Особенности ремонта морских скважин

Практическое занятие № 12

Тема: Виды ремонтных работ на скважине

План:

1. Текущий ремонт скважин и его разновидности

2. Особенности ремонта морских скважин

3. Ремонт скважин, эксплуатируемых фонтанно- компрессорным способом

4. Капитальный ремонт скважин

Цель: Ознакомиться с видами ремонтных работ на морских скважинах.

Контрольные вопросы:

1. Какие вы знаете виды ремонтных работ?

2. Как отличаются ремонтные работы на морских нефтепромыслах и на суше?

3. Как производится текущий ремонт скважин?

4. Как производится капитальный ремонт скважин?

5. В каких случаях уменьшают глубину спуска колонны труб?

Глоссарий

Текущим ремонтом скважин называют комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудо­вания, очистке труб и забоев от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществле­нию в скважинах геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению их дебитов.

Коэффициентом эксплуатации называют отношение фак­тически отработанного скважиной времени к календарному, выра­женному в скважино-месяцах, отработанных или числившихся.

Возвратными называют работы, необходимые для перевода скважин с одного эксплуатируемого объекта (пласта) на другой, залегающего ниже или выше данного, разработка которого па тем или иным причинам в этой скважине прекращается (времен­но или навсегда).

Текущий ремонт скважин и его разновидности

Текущим ремонтом скважин называют комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудо­вания, очистке труб и забоев от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществле­нию в скважинах геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению их дебитов.

Цель текущего ремонта — устранение различных неполадок и нарушений в режиме работы скважин или подземного оборудова­ния, а также подготовка к опробованию и освоению новых сква­жин различного назначения (разведочных, эксплуатационных, на­гнетательных и др.), полученных после бурения или капиталь­ного ремонта.

Капитальный ремонт — это комплекс более сложных работ, связанных с ликвидацией аварий с подземным оборудова­нием, изоляцией посторонних вод, возвратом на другой (выше или нижележащий) горизонт, зарезкой и бурением второго ствола и т. д.

Текущий ремонт скважин подразделяют на планово-предупредительный (профилактический) и восстановительный.

Профилактический ремонт проводят для предупреждения раз­личных отклонений в работе скважин от установленного техно­логического режима эксплуатации, снижения их дебитов и пол­ного прекращения подачи жидкости, вызванных различными не­поладками в работе подземного оборудования и самой скважины.

Восстановительным ремонтом называют ремонт скважин, вызванный непредвиденным резким нарушением уста­новленного технологического режима их эксплуатации вплоть до внезапной остановки по различным причинам (прекращение пода­чи электроэнергии, разрыв выкидной линии, коллектора и т. д.).

Продолжительность эксплуатации скважины (сут) от преды­дущего до следующего ремонта называют межремонтным периодом (МРП). Обычно его исчисляют в среднем за квар­тал (полугодие, год) по отдельной скважине, цеху по добыче нефти и газа, нефтегазодобывающему управлению (НГДУ), объ­единению в целом и по способам эксплуатации. Отношение фак­тически отработанного скважиной времени к календарному, выра­женному в скважино-месяцах, отработанных или числившихся, называют коэффициентом эксплуатации. При хорошей организации производства этот коэффициент достигает 0,95—0,98, а по фонтанному способу добычи нефти — 0,99—1,0.

Особенности ремонта морских скважин

Технологически текущий и капитальный ремонты скважин на морских нефтепромыслах несколько отличаются от аналогичных работ в скважинах, расположенных на суше. На морских сква­жинах эти работы в значительной мере осложняются следую­щим: ограниченностью рабочих площадок вокруг устьев; значи­тельной удаленностью от основных материально-технических баз, цехов и мастерских; большим числом скважин с малым расстоя­нием между их устьями, пробуренных с одного куста наклонно-направленным способом, т. е. большой кривизной стволов сква­жин; зависимостью ремонтных работ от гидрометеорологических условий в открытом море; требованиями охраны моря от загряз­нения нефтью, пластовыми водами, кислотами, щелочами и дру­гими химическими реагентами, а также песком и грязью, пропи­танных нефтью, и т. д.

Большинство морских скважин располагается крупными ку­стами (по 10—12 и до 30 скважин в кусте) на небольших метал­лических площадках, примыкающих к эстакадам, либо на отдель­ных кустовых основаниях, расположенных в открытом море.

