Производственная технологическая практика
Методические указания для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Технический сервис в АПК»
Новосибирск 2016
УДК 631.3
Кафедра надежности и ремонта машин
Составитель старший преподаватель А.П. Илясов
Производственная технологическая практика / Методические указания для cост. отчета /Новосиб. гос. аграр. Ун-т Инж. ин-т; сост.: А.П. Илясов. - Новосибирск, 2016. – 10 с.
Приведены цели и задачи технологической практики, содержание и форма отчета по практике. Предназначено для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Технический сервис в АПК»
Утверждено и рекомендовано к изданию методическим советом Инженерного института НГАУ протокол №____ от _______________________ 20__г. _____________
Рецензент к.т.н., доцент П.И.Федюнин
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2016
© Инженерный институт, 2016
Технологическая практика является неотъемлемой частью образовательной программы подготовки по профилю «Технический сервис в АПК»
Цель практики- более углубленное изучение специальных дисциплин на основе приобретения практического опыта; углубление и закрепление теоретических знаний студентов по механизации производственных процессов; приобретение навыков практической работы подготовки, настройки и регулировки машин на заданные условия работы; ознакомление со структурой и производственной деятельностью предприятия и перспективами его развития.
Задачи практики - формирование профессиональных навыков по составлению машинотракторных агрегатов; ознакомление с технологическими процессами очистки, разборки, дефектации, ремонта и восстановления изношенных деталей; ознакомление с технологическими процессами очистки, сборки, обкатки, испытания и окраски объектов ремонта, в том числе с.-х. техники, машин и оборудования для переработки с.-х. продукции; получение навыков по определению коэффициентов повторяемости дефектов, обоснованию рациональных способов восстановления отдельных поверхностей деталей и деталей в целом, ознакомление с технологической документацией, оборудованием, приспособлениями и инструментами, применяемыми на производственных предприятиях; ознакомление с организацией работы по управлению качеством продукции и услуг на предприятии, а также с технико-экономическими показателями работы предприятия.
Место и организация проведения практики. Базами производственных практик являются объекты учебно-научно-производственного комплекса НГАУ, сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, научно-исследовательские учреждения РАН, автотранспортные и сервисные предприятия и другие предприятия соответствующие специальности.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.
Содержание практики. В период прохождения практики студенты знакомятся:
- с технологическими процессами возделывания сельскохозяйственных культур;
- с состоянием имеющейся техники и основными показателями хозяйственной деятельности;
- с передовыми методами работы на сельскохозяйственных агрегатах, с процессами подготовки к работе сельскохозяйственных агрегатов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;
- с приемами выполнения полевых работ;
- с технологическими процессами проведения технического обслуживания и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях;
- с технологическими процессами технического обслуживания, диагностирования и ремонта машин и агрегатов в стационарных условиях;
- с оборудованием, технологической оснасткой и мерительным инструментом, применяемом при ТО, диагностике и ремонте;
- с технологическими процессами восстановления деталей машин и применяемом при этом оборудованием, технологической оснасткой и мерительным инструментом.
выполняют индивидуальные задания кафедры на основе изучения технологических процессов очистки и разборки, дефектации и восстановления деталей, комплектования и сборки, окраски, обкатки и испытания;
составляют подробный отчет по практике.
Основной вид деятельности студентов на предприятии во время практики – самостоятельная работа на одном или нескольких рабочих местах по определенному графику в качестве учеников (стажеров) и по мере освоения (аттестации) самостоятельного выполнения операций: слесарь, механик, диагност, контролер в ремонтно-технических подразделениях предприятий.
