Особенности ремонта морских скважин
Практическое занятие № 12
Тема: Виды ремонтных работ на скважине
План:
1. Текущий ремонт скважин и его разновидности
2. Особенности ремонта морских скважин
3. Ремонт скважин, эксплуатируемых фонтанно- компрессорным способом
4. Капитальный ремонт скважин
Цель: Ознакомиться с видами ремонтных работ на морских скважинах.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды ремонтных работ?
2. Как отличаются ремонтные работы на морских нефтепромыслах и на суше?
3. Как производится текущий ремонт скважин?
4. Как производится капитальный ремонт скважин?
5. В каких случаях уменьшают глубину спуска колонны труб?
Глоссарий
Текущим ремонтом скважин называют комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очистке труб и забоев от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществлению в скважинах геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению их дебитов.
Коэффициентом эксплуатации называют отношение фактически отработанного скважиной времени к календарному, выраженному в скважино-месяцах, отработанных или числившихся.
Возвратными называют работы, необходимые для перевода скважин с одного эксплуатируемого объекта (пласта) на другой, залегающего ниже или выше данного, разработка которого па тем или иным причинам в этой скважине прекращается (временно или навсегда).
Текущий ремонт скважин и его разновидности
Текущим ремонтом скважин называют комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очистке труб и забоев от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществлению в скважинах геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению их дебитов.
Цель текущего ремонта — устранение различных неполадок и нарушений в режиме работы скважин или подземного оборудования, а также подготовка к опробованию и освоению новых скважин различного назначения (разведочных, эксплуатационных, нагнетательных и др.), полученных после бурения или капитального ремонта.
Капитальный ремонт — это комплекс более сложных работ, связанных с ликвидацией аварий с подземным оборудованием, изоляцией посторонних вод, возвратом на другой (выше или нижележащий) горизонт, зарезкой и бурением второго ствола и т. д.
Текущий ремонт скважин подразделяют на планово-предупредительный (профилактический) и восстановительный.
Профилактический ремонт проводят для предупреждения различных отклонений в работе скважин от установленного технологического режима эксплуатации, снижения их дебитов и полного прекращения подачи жидкости, вызванных различными неполадками в работе подземного оборудования и самой скважины.
Восстановительным ремонтом называют ремонт скважин, вызванный непредвиденным резким нарушением установленного технологического режима их эксплуатации вплоть до внезапной остановки по различным причинам (прекращение подачи электроэнергии, разрыв выкидной линии, коллектора и т. д.).
Продолжительность эксплуатации скважины (сут) от предыдущего до следующего ремонта называют межремонтным периодом (МРП). Обычно его исчисляют в среднем за квартал (полугодие, год) по отдельной скважине, цеху по добыче нефти и газа, нефтегазодобывающему управлению (НГДУ), объединению в целом и по способам эксплуатации. Отношение фактически отработанного скважиной времени к календарному, выраженному в скважино-месяцах, отработанных или числившихся, называют коэффициентом эксплуатации. При хорошей организации производства этот коэффициент достигает 0,95—0,98, а по фонтанному способу добычи нефти — 0,99—1,0.
Особенности ремонта морских скважин
Технологически текущий и капитальный ремонты скважин на морских нефтепромыслах несколько отличаются от аналогичных работ в скважинах, расположенных на суше. На морских скважинах эти работы в значительной мере осложняются следующим: ограниченностью рабочих площадок вокруг устьев; значительной удаленностью от основных материально-технических баз, цехов и мастерских; большим числом скважин с малым расстоянием между их устьями, пробуренных с одного куста наклонно-направленным способом, т. е. большой кривизной стволов скважин; зависимостью ремонтных работ от гидрометеорологических условий в открытом море; требованиями охраны моря от загрязнения нефтью, пластовыми водами, кислотами, щелочами и другими химическими реагентами, а также песком и грязью, пропитанных нефтью, и т. д.
