Разработка технического задания на проектирование пассажирского самолета нового поколения
Разработка технического задания на проектирование пассажирского самолета нового поколения является важным этапом по определению требований к новому самолету.
Эскизный проект пассажирского самолета нового поколения обычноимеет несколько разных вариантов.
В таблице 3 приведены некоторые требования к транспортному самолету ТС-100-35 из ТЗ-8-87, которые были разработаны в границах программы "Способы повышения аэродинамического качества самолета на 35-40 %, при его высокой экономической эффективности".
Таблица 3
Требования к самолету ТС-100-35 * | |
Перспективный пассажирский самолет нового поколения | |
Технические характеристики | Параметры |
Назначение самолета | Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности 1 |
Взлетный вес , [кг]: – максимальный (полезная нагрузка 14 000 кг, дальность 5 400 км) – нормальный (полезная нагрузка 14 700 кг, дальность 2 300 км) | … ≤ 50 700 … ≤ 48 700 |
Полезая нагрузка, [кг]: – нормальная – максимальная | … 14 000 … 14 700 |
Летный экипаж, [чел]: | … 2 |
Число пассажиров, [чел]: | … 110 - 120 (туристический класс); … 90 - 100 (смешанный класс) |
Скорость полета, [км/ч]: – крейсерская экономическая – максимальная | … 730 - 750 (на рабочей высоте) … 790 - 820 |
Рабочий потолок, [м]: с нормальным взлётным весом | … 9 000 - 11 000 |
Дальность полета максимальная, [км]: с полезной нагрузкой 14 000 кг и максимальным запасом топлива | … 5 400 |
Длина разбега при взлете с бетонной ВПП, [м]: (взлетный вес нормальный) | … 750 |
Возможность разворота (на 180 о) самолёта на полосе 2 шириной – | … 30 м |
Класс аэродрома | … G, F |
Аэродинамическое качество, K = Cy / Cx : на крейсерской экономической скорости полета с нормальным взлётным весом при дальности полета 2 300 км | … в пределах 23.2 - 23.9 |
Топливная эффективность на крейсерской экономической скорости полета в пределах, [ грамм / пассажиро-километр ]: – полезная нагрузка 14 700 кг, дальность 2 300 км – полезная нагрузка 14 000 кг, дальность 500 км | … в пределах 13.3 - 14.0 … в пределах 19.7 - 20.3 |
Количество двигателей, [шт]: | … 2 |
Ресурс самолета: календарный | … 25 лет |
Примечания. 1 Разработать самолет в качестве прототипа для замены самолетов типа Ил-18, Ту-134, Як-42. Обеспечить снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание самолета ТС-100-35 на 23 - 28 % по сравнению с самолетом Як-42 ; - обеспечить высокие показатели надежности, готовности к полету, эксплуатационной технологичности. 2 Самолет с нормальным взлетным весом должен иметь возможность эксплуатироваться (использоваться, работать) с небольших грунтовых аэродромов: - с длиной ВПП до 1280 м и шириной до 14 м ; - с минимальным составом наземного оборудования (автономный запуск двигателей, встроенный трап для пассажиров, удобный доступ к лючкам и горловине для ручной заправки топливом, другие необходимые приспособления и элементы конструкции). Самолёт предназначен для эксплуатации в жёстких климатических условиях, должен иметь повышенную прочность и простоту конструкции. Самолёт должен иметь увеличенные размеры жизненного пространства каждого пассажира (больше, чем требуют существующие стандарты). Пассажирскую кабину сделать (выполнить) модульной, с возможностью гибкой компоновки буфетов, туалетов, багажных помещений и кресел (для удобства изменения расположения интерьера и конфигурации кабины). Другие требования. * |
* Здесь приведены только отдельные требования, которые наиболее сильно повлияли на концепцию самолета в процессе выполнения его проектирования. Оставшаяся часть требований является стандартными, относящимися к требованиям самолета подобного класса (их можно найти в специальной литературе).
Кроме списка требований к Пассажирскому самолету ТС-100-35, также был создан список рекомендаций, одна из которых была: - Разработать систему управления самолётом, включающую Систему оптимального представления информации типа "РДН-001-11-ГА".
Система оптимального представления информации "РДН-001-11-ГА" была разработана для самолётов гражданской авиации. Она является упрощенной версией "Системы РДН мульти-сенсоров РДН-001-11", которая помогает пилотам находить оптимальные решения в быстро-меняющейся полётной обстановке, снижает зрительную нагрузку на пилотов и выполняет другие важные функции, повышающие безопасность управления самолётом и комфорт пилотов.
Новая система оптимального представления информации"РДН-001-11-ГА" уже прошла предварительные испытания и зарекомендовала себя как надёжный и необходимый элемент всей системы управления любым самолётом гражданской авиации.
В таблице 4 приведены некоторые требования к грузовому транспортному самолету ТС-210-08 из ТЗ-2-88, которые были разработаны в границах программы "Способы повышения аэродинамического качества самолета на 35-40 %, при его высокой экономической эффективности".
Таблица 4