Особенности процессов монтажа конструкций при отрицательных температурах окружающей среды
При отрицательных температурах сборные ж/б элементы хранят на складах на высоких подкладках и принимаются меры, исключающие обледенение поверхностей. Перед монтажом стыкуемые поверхности элементов очищают от снега и наледи скребками, щетками, горячим воздухом.
При производстве монтажных работ наиболее уязвимым местом является стык сборных ж/б конструкций. Дело в том, что незначительный объем бетона, укладываемого в стык, и высокий модуль его поверхности способствует быстрому замораживанию.
Заделку стыков осуществляют одним из следующих способов: безобогревным с противоморозными добавками, обогревным – обычными бетонами с тепловой обработкой. При определенных условиях применяют также комбенированный способ – бетонами с противоморозными добавками и последующей тепловой обработкой.
Безобогревный применяют при заделке как нерасчетных, так и расчетных стыков, при условии, что замедление твердение бетона не вызовет задержки в производстве монтажных работ.
В качестве основных противоморозных добавок применяют поташ и нитрит натрия.
Обогревный способ применяют в тех случаях, когда безобогревный не допускается или может вызвать задержку работ по монтажу.
Поверхности перед заполнением стыка д.б. отогреты до положительной температуры (не ниже 10 и не выше 50). Класс бетона заделки повышается на одну ступень по сравнению с классом, требуемым по проекту. Бетонную смесь применяют подогретой (не выше 40). Тепловую обработку бетона в стыках осуществляют электропрогревом, инфрокрасным, индукционным или кондуктивным методами нагрева.
Электропрогрев исг. главным образом для стыков колонн с фундаментами стаканного типа и стеновых панелей.
При электропрогреве стыков колонн с фундаментами в уложенную смесь опускают круглые арматурные стержни диам. 6…8мм, которые служат электродами. Расстояние между стержневыми электро электродами. Расстояние между стержневыми электродами принимают таким, чтобы исключались местные перегревы бетона (20... 25 см). Все открытые поверхности прогреваемых соединений укрывают влаго- и паронепроницаемым материалом (рулонным кровельным материалом, полимерными пленками), утепляют опилками, шлаком, матами из минеральной плиты.
Электропрогрев бетона в вертикальных стыках крупнопанельных жилых домов выполняют при помощи стержневых электродов, а горизонтальных
(Продолжение 31)
стыков—струнных электродов, выполненных в виде секций длиной 2...3 м из стержней диаметром 6 мм, соединенных между собой через каждый метр изолированными шпонками.
При подготовке стыков к электропрогреву их очищают, устанавливают электрооборудование, прокладывают электросети, заготовляют и устанавливают электроды в предварительно отогретые (при необходимости) полости стыка.
Основным видом контроля за режимом электропрогрева и прочностью бетона является измерение температуры бетона В пределах одной захватки контролируют температуру двух забетонированных стыков группы: первого и последнего. В первые 3 ч температуру замеряют через каждый час, затем 2 раза в смену.
Для снижения тепло- и влагопотерь стыки укрывают гидро- и теплоизоляционными материалами.
Инфракрасный нагрев позволяет осуществлять предварительный стыков, конструкция которых позволяет намотать или установить инвентарную катушку-индикатор, например стыки колонн, колонн с ригелями.
Бетон прогревают от понизительных трансформаторов при напряжении 49... 107 В, при хорошей изоляции —при напряжении 220 В. Этим же методом отогревают арматуру, закладные части и через них бетон без помощи другого оборудования. Особенно эффективен индукционный нагрев при зачеканке узких зазоров, сильно насыщенных металлом.
Кондуктивный нагрев, основан на применении греющей опалубки. Такую опалубку применяют для предварительного отогрева стыкуемых поверхностей и прогрева уложенного бетона. Греющая опалубка может иметь различную форму и конструкцию Инвентарная металлическая опалубка с греющими электрическими кассетами состоит из металлических листов, определяющих контур стыка конструкции, кассет и уголков для их крепления. Электрические кассеты подсоединяют параллельно к питающей сети напряжением 65 В. Температуру контролируют термометром, который вставляют в предусмотренное в опалубке и кассете отверстие.
Комбинированный способ предусматривает добавление в бетонную смесь нитрита натрия (не свыше 10% массы цемента) для понижения температуры замерзания. После заполнения стыка бетон подвергают тепловой обработке одним из рассмотренных выше способов.
Комбинированный способ позволяет отказаться от отогрева стыкуемых элементов перед бетонированием, начинать прогрев в любое время, удобное для вып. монт. работ (но при условии, что темп. будет не ниже —15°С), применять для приготовления бетонной смеси неподогретые заполнители.