Характеристика информационного общества
В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость морально-нравственных ценностей и культуры досуга. Одной из важных информационных сред является культура общества. Понятие «культура» подразумевает: музыкальное, поэтическое, изобразительное творчество, взаимное уважительное, достойное отношение человека к человеку и его труду. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- обязательные документирование, регистрация и лицензирование создаваемой информации;
- использование, обработка и распространение информации с разрешения собственника (частного лица, учреждения или государства);
- защита информации от несанкционированного доступа и копирования;
- запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, являющейся конфиденциальной (о частной жизни; составляющей личную тайну или тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных видов сообщений);
- соблюдение правовых норм владения, хранения и использования информации, информационных технологий, программных продуктов;
- в способности использовать в своей деятельности информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Критерии информационной культуры человека:
1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию;
3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых.
По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что в свою очередь, приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.
Материально-технической основой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.
История аудио-визуальных средств обучения неразрывно связана с историей средств массовой информации. Выделим ключевые аспекты (см. Рисунок 1) для того, чтобы обозначить тенденцию, которая присуща развитию экранно-звуковых средств обучения, [1, с. 5-16].
1. Замена дорогого пергамента значительно более дешевой бумагой в XII в. позволила увеличить число грамотных людей, упростить процесс накопления информации.
2. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок (первая российская печатная книга появилась в 1564 г. в типографии И. Федорова и П. Мстиславца), что позволило многократно расширить возможности передачи учебной информации за счет резкого снижения стоимости книг и значительного увеличения их тиража. Я. А. Коменский в работе «Schola Pansiphica» призывал учителей внедрять газетный материал при изучении языка и географии. В XVII в. выделяются два направления применения технического изобретения: для производства учебной книги и внедрение сообщений периодических изданий в качестве дополнительного источника учебной информации.
3. 28 ноября 1814 г. был отпечатан на механизированной печатной машине номер газеты «Times», что сделало газеты действительно дешевыми, а, следовательно, общедоступными. В газетах и журналах информация передавалась в основном печатным словом, так как вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой. Исключение – модные журналы, выпускаемые ограниченным тиражом и рассчитанные на узкий круг читателей.
4. В плакатах, появившихся в XIX в. и выполнявших функции как глашатая (сообщавшего населению важную информацию), так и рекламы (театральные, а затем и кинематографические афиши, различного рода объявления), соотношение между текстом и визуальной информацией изменяется в пользу последней.
5. Внедрение в печатных СМИ фотографии в XIX в. увеличило долю визуальной информации, но, как и раньше визуальная информация лишь иллюстрировала текст, то есть дублировала печатный текст.
6. Немое кино (братья Люмьер, 1895 г.) передавало информацию исключительно с помощью образов. В сравнении с газетами текст и визуальная информация поменялись ролями: титры в немом кино подчинены визуальному ряду. По мнению А. В. Шарикова, «фильмы двадцатых годов имели порой довольно изысканный киноязык, который не всегда было легко понять неискушенной публике», [11, с. 30].
7. Цветное кино (начало – 20 гг., США) расширило возможности передачи информации с помощью невербальных форм коммуникации.
8. С появлением в кино звука (30-е годы прошлого века) кинематографисты уже прекрасно передавали смысл с помощью образов.
9. Радиопередачи дополняют отход от печатного слова к слову звучащему.
10. Возможность телевидения и смотреть, и читать, и слушать, и общаться в прямом эфире быстро отвоевывает аудиторию у прессы и радио.
11. Компьютер за сравнительно короткий исторический срок повторяет путь, пройденный средствами массовой информации. Вначале передача данных дискретного типа (текст и числа – аналог книги или газеты). Затем в текст включаются статичные изображения (иллюстрированная книга или газета). Практически одновременно появились динамичное изображение («великий немой»), звук (радио) и цвет (полноценное кино). Появление впоследствии компьютерной сети сделало возможным сочетать текст, числа, статичное и динамичное изображение, цвет, а также звук с возможностью интерактивного диалога (телевидение).
