Охрана труда и производственная дисциплина студентов во время практики на предприятиях
Во избежание несчастных случаев на практике студенты должны хорошо знать и неукоснительно выполнять правила техники безопасности.
1. Перед убытием на практику кафедра (ответственный за организацию учебной практики) организует для студентов вводный инструктаж по охране труда в период практики.
Студенты, не прошедшие вводный инструктаж по охране труда, к прохождению практики не допускаются!
2. На предприятиях – базах практики соответствующими службами проводится вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочих местах. Особое внимание необходимо уделять следующим вопросам:
- правилам внутреннего распорядка и трудовой дисциплине;
- правилам, инструкциям и нормам по технике безопасности, промышленной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
- санитарно-гигиеническим мероприятиям, проводимым в цехе;
- порядку регистрации и учета несчастных случаев на предприятии;
- правам и обязанностям должностных лиц, отвечающих за технику безопасности и безопасность жизнедеятельности;
- охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности.
При переводе студентов на другое рабочее место службами предприятия проводится повторный инструктаж на новом рабочем месте.
Студент может быть переведен на другое рабочее место только с согласия руководителя практики от университета!
3. Руководитель практики от университета контролирует проведение и оформление должностными лицами вводного и первичного инструктажа по установленной на предприятии форме.
4. Студент, не выполняющий правила техники безопасности, отстраняется от практики и об этом сообщается руководителю практики в университет.
5. Студент обязан немедленно сообщить о происшедшем с ним или с товарищем по работе несчастном случае администрации цеха и руководителю практики от университета.
Категорически запрещается использовать студентов на рабочих местах, не соответствующих специальности.
Контроль за проведением производственной практики
В процессе контроля за ходом производственной практики осуществляется оперативное управление выполнением программы практики, графика ее прохождения и индивидуального задания.
Со стороны вуза практику контролируют руководитель практики, заведующий выпускающей кафедрой, представители деканата и ректората.
Контролирующий должен принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков, а о серьезных недостатках, случаях травматизма немедленно докладывать руководству вуза и предприятия – базы практики.
Подведение итогов практики и отчетность
Содержание отчетов студентов о практике
Отчет о практике составляется каждым студентом самостоятельно.
Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием студенту.
Отчет должен отражать полученные практикантом организационно технические знания и навыки. Он составляется на основании выполнявшейся во время практики работы, собранных материалов, личных наблюдений, а также по впечатлениям и наблюдениям, приобретенным во время экскурсий на производство.
Рекомендуется следующая структура и содержание отчета:
1. Титульный лист
Содержит наименование отчета, реквизиты автора (фамилия, имя, отчество студента, шифр студенческой группы), сведения о руководителе практики от университета, год написания отчета, наименование университета и название города (Приложение 1). За титульным листом следует индивидуальное задание на практику и оглавление (содержание) отчета.
2. Введение
Указываются: вид практики (производственная по безопасной эксплуатации производственных объектов), ее продолжительность, база практики, основные экскурсии и занимаемые во время практики должности (рабочие места). Приводится аннотация достигнутых за время практики целей и решенных задач.
3. Раздел I
Общая характеристика предприятия и подразделений, где проходила практика, организация их деятельности, если это не противопоказано условиями и правилами конфиденциального характера.
4. Раздел II
Приводятся материалы по освещению вопросов, изучение которых предписано студенту индивидуальным заданием на практику. Особое внимание уделяется безопасной эксплуатации производственных объектов.
5. Раздел III
Описание материалов по пожарной безопасности на объекте практики.
6. Раздел IV
Освещение природоохранных вопросов (экологической культуры) на производстве.
8. Выводы и предложения.
9. Заключение.
Приводится всесторонняя оценка практики и предложения по усовершенствованию практики.
10. Перечень использованных литературных источников.
Правила оформления отчета
Отчет должен быть кратким, но в то же время должен полностью отражать существо излагаемых материалов. Требования технической грамотности, стандартов и культуры изложения являются безусловными. Отчет иллюстрируют эскизами, схемами, фотографиями; копии рисунков из литературных источников допускаются.
Объем отчета не регламентируется, но в среднем имеет примерно 15 – 20 страниц.
Отчет должен быть написан грамотно и аккуратно, по ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - 14. Ширина полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм и снизу – 20 мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится, обязательно составляется содержание (оглавление). Схемы, графики и другие графические материалы выполняются в карандаше или с использованием средств машинной графики.
Текстовая часть отчета оформляется в соответствии с требованиями стандартов:
ГОСТ 2.105 – 95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 2.106 – 96. ЕСКД. Текстовые документы.
Отчет готовят в течение всей практики. Для завершения работы над отчетом, по согласованию с предприятием, студентам может быть предоставлено 1 – 2 дня в конце срока практики.
Отчет студента – практиканта проверяется руководителем практики от университета. Его замечания учитываются студентом для внесения изменений в отчет.
Отчет по практике и дневник являются основными документами, подтверждающими работу студента в период практики.
К отчету прикладываются материалы по курсовому проектированию, выполненные в соответствии с учебным планом, а также материалы по дипломному проектированию.
Дневник ведется студентом ежедневно в течение всего периода практики. Он проверяется и визируется руководителем практики от предприятия. В дневник записывают все виды работ, выполняемых студентом, и данные необходимые для составления отчета (содержание бесед, учебных занятий на предприятии, экскурсий и т. д.).
В дневнике или на отдельном листе руководитель практики от предприятия приводит характеристику отношения студента к практике в целом и достигнутые им результаты, сведения об отношении к порученной работе, дисциплинированности, приобретенных навыках, умениях и знаниях, о взаимоотношениях с коллективом.