Большинство морских скважин располагается крупными кустами (по 10—12 и до 30 скважин в кусте) на небольших металлических площадках, примыкающих к эстакадам, либо на отдельных кустовых основаниях, расположенных в открытом море.
Размеры приэстакадных площадок составляют 60 36 м, из них на площади 40 15 м располагаются скважины, а для размещения подъемных и промывочных агрегатов, а также прочего ремонтного оборудования остается рабочая площадь менее 450 .
На отдельных морских основаниях свободная рабочая площадь может быть несколько больше.
Ремонтные работы в таких стесненных условиях осложняются еще и тем, что устья скважин располагаются друг от друга на расстояниях 1,5—4, реже 8—10 м, а расстояния между двумя рядами скважин составляют от 2,5 до 10 м. Кроме того, в большинстве случаев ремонтные работы проводят в непосредственной близости от бурящихся, действующих фонтанных и газлифтных скважин, что опасно для ведения работ и может способствовать возникновению пожаров.
Очевидно, ремонтные работы на морских скважинах еще более осложняются при расположении их устьев под водой на дне моря.
Скважины на морских стационарных платформах ремонтируют по плану, разработанному для каждой конкретной скважины, согласованному в установленном порядке и утвержденному руководством предприятия, производящего эти работы. В плане должен указываться порядок проведения работ, меры по безопасности, лицо, ответственное за обеспечение работ в соответствии с планом. Нельзя проводить капитальный и текущий ремонты скважин одновременно с бурением двух скважин двумя буровыми установками с одной платформы.
В этом случае необходимо скважину, подлежащую капитальному ремонту, заглушить и перекрыть ее арматуру. На скважину вывешивают табличку: «Внимание! Ожидание капремонта!». Приступать к ремонту указанной скважины следует лишь после завершения буровых работ на бурящейся скважине и ее освоения или консервации. Перед началом ремонта необходимо восстановить циркуляцию и промыть скважину буровым раствором до выравнивания параметров промывочной жидкости.
Допускается одновременный и текущий ремонты скважин, находящихся в одной группе, и бурение скважины, находящейся в другой группе, при условии обеспечения при капитальном ремонте требований безопасности, предусмотренных разделом бурения «Правил по безопасному ведению работ на морских стационарных платформах».
При ремонтных работах на фонтанных скважинах, связанных с расхаживанием или натяжкой труб, работы на бурящихся скважинах должны быть приостановлены с принятием мер против возможных осложнений. Точно так же при нефтегазопроявлениях в процессе ремонта скважин бурение должно быть прекращено с принятием мер против возможных осложнений на бурящихся скважинах. О происшедшем осложнении должно быть оповещено руководство организации, эксплуатирующей МСП, и военизированная часть по предупреждению и ликвидации открытых фонтанов.
При текущем и капитальном ремонтах скважин на отдельных основаниях промывочные и заливочные агрегаты, различные подъемные сооружения, тракторы-подъемники, буровые растворы, кис-доты, щелочи, различные химические реагенты, сухую глину, утяжелители, обсадные, бурильные и насосно-компрессорные трубы, насосные штанги, ЦЭН скважинные насосы, защитные приспособления, инструменты и другие материалы доставляют крановыми судами (реже — на спаренных киржимах), а сами вахты – вертолетами или катерами. На приэстакадные площадки все оборудование и инструмент также доставляют крановыми судами, а иногда и по эстакаде на тяжеловозах и трубовозах.
Так как размеры площадок на стационарных платформах и эстакадах небольшие (что затрудняет размещение станков-качалок) и на большинстве отдельных оснований электроэнергия отсутствует, штангово-насосный способ эксплуатации скважин на морских нефтепромыслах имеет ограниченное применение. Большинство морских скважин эксплуатируется фонтанным либо газлифтным способами с поддержанием пластовых давлений. Поэтому ремонтные работы на морских скважинах в основном сводятся к спуску-подъему НКТ, а также к промывке и чистке скважин от песчаных пробок, дренажу нагнетательных скважин и проведению в скважинах различных исследовательских работ, геолого-технических мероприятий и воздействию на призабойную зону скважин.