12. Начало продажи корейской компанией Hyundai 15.04.2008 г. первого стереоскопического 3D телевизора с диагональю 46 дюймов при разрешении1920 x 1080 пикселей и стоимостью в $4857 положило начало трехмерного телевидения.
В первом 3D телевизоре имеется два HDMI-порта и три композитных входа, благодаря которым можно смотреть традиционные передачи в 2D изображении. В комплект с новинкой также входят 3D-очки, без которых, собственно, невозможно увидеть трёхмерную картинку. Чтобы насладиться трёхмерными передачами, антенна должна улавливать сигнал японского телеканала BS11 3D, который принадлежит компании Nippon BS, так как только данный канал вещает передачи, поддерживающие трёхмерное изображение. Еще одна проблема – отсутствие достаточного количества 3D фильмов.
13. 9 марта 2010 г. впервые вышел номер бельгийской еженедельной газеты «La Derniere Heure» в формате 3D – все его фотографии были представлены в трехмерном измерении, а к номеру бесплатно прилагались специальные очки.
Из истории развития средств массовой информации, и средств обучения как обособленного их вида, следуют следующие выводы:
1 По мере развития техники происходит постепенное уменьшение доли вербальной информации за счет увеличения невербальной. Печатное слово заменяется изображением и звучащим словом.
2 2. Происходит постепенный переход от знака к символу. И. Л. Дрижун, [3, с. 28-35], выделяет три типа моделей по соотношению слова и образа в информационном сообщении:
а) а) ведущим компонентом является слово, а образ служит для иллюстрации;
б) б) слово и образ равноправны;
в) в) в основе сообщения лежит образ, который выступает в роли источника информации, а слово теряет самостоятельность и следует за образом.
3 3. При формировании пространственных образов в три этапа, [4, с. 57]:
а) а) формирование зрительного образа;
б) б) формирование образа памяти;
в) в) формирование образов воображения
второстепенные детали на экране вообще не возникают, то есть исчезает «вторичный фон». Процедура перехода от статического изображения к динамическому переводит «двумерную» информацию в «трехмерную». Сформированность образов воображения характеризуется, согласно И. С. Якиманской, двумя типами оперирования: изменением пространственного положения (вращение, перемещение и др.) и преобразованием по структуре (путем перегруппировки его элементов с помощью наложения, совмещения, добавления, усечения и т. п.).
Рисунок 1. Взаимосвязь открытий и изобретений с развитием средств массовой информации и аудио-визуальных средств обучения [на основе 1, с. 14]
Для средств обучения информация излагается специально. И по форме предъявления, и по содержанию наблюдается значительное отличие от остальных средств массовой информации.
4 4. При движении от простых средств к более сложным наблюдается стремление к интерактивному мультимедийному диалогу, то есть к увеличению скорости и плотности информационных процессов.
5 5. В информационном обществе отмечается феномен отторжения знаний от специалиста, [8, с. 53].
6 6. При создании средств обучения на первое место выходят объективные связи, присущие процессу обучения.
Современное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Замечу, что трактовок понятия «культура» по исследованиям Е. А. Бондаренко более двух с половиной тысяч, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере», [2].
Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы являемся активными участниками процесса интеграции системы образования в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и тому подобное. Это естественный путь, которому нет альтернативы. В то же время учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей И. Г. Захарова, [5, с.4] приводит следующие:
- рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;
- образовательным учреждениям отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что учебные заведения должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных;
- также противоречиво положение о том, что учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- профессиональные учебные заведения дают образования людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения – от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сфере человеческой деятельности.
И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного образовательного учреждения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.
Созданная в конце ХХ века теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей сосредотачивается на манипуляциях с информацией, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины и механизмы.
На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставило общество перед необходимостью поиска выхода из сложившегося положения.
Информационный кризис проявляется:
- в противоречии между возможностями человека по восприятию и переработке информации и ее растущим объемом;
- в возникновении социально-экономических, политических барьеров, препятствующих свободному распространению информации.
Итак, информационное общество – это общество, в котором большинство работающих связано с информацией, организацией и использованием информационных процессов.