Теплоутилизация и охлаждение
Контактный газ из реактора поз. 5 с температурой 580 0С и дымовой газ из регенератора поз. 14 с температурой 650 0С поступает соответственно в котлы- утилизаторы поз. 7,16, где охлаждаются до температуры 300 0С и 200 0С за счет испарения конденсата, поступающего в межтрубное пространство аппаратов. За счет съема тепла контактного газа и дымового газа в котлах-утилизаторах поз.7,16 вырабатывается пар давлением 1,4 МПа (14 кгс/см2), который через паросборники поз.80,81 поступает в цеховой коллектор пара. Давление вторичного пара в коллекторе поддерживается регулятором давления поз.0515, клапан которого установлен на линии подачи вторичного пара в цеховой коллектор.
Уровень конденсата в паросборниках поз.80, 81 поддерживается автоматически регуляторами уровня, поз.8023, 8055, клапаны которого установлены на линии подачи конденсата в паросборники поз.80, 81.
Для удаления солей жесткости конденсат из котлов-утилизаторов поз.7,16 частично дренируется в Е-91, где охлаждается промышленной водой. Из емкости поз.91 насосом поз.94 конденсат откачивается в коллектор обратной промышленной воды. Температура конденсата после сборника поз.91 контролируется прибором позиции 0711. Уровень конденсата в сборнике поз.91 регулируется клапаном поз.8070, установленным на линии подачи промышленной воды в емкость поз.91.
Паровой конденсат для питания котлов-утилизаторов поз.7, 16 из общезаводской сети или из отделения БК-3 поступает в емкость поз. 23, откуда насосом поз.22 подается в паросборники поз. 80,81. Из паросборников поз. 80, 81 конденсат самотеком поступает в котлы- утилизаторы поз.7,16. Уровень конденсата в емкости поз.23 регулируется клапаном поз.8033, который установлен на линии приема парового конденсата из заводской сети. Для поддержания уровня в Е-23 при аварийном прекращении поступления парового конденсата из заводской сети, предусмотрена автоматическая подача промышленной воды. При понижении уровня в Е-23 ниже 20 % по прибору поз.8033 автоматически открывается электрозадвижка № 5 на линии промышленной воды.
Из котла-утилизатора поз.7 контактный газ поступает в нижнюю часть скруббера поз.8, где происходит отмывка от катализаторной пыли. Также в нижнюю часть скруббера поз.8 предусмотрен прием углеводородной воды из отделения БК-3 и "тяжелых" со станции испарения сырья.
Отмывка производится водой, циркулирующей в нижней части скруббера поз. 8 насосом поз. 9. Из нижней части скруббера контактный газ через стакан глухой тарелки поступает в верхнюю часть скруббера. В верхней части скруббера контактный газ охлаждается до температуры 55 0С, циркулирующей водой по верхнему каскаду скруббера поз.8 насосом поз.10 через кожухотрубные холодильники поз.21 и очищается от катализаторной пыли.
В холодильниках поз.21, 21а циркулирующая шламовая вода охлаждается до температуры 35 0С промышленной водой. Температура контактного газа, выходящего из скруббера поз. 8, регулируется расходом подаваемой в холодильники воды, клапан поз.8032 установлен на линии обратной воды из холодильников поз. 21, 21а. Подпитка скруббера осветленной водой осуществляется по уровню в кубе скруббера поз.8 насосом поз. 69 из емкости поз.68 на всас насоса поз.10.
В нижней части скруббера неизбежно накопление катализаторной пыли, поэтому часть воды с линии нагнетания насоса поз.9 постоянно выводится на очистку в отстойник поз.32. Взвешенные частицы катализатора осаждаются в нижней части отстойника поз.32 в виде шлама. Шлам периодически выводится на захоронение или подается насосом поз.58 на сжигание в регенератор поз.141 в зону под 6-й решеткой. За счет высокой температуры в регенераторе поз.141 происходит испарение подаваемой шламовой воды. Катализаторная пыль, поступившая со шламовой водой, улавливается циклонами регенератора поз.141 и ссыпается в слой катализатора. При посадке "кипящего" слоя регенератора поз.141 подача шламовой воды должна быть прекращена, насос поз.58 остановлен.
В период пуска, разогрев системы реактор – регенератор до температуры 4000С ведётся дымовыми газами, подаваемые из топки поз.20. Воздух от воздухонагнетателей поз.15 подается в камеру сгорания топки поз.20. В камеру сгорания в газовую форсунку подается топливный газ. Для предохранения внутренней футеровки топки от возможного перегрева и разрушения в кольцевой зазор между стеной топки поз.20 и камерой сгорания вводится дополнительное количество технологического воздуха от воздухонагнетателей поз.15. Подогретый в кольцевом зазоре воздух поступает в камеру смешения топки поз.20 и смешивается с горячими, выходящими из камеры сгорания дымовыми газами.
