Особенности звероводства в Республике Беларусь
На долю клеточного звероводства приходится свыше 98% пушнины, заготавливаемой в Республике Беларусь. Выращиванием плотоядных пушных зверей занимаются более 60 хозяйств Минсельхозпрода и семь специализированных хозяйств Белкоопсоюза. Из пушных зверей среди хищных в неволе разводят в основном представителей двух семейств – куньих (норку, соболя, хорька) и собачьих (песца, лисицу, енотовидную собаку). В структуре поголовья около 85% занимает норка, которая в зависимости от генотипа может иметь различные виды окраса.
Наиболее высокие показатели по концентрации поголовья норок, производству и качеству пушнины имеют Молодечненское, Пинское, Гродненское, Могилевское, Калинковичское зверохозяйства, совхоз «Белорусский» Вилейского района, колхоз-комбинат «Прогресс» Гродненского района. Выращиванием песца занимаются Могилевское и Бобруйское зверохозяйства, а серебристо-черной лисицы – «Ободовцы» Вилейского района.
Из растительноядных видов зверей в производственных условиях разводят нутрию, ондатру, шиншиллу. На выращивании шиншиллы специализируется СПК им. 17 Сентября Барановичского района. Общая численность стада здесь составляет около 1 тыс. голов. Что касается нутрии, то в настоящее время ее разводят в основном в частном секторе.
Среди растительноядных в отдельную отрасль выделяется кролиководство.
Кролики – плодовитые и скороспелые животные, быстро растут и размножаются. От одной самки (при использовании для воспроизводства ее приплода от первых окролов) можно получить до 1–1,5 ц мяса в год. Численность кроличьего стада во всех категориях хозяйств республики составляет 387 тыс. голов. Наибольший удельный вес поголовья сосредоточен у населении – 98,4 %. На долю СПК и госхозов приходится 1,3, фермерских хозяйств – 0,3%.
Клеточное звероводство республики представляет собой высокорентабельную (до 50 `% и даже выше) отрасль животноводства. Ежегодно хозяйствами реализуются норки (более 600 тыс. шкурок), 30 тыс. песца (30 тыс.) и серебристо-черной лисицы (10 тыс.). Однако для производства указанной пушнины необходимо 2 тыс. т конины, 1,0 тыс. т печени, 25 субпродуктов II категории тыс. т, 17 рыбы и рыбных отходов тыс. т, 0,8 сухого обезжиренного молока тыс. т, 5,0 тыс. т творога, значительное количество концентратов и биопрепаратов.
Звероводство требует соблюдения технологических условий на высоком уровне санитарной культуры, поскольку с кормами животного происхождения могут передаваться патогенные начала с неблагополучных по болезням ферм, а порча кормов ведет к массовому отравлению животных.
В Республике Беларусь отсутствуют ресурсы на кормовую рыбу. Ее приходится завозить из других государств по высоким ценам в обмен на пушнину и другие товары народного потребления. Наряду с этим зверохозяйства нуждаются в специальной металлической сетке, кормоперерабатывающем оборудовании, спецавтотранспорте, биопрепаратах и других материальных средствах, большая часть которых поступала из-за пределов республики.
В последние годы определенные затруднения связаны с организацией племенной работы. Разрыв сложившихся экономических и хозяйственных связей между республиками создал существенные препятствия в завозе племпоголовья. Ликвидировано научное обеспечение отрасли. В то же время такие проблемы, как разведение, племенная работа, содержание, кормление, использование нетрадиционных видов кормов, ветеринарное обеспечение, освоение новых видов пушных зверей, требуют глубоких научных исследований.
Пчеловодство в Беларуси.
Пчеловодство в Республике Беларусь имеет опылительно-товарное направление. Поэтому организацию пасек и их размер нужно проводить, учитывая не только медоносные ресурсы естественно произрастающих медоносов, но и потребность в пчелах для опыления сельскохозяйственных культур.
На основании многолетних исследований кормовой базы пчеловодства было установлено, что общий доступный для пчел потенциальный запас меда в цветках растений республики составляет около 24 тыс. т. Этого запаса достаточно для содержания примерно 250 тыс. пчелиных семей при условии получения от них по 10 кг товарного меда. Для повышения медопродуктивности пчел необходимо расширение площадей медоносных культур рапса, клевера, редьки масличной, донника. В настоящее время в республике имеется около 500 тыс. пчелиных семей, в том числе на общественных пасеках – около 100 тыс. Продуктивность пчелиных семей на общественных пасеках республики колеблется по областями составляет 3–6 кг товарного меда.
С целью увеличения рентабельности пасек необходимо внедрять прогрессивные технологии обслуживания и комплексного использования пчелиных семей с получением таких продуктов, как цветочная пыльца, маточное молочко, пчелиный яд и др. Немаловажный доход дают арендная плата за опыление пчелами энтомофильных культур, продажа пчелиных пакетов и маток. От каждой семьи в условиях Республики Беларусь можно получить пакет пчел, не снижая ее медосбора и опылительной деятельности.
Формирование пчелиных пакетов и их реализация – один из наиболее эффективных способов повышения доходности пасек. При этом необходимость формирования отводка (пакета) от каждой пчелиной семьи является надежным противороевым приемом прогрессивной технологии обслуживания крупных пасек. Как правило, эта работа сочетается с получением пчелиных маток и ведением племенной работы.
Следует отметить, что в Республике Беларусь недостаточно развита переработка меда на продовольственные цели, что связано главным образом с нехваткой соответствующих тароупаковочных материалов. Мед, как правило, фасуется в стеклянные банки емкостью 0,3-0,5 л, в то время как в большинстве стран тара имеет широкий диапазон емкости и упаковочных материалов.
Развитие мелких отраслей животноводства, а соответственно и переработки полученной ими продукции, в перспективе (при условии насыщения внутреннего рынка основными продуктами питания и стабильном потребительском спросе) будет более активным.
Основными проблемамив настоящее время являются:
· недостаточные маркетинговые исследования в отношении продукции мелких отраслей животноводства;
· отсутствие отлаженной системы селекции и племенного дела;
· слабая поддержка государства;
· отсутствие организационных структур, оказывающих помощь и отстаивающих интересы мелких сельхозпроизводителей, и др.