 50 м допускается принимать по одному сечению как в оконечностях, так и в средней части.
Достаточность количества сечений должна быть определена комисси- ей и Регистром в зависимости от конструктивных особенностей и возрас- та судна, вида износа, условий эксплуатации и т.п.
Для всех серийных судов длиной более 50 м должна быть разработана
«Схема дефектации корпуса» с назначением поперечных сечений и коор- динат мест замера износов элементов связей. Схема должна быть разрабо- тана с учетом следующих указаний, которые правомерны и для остальных судов:
а) поперечные сечения, выбранные для определения износов элемен- тов связей, должны быть наиболее характерными в отношении прочности корпуса (ослабленные большими вырезами, имеющие минимальные пло- щади поперечных сечений и др.);
б) в технических требованиях схемы следует оговорить необходи- мость измерения остаточных толщин в дополнительных местах, если внешним осмотром или по результатам предыдущих дефектаций будут выявлены участки элементов связей, имеющие повышенный износ по сравнению с сечениями, предусмотренными схемой. В случаях замены наружной обшивки в сечениях, предусмотренных схемой, при последую- щих дефектациях измерения остаточных толщин должны быть произве- дены в ближайших к ним сечениях, не имевших замененных листов;
в) для судов, перевозящих жидкие грузы, следует дополнительно из- мерять износы корпусных конструкций в отсеках, имеющих в процессе эксплуатации наибольшее газовое пространство, а также в отсеках, через которые производится налив и слив груза;
г) для судов, постоянно эксплуатирующихся на мелководье, швар- тующихся у необорудованного берега, судов, на которых грузовые работы выполняются механизированными способами, с помощью грейфера, а также других судов, связи которых подвержены повышенному износу, участки для измерения следует выбирать в местах примыкания набора к обшивке и настилу;
д) износ каждой группы связей (в поперечном сечении) должен быть определен для всех элементов этой группы, но допускается определить не менее чем для пяти элементов палубы, днища, второго дна и не менее чем
для трех элементов наружных и внутренних бортов и переборок (рис. 2.7). У корпуса существуют следующие группы связей: группа связей палубы, днища, второго дна, бортов и переборок.
Измерение средних остаточных толщин элементов групп связей произ- водить весовым, микрометрическим, ультразвуковым и другими по согла- сованию с Регистром методами, обеспечивающими надлежащую точность.
Рис. 2.7. Размещение участков изме- рения остаточных
толщин на элементах связей корпуса:
1 – элементы связей (пояса, балки набора); 2 – участки измерения 200´200 мм;
3, 4, 5, 6, 7 – группы связей палу- бы, днища, второго дна, борта, второ-
го борта
При весовом методе определения средней остаточной толщины из де- фектуемых элементов групп связей на участках их измерения вырезаются планки, из которых изготовляются образцы размером 200´200 мм (с от- клонениями размеров сторон не более ±5 мм), которые после маркировки и очистки от продуктов коррозии обмеряются и взвешиваются.
|
, мм, определяется по выражению
|
|
r × F
где m – масса образца, г, определяемая с точностью ±3 г;
F – площадь образца, см2, определяемая с точностью ±4 см2, что соответствует измерению сторон образца с точно- стью ±0,1 см;
r – плотность металла, г/см3, (r = 7,85 г/см3 – для стали,
r = 2,70 г/см3– для легких сплавов).
Абсолютная точность измерения средних остаточных толщин весовым ме-
|
, мм, может быть оценена по выражению подсчета погрешности.
DSв
= ± 1 × ⎡
m + Dm
- m - Dm
⎤
|
|
⎢ r (F - DF )
r (F + DF )⎥
где Dm – абсолютноемаксимальное отклонение при взвешивании образца, г;
DF – абсолютноемаксимальное отклонение при измерении об- разца, см2.
Подставляя в выражение (2.12) значение m для наиболее распростра- ненного диапазона толщин связей корпуса судов Минречфлота (S = 5 мм и S = 10 мм), получим абсолютную точность измерения средних остаточ- ных толщин весовым методом:
|
для S = 10 мм – DSв
= ±0,033 мм;
= ±0,064 мм.
