Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей
Недостатки стальных цепей:
· большая масса;
· возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия
трещин;
· необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.
|
|
Стропы и грузозахватные устройства
Стропы
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или
снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают
быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий
устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стропы бывают:
стальные канатные;
цепные;
хлопчатобумажные;
пеньковые;
капроновые.
Стальные канатные стропы получили широкое распространение при
выполнении
строительно-монтажных
и
погрузочно-разгрузочных
работ,
подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб,
строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы
менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и
гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из
органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной
проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой
надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а
постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его
задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· двухветвевые (2 СК);
· трехветвевые (3 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
· кольцевые (СКК).
Цепные
Стропы
чаще
всего
применяют
в
металлургическом
и
машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами
листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми
кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
двухветвевые (2 СЦ);
трехветвевые (3 СЦ);
универсальные (УСЦ).
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих
специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные
— для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г —
четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с
уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 —
соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые
Стропы
обычно
применяют
для
захвата
и
транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами,
скобами и т. п.
М н о г о в е т в е в ы е с т р о п ы применяют для подъема и транспортировки
станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и
четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей,
|
блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено
стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
У н и в е р с а л ь н ы е с т р о п ы применяют при подъеме груза, обвязка
которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат,
аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для
обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями
РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации
грузоподъемных
кранов,
а
также
конструкторской
документации,
утвержденной в установленном порядке.