В цехах, отделениях и на участках ремонтных предприятий студент получает навыки:
- оценки состояния ремонтного фонда, поступающего на предприятие, порядка его приемки (купли), оформления документации;
- очистки машин, агрегатов и деталей (определение видов загрязнений, выбор моющего средства, режимов, определение качества очистки);
- разборочных работ (соблюдение технологической последовательности);
- дефектации деталей (составление документации, применение контрольных и измерительных инструментов);
- обоснование режимов технологических процессов восстановления деталей и их механической обработки;
- комплектование деталей для сборки агрегатов и сборочных единиц (особенности комплектования при обезличенном и необезличенном ремонте);
- сборки агрегатов и машин (последовательность сборки, сборка резьбовых соединений, порядок и усилия затяжки, сборка прессовых и других видов соединений; балансировка деталей и сборочных единиц);
- обкатки и испытания агрегатов и машин (режимы обкатки, контролируемые параметры);
- окраски машин (подготовка поверхности к окраске, нанесение лакокрасочных материалов, сушка покрытий);
- выдачи из ремонта машин, агрегатов и др. (продажа отремонтированной продукции);
- нормативно-техническая документация, применяемая на предприятии (акты приемки; маршрутные, маршрутно-операционные, операционные карты на восстановление и ремонт; карты дефектации; ведомости на комплектацию; акты выдачи из ремонта и т.п.).
На предприятиях технического сервиса и фирменного сопровождения машин студент получает навыки:
- маркетинговых исследований потребностей сельских товаропроизводителей в услугах предприятий технического сервиса;
- разработки бизнес-планов по технической эксплуатации машин и оборудования, внедрению новой техники и технологий;
- организации выставок новой техники и представление ее работы непосредственно на производстве;
- получение от заводов-изготовителей, досборка и доставка техники сельхотоваропроизводителям;
- пуско-наладочные работы, гарантийное обслуживание и ремонт поставленной техники.
Для студентов по возможности организуются экскурсии по подразделениям предприятия, читаются лекции и проводятся беседы с ведущими специалистами по техническому обслуживанию и диагностированию, машин; по технологиям ремонта и восстановления деталей (видах ремонта и способах восстановления деталей на данном предприятии); по вопросам маркетинга, экономики и организации производства.
Содержание и оформление отчета
По окончании практики студент составляет отчет соответствии с программой практики и индивидуальным заданием. Для этого они представляют характеристику с места работы предприятия (Приложение 1) и оформляют отчет по практике на листах формата А4 в соответствии с ГОСТ 2.105 «Общие требования к текстовым документам».
Отчет оформляется в виде пояснительной записки объемом 10-15 с. печатного текста, сопровождаемой схемами, графиками, чертежами и/или эскизами, фотографиями. В отчете наряду с фактическими данными, представляются личные наблюдения, выводы, предложения, направленные на совершенствование технологических процессов, связанных с поддержанием и восстановлением работоспособности машин и оборудования.
Дневник по практике составляется в произвольной форме с указанием даты и выполняемой студентом работы на каждый день.
Краткое содержание отчета:
1. краткая характеристика предприятия, цеха, отдела, участка, на котором работал студент: вид выпускаемой продукции, оказываемых услуг; объемы выполняемых услуг (производственная программа); структура управления предприятием; общая структура производственного процесса; планировка цеха (участка) с расстановкой оборудования; обеспеченность ремонтным фондом и технологической документацией; характеристика основного технологического оборудования;
2. характеристика производственного процесса ремонтного предприятия. Краткое описание технологических процессов производства продукции (услуг), начиная с приемки, подготовки к ремонту (обслуживанию) объекта ремонта и заканчивая процессами испытания окраски и сдачи заказчику (продажи) продукции (услуги). Характеристика основной номенклатуры восстанавливаемых деталей и методов их восстановления. Характеристика предъявляемых потребителями рекламаций на качество продукции (услуг). Организация службы управления качеством продукции (услуг) на предприятии;
3. состояние на предприятии техники безопасности, пожарной безопасности и решение вопросов по защите окружающей среды;
4. кроме вышеперечисленных вопросов каждому студенту необходимо представить подробно выполненное индивидуальное задание (определяется кафедрой и руководителем практики).