ср
|
составит соответственно:
|
± DSв
= ср×100% = ±0,66% мм;
S
|
= ±0,64% мм.
Точность измерения для корпусов из легких сплавов будет несколько хуже. Таким образом, весовой метод позволяет измерять остаточные тол-
щины связей при дефектации в (3…5) раз точнее, чем допускается Прави- лами Регистра (±0,15 мм). В этом его главное достоинство.
Вместе с тем, процесс дефектации весовым методом является трудо- емким по исполнению, сопровождается необходимостью подъема судна на слип (в док) для проверки подводных связей корпуса, их разрушением при вырезке образцов с необходимостью восстановления целостности и герметичности после дефектации.
Учитывая высокую точность и отмеченные недостатки, весовой метод используется как базовый (контрольный) для проверки точности измере- ния другими методами и как арбитражный при решении спорных вопро- сов. Его применение обязательно только при смене больших площадей обшивки и при наличии сильно развитой язвенной коррозии.
|
Средняя остаточная толщина
S м , мм, определяется как среднее
арифметическое из 12 измерений не менее чем в трех отверстиях по вы- ражению
n m
å Si
|
ср 12
(2.13)
,
|
|
i
результат текущего измерения, мм.
Рис. 2.8. Штангенциркуль-толщиномер и индикатор-толщиномер для измерения остаточных толщин связей корпуса через отверстия:
1 – неподвижная игла; 2 – подвижная игла; 3 – игла глубиномера
Рис. 2.9. Измерение остаточной толщины связи через отверстия:
1 – участок измерения 200´200 мм; 2 – отверстия I, II, III Æ (6…8) мм; 3 – места измерения; 4, 5 – неподвижная и подвижная иглы толщиномера
Среднюю остаточную толщину элемента связи при двухстороннем яз-
|
на участке измерения следует определять по формуле
я = м - 1 вя
- 1 ня
, (2.14)
где вя
Sср
ня
Sср
hсрhв
2
hсрhн
2
hср , hср
– средняя глубина язв на внутренних и наружных по-
верхностях, мм.
hв, hн– степень распространения язвенного износа по внут- ренней и наружной поверхностям.
|
|
определяется как среднее арифметическое
из результатов измерений глубины (6…10) язв. Для измерения необходи- мо выбирать наиболее глубокие, средние и наименее глубокие язвы. Из-
мерения следует проводить с помощью глубиномера, индикатора часово- го типа или другого подобного прибора.
Степень распространения язвенного износа следует определять как отношение площади Fя, занятой на измеряемом участке язвами, ко всей площади участка, F, то есть
h = Fя. (2.15)
F
Площадь распространения язв с каждой стороны элемента следует определять визуально с помощью проволочных шаблонов, сетчатых тра- фаретов, нанесенных на кальку, или других подобных приспособлений.
|
|
|
( DS я )
должна составлять по требованию Регистра ±0,1 мм, но ее можно опреде- лить лишь сравнением с результатом измерения базовым весовым методом:
в н m
DSср= Sср- Sср. (2.16)
|
, %, опреде-
ляется тоже по сравнению о базовым весовым методом по выражению
в м
|
Sср - Sср
|
100 . (2.17)
Уравнение (2.17) является наиболее объективной оценкой метода, не обеспечивающего зачастую установленной для него точности измерения и дающего при неравномерном износе связей несколько завышенную оста- точную толщину.
Микрометрический метод обладает всем комплексом недостатков, присущих весовому методу (необходим подъем судна на слип, разрушает- ся целостность корпуса засверловкой отверстий, требуется восстановле- ние целостности и герметичности связей после дефектации) и по этим соображениям его использование должно ограничиваться.
Вместе с тем он продолжает применяться из-за простоты и доступно- сти процесса измерения, хотя и не обладает высокой точностью.
Применение микрометрического метода не рекомендуется при повы- шенном язвенном и неравномерном износе связей.
При ультразвуковом методе определения средней остаточной толщи- ны на дефектуемых элементах связей выбираются участки по аналогии с предыдущим методом, на котором зачищаются три площадки размером 200´200 мм. Щупом (искателем) ультразвукового толщиномера должно быть выполнено не менее 10 измерений (рис. 2.10).