Размеры приэстакадных площадок составляют 60 Особенности ремонта морских скважин - student2.ru 36 м, из них на площади 40 Особенности ремонта морских скважин - student2.ru 15 м располагаются скважины, а для разме­щения подъемных и промывочных агрегатов, а также прочего ре­монтного оборудования остается рабочая площадь менее 450 Особенности ремонта морских скважин - student2.ru .

На отдельных морских основаниях свободная рабочая пло­щадь может быть несколько больше.

Ремонтные работы в таких стесненных условиях осложняются еще и тем, что устья скважин располагаются друг от друга на расстояниях 1,5—4, реже 8—10 м, а расстояния между двумя рядами скважин составляют от 2,5 до 10 м. Кроме того, в боль­шинстве случаев ремонтные работы проводят в непосредственной близости от бурящихся, действующих фонтанных и газлифтных скважин, что опасно для ведения работ и может способствовать возникновению пожаров.

Очевидно, ремонтные работы на морских скважинах еще более осложняются при расположении их устьев под водой на дне моря.

Скважины на морских стационарных платформах ремонтируют по плану, разработанному для каждой конкретной скважины, со­гласованному в установленном порядке и утвержденному руко­водством предприятия, производящего эти работы. В плане дол­жен указываться порядок проведения работ, меры по безопасно­сти, лицо, ответственное за обеспечение работ в соответствии с планом. Нельзя проводить капитальный и текущий ремонты скважин одновременно с бурением двух скважин двумя буровыми ус­тановками с одной платформы.

В этом случае необходимо скважину, подлежащую капиталь­ному ремонту, заглушить и перекрыть ее арматуру. На скважину вывешивают табличку: «Внимание! Ожидание капремонта!». При­ступать к ремонту указанной скважины следует лишь после за­вершения буровых работ на бурящейся скважине и ее освоения или консервации. Перед началом ремонта необходимо восстано­вить циркуляцию и промыть скважину буровым раствором до вы­равнивания параметров промывочной жидкости.

Допускается одновременный и текущий ремонты скважин, на­ходящихся в одной группе, и бурение скважины, находящейся в другой группе, при условии обеспечения при капитальном ремон­те требований безопасности, предусмотренных разделом бурения «Правил по безопасному ведению работ на морских стационар­ных платформах».

При ремонтных работах на фонтанных скважинах, связанных с расхаживанием или натяжкой труб, работы на бурящихся сква­жинах должны быть приостановлены с принятием мер против возможных осложнений. Точно так же при нефтегазопроявлениях в процессе ремонта скважин бурение должно быть прекращено с принятием мер против возможных осложнений на бурящихся скважинах. О происшедшем осложнении должно быть оповещено руководство организации, эксплуатирующей МСП, и военизирован­ная часть по предупреждению и ликвидации открытых фонтанов.

При текущем и капитальном ремонтах скважин на отдельных основаниях промывочные и заливочные агрегаты, различные подъ­емные сооружения, тракторы-подъемники, буровые растворы, кис-доты, щелочи, различные химические реагенты, сухую глину, утяжелители, обсадные, бурильные и насосно-компрессорные трубы, насосные штанги, ЦЭН скважинные насосы, защитные при­способления, инструменты и другие материалы доставляют кра­новыми судами (реже — на спаренных киржимах), а сами вах­ты – вертолетами или катерами. На приэстакадные площадки все оборудование и инструмент также доставляют крановыми судами, а иногда и по эстакаде на тяжеловозах и трубовозах.

Так как размеры площадок на стационарных платформах и эстакадах небольшие (что затрудняет размещение станков-кача­лок) и на большинстве отдельных оснований электроэнергия от­сутствует, штангово-насосный способ эксплуатации скважин на морских нефтепромыслах имеет ограниченное применение. Боль­шинство морских скважин эксплуатируется фонтанным либо газлифтным способами с поддержанием пластовых давлений. По­этому ремонтные работы на морских скважинах в основном сво­дятся к спуску-подъему НКТ, а также к промывке и чистке сква­жин от песчаных пробок, дренажу нагнетательных скважин и проведению в скважинах различных исследовательских работ, геолого-технических мероприятий и воздействию на призабойную зону скважин.

Наши рекомендации