Дымовые газы из верхней части топки поз.20 поступают в реактор поз.5 и в регенератор поз.14. Температура дымового газа на выходе из топки поз.20 регулируется регулирующим клапаном поз.8021, установленным на линии подачи топливного газа в топку поз.20. Расходы воздуха на горение и в кольцевой зазор топки поз.20 регистрируются приборами поз.5054 и поз.5058 соответственно.
Для поддержания предохранительного клапана топки поз.20 в закрытом положении при работе в верхнюю часть камеры, расположенного над поршнем предохранительного клапана, подается воздух КИПиСА через регулирующие клапаны поз.8022в, 8022г.
Во время разогрева реакторного блока автоматически закрывается электрозадвижка №6 на линии подачи топливного газа в регенератор поз.14 при снижении температуры низа регенератора ниже 6000С.
После нагрева катализатора до температуры 3900С в "кипящий" слой регенератора поз.14 подается дизельное топливо, которое при этой температуре самовоспламеняется и система разогревается до температуры не ниже 6000С. Дизельное топливо подается насосом поз.25 из емкости поз.24 в комбинированные форсунки регенератора поз.14. Подача дизельного топливо регулируется дистанционно вручную клапаном поз.8009. После разогрева катализатора до температуры 6000С в комбинированные форсунки подается топливный газ, который самовоспламеняется при этой температуре. При достижении уровня катализатора в регенераторе поз.14 45% по прибору поз.6019а подача топливного газа ведется через верхние газовые форсунки во избежание снижения активности катализатора.
Для хранения свежего катализатора, отработанного катализатора и освобождения системы от катализатора установлены три бункера поз.19. Бункеры поз.191,2 предназначены для хранения отработанного катализатора, бункер поз.193 – для свежего катализатора. Свежий катализатор поступает в цех в цементовозах, откуда загружается в бункер свежего катализатора. Загрузка осуществляется пневмотранспортом. Имеется возможность загрузки свежим катализатором бункеров поз.191,2 и перегрузки катализатора между ними. Свежий катализатор из бункера поз.193 используется на заполнение системы, а также на восстановление потерь катализатора, унесенного с контактным и дымовым газами.
Для предохранения от завышения давления более 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) реактора, регенератора, котлов-утилизаторов установлены гидрозатворы поз.88, 96 с сепараторами поз.89, 97. Заполнение гидрозатворов ведется промышленной водой из коллектора промышленной воды. Сброс газов после сепаратора поз.97 выведен в линию факела низкого давления, а после сепаратора поз.89 в атмосферу.
Сброс с предохранительных клапанов, установленных на линиях технического воздуха, азота, водяного пара выведен в атмосферу.
В период пуска реакторного блока предусмотрена линия запитки стояков азота технологическим или техническим воздухом через тройник, который снимается перед приемом сырья и отглушается, стояк азота запитывается азотом.
Для хранения аварийного запаса азота установлен шаровой газгольдер поз.95, заполнение его производится азотом высокого давления до 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).
Для чистки аппаратов поз.5, 14, 19 от катализатора при подготовке их к ремонту предназначен вакуумнасос поз.113.
Катализаторная пыль из аппаратов через гибкие шланги отсасывается в бункер поз.111. Из бункера поз.111 пылевоздушная смесь поступает в скруббер поз.112, где происходит улавливание катализаторной пыли.
Катализатор, собранный в бункер поз.111 и шлам из скруббера поз.112 по мере заполнения аппаратов, выгружается в специальную машину и вывозится на шламоотвал.
Для подачи воздуха в регенератор поз.14 и в топку поз.20 установлены воздухонагнетатели. Атмосферный воздух, через воздухозаборную камеру, поступает во всасывающий трубопровод воздухонагнетателя поз.15, в зимнее время в воздухозаборной камере воздух нагревается до +180С за счет перепуска горячего воздуха с нагнетания в воздухозаборную камеру и очищается в масляном самоочищающемся фильтре поз.30а.
Смазка редукторов и подшипников производится циркулирующим маслом. Заполнение систем воздухонагнетателей поз.15 свежим маслом производится из емкости поз.98 путем поддавливания. Опорожнение системы от отработанного масла производится насосом поз.100 в емкость поз.99.