Площадки зачищаются торцевой фрезой или плоским шабером до чистого металла, а для создания надежного акустического контакта с щу- пом перед измерением смазываются минеральным маслом.
Измерение производится ультразвуковыми толщиномерами
«Кварц–6» (рис. 2.11), «Кварц–12» или другими приборами, обеспечи- вающими абсолютную точность измерения ±0,15 мм. Показания при из- мерении следует снимать только устойчивые и надежные.
Рис. 2.10. Измерение остаточной толщины связи на зачищенных площадках щупом
«Кварц–6»:
1 – участок измерения 200´200 мм; 2 – места контроля I, II, III Æ (20…40) мм;
3 – места измерения
Рис. 2.11. Ультразвуковой толщиномер
«Кварц–6»
1 – эталоны толщины; 2– установка начала шкалы; 3 – фиксация начала шкалы;
4 – установка конца шкалы; 5 – фиксация конца шкалы; 6 – переключатель диапазонов 7 – генератор; 8 – приемник
Средняя остаточная толщина
y , мм, определяется как среднее
|
|
n у
å Si
|
|
|
(2.18)
,
где
S у – результат текущего измерения, мм.
|
|
, мм, и dS y
, %, определяются по аналогии с микрометри-
ческим методом выражениями:
у в у
DSср= Sср- Sср;
в у
|
Sср - Sср
|
100 .
(2.19)
При технически исправном состоянии измерительного прибора и со- ответствующей квалификации дефектовщика ультразвуковой метод изме- рения остаточных толщин связей является наиболее эффективным и пред- почтительным, позволяющим выполнять односторонние измерения без подъема судна на слип и разрушения связей при дефектации с точностью, удовлетворяющей требованиям Регистра.
Ультразвуковой метод при дефектации дает несколько заниженные остаточные толщины связей из-за их утонения при обработке площадок для измерения.
При наличии на поверхности измерения язв глубиной 1,5 мм и более необходимо учесть язвенный износ по формуле (2.14).
Измерение остаточных толщин элементов набора (стенки, пояска) производится теми же методами и средствами измерения, что и обшивки. Толщины элементов набора, где это технически возможно, измеряются штангенциркулем, микрометром и т.п. Количество измеряемых связей определяется на основании внешнего осмотра в зависимости от степени неравномерности износа однородных связей. На элементах набора, сохра- нивших строительную окраску, измерение остаточных толщин допускает- ся не производить.
Если внешним осмотром установлен значительный износ связи из по- лособульба, то процент износа должен быть определен весовым методом. Для этого необходимо вырезать участок полособульба, отделив его от обшивки с таким расчетом, чтобы после обработки на станке получить образец размерами 200 мм по длине и уменьшенным на 20 мм по высоте.
После очистки образец взвешивают.
Износ полособульба, %, определяют по уравнению
K = Миз100 , (2.20)
эл М
где
т
Миз– масса образца, г, определяемая с точностью ±3 г;
Мт– теоретическая масса полособульба длиной 200 мм с уменьшенной на 20 мм стенкой, которая будет иметь сле- дующие значения в зависимости от номера полособульба:
№ 5 – 324 г; № 5,5 – 409 г; № 6 – 523 г; № 7 – 643 г;
№ 8 – 763 г; № 9 – 927 г; № 10 – 1162 г; № 12 – 1546 г;
№ 14 – 1990 г.
Среднее утонение элемента связей корпуса, мм, определяется по фор- муле
DS = S - Sср , (2.21)
где S – проектная или нормируемая Правилами толщина эле- мента связи корпуса, мм;
Sср– средняя остаточная толщина элемента связи корпуса, мм. Износ элемента связи корпуса (листов и набора), %, следует вычис-
лять по выражению
Кэл
= 100 DS. (2.22)
S
Износ групп связей К, %, определяется по формуле
n
å Кэлbэл
K = 1 , (2.23)
n
å bэл
где
bэл– ширинаэлемента связи, м;
n – число элементов в группе связей.