Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности за рубежем и в России

Понятие новшества, инновации, Инн. процесса. Классификация Инн. и ИП

Новшество - промежуточный результат инновационного, оформленный в виде открытий; изобретений; патентов.

Инновация–конечный результат ИП, в виде нового или усовершенств. продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технол. процесса.

ИП–процесс преобраз.науч.знания в инновацию.

этапы ИП:

1) ФИ, 2) ПрИ, 3) ОКР 4) коммерциализация.

Классификация инноваций:

По Масштабу новизны: новые в мировом масштабе ,в стране, в отрасли,для фирмы

По отрасли народного хозяйства:

· в науке, в образовании, в соц. сфере, в матер. Пр-ве

По сфере применения:

· для внутреннего применения

· накопления на фирме

· для продажи

Классификация инновационного процесса:

Различают 3 логич. формы ИП:

1)простой внутриорганизационный (натурал.), - создание и исп-ние новшества внутри одной и той же орг-ции, новшество в этом случае не принимает непосредственно товар. форму.

2) простой межорганизац. (товарный) новшество как предмет купли-продажи.

3) расширенный - проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потреб. свойств выпускаемого товара.

ЖЦ

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) – период времени от зарождения идеи, создания, распространения новшества и до его использования в виде нововведения.

1.фундаментальные исследования

2.прикладные исследования

3.опытно-конструкторские (экспериментальные) разработки

4.коммерциализация новшества

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) –

1.исследование и разработка по созданию нововведения-продукта. Заканчивается передачей отработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций.

2.технол.освоение масштаб.выпуска нов. прод.

1 и 2 фазы представляют иннов.процесс.

3.стаб-ция объемов пр-ва новой продукции.

4.постеп. снижение объемов пр-ва и продаж.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ)–

1.выпуск и поступление на рынок первых пром. серий продук, т.е. внедрение на рынок.

2.рост объемов продаж.

3.замедление роста объемов продаж.

4.спад объемов продаж

Жизненный цикл технологии–

1.зарождение нововведения-процесса в результате проведения широкого круга НИР технологического профиля в недрах предыдущего технологического уклада

2.освоение нововведений-процессов

3.нов. Техн-гия распр-ся и тираж-ся с многократ. повтор-м на др. объектах (диффузия)

4.рутинизация, т.е. освоение нововведений-процессов в стабил., постоянно функц-х элементах объектов.

5. ИП. Этапы, содержание, конеч. Рез-т, финансир.

ИП – это процесс преобразования науч. знания в инновацию

Фундаментальные исследования

Направлены на получение новых знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

ФТИ: Результаты ФТИ –новые теоретические знания в области развития природы, техники, человека.

Финансирование – на безвозвратной основе из гос.бюджета.

ФПИ:изучениевозможности применения знаний, для создания новой техники, технологий, материалов.

Финансирование – на безвозвратной основе из гос. бюджета.

Прикладные исследования

решение конкретных научно-технических и организационно-экономических проблем.

Опред. способы использования новейших достижений науки и техники для создания нового конкурентного продукта.

Рез – новшество. Фин-ние – на возврат. основе из гос. бюджета, венчурный капитал.

Опытно-конструкторские разработки

создание опытного образца, прототипа, его испытания.

Результат – новшество: чертежи, технологический процесс, спецификации, образец.

Финансирование - на возвратной основе из гос. бюджета, венчурный капитал, собственные средства организации.

Процесс коммерциализации

процесс введения новшества на рынок.

Результат – инновация.

Затраты между ФТИ,ФПИ,ПрИ,ОКР,коммерц. Сост 1:3:9:27

6. Общая хар-ка сферы инновационной деят-ти:рынок новшеств, рынок чистой конкуренции, рынок капиталов.

Ин сфера - система в/д инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и организации в целом.

Рынок новшеств. Осн. товар рынка - научный и научно-технический результат, продукт интелл.деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права.
Рынок чист конкур нововведений – совок.продавцов и пок-лей, совершающих сделки со сходным товаром в сит., когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.
Рынок капитала (инвестиций). В Инн.сфере определяющую роль играют долгоср. и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финанс. только фундам.НИ, а также объекты федер. значения некоммерч. Хар-ра и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
Все ост. виды централиз.инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
Преимущественные формы предоставления гос. Рес-в на возвратной основе – инв-ние путем покупки ценных бумаг или выдачи гос. гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

ИНН.инфрастр-ра

Инновационная инфраструктура – это совокупность субъектов инфраструктуры создающих благоприятный инновационный климат для субъектов Инн. деятельности.

На сегодняшний день создание инфраструктуры инновационной деятельности без участия государства невозможно. Проблемы:

· число малых инновационных предприятий в сфере высокотехнологичног инновационного бизнеса постоянно снижается.

· снижается коэффициент изобретательной активности;

Элементы инфраструктуры:

1.Технологическая часть – при поддержке гос-ва появляется ряд новых орг. форм:

Технопарк –форма организации инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию научно – технической продукции, осуществляемые участниками технопарка.

Технопарк не является организацией, приносящей немедленную прибыль. Отдача от вложений получается от фирм,выращенных в технопарке, а срок становления фирм обычно равен 3—4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию весьма сложно.

В настоящее время в России действует более 70 технопарков в 25 регионах.

Инн. технологического центра –это конгломерат из множества малых предприятий размещенных под одной крышей.

Гл. особенность: ИТЦ является структурой поддержки уже сформировавшихся, окрепших малых инновационных предприятий, фирм.

в России ИТЦ выступают в роли технологических бизнес инкубаторов, обеспечивают МИФы необходимыми помещениями, техническими ресурсами, консультационными, информационными услугами, создают благоприятную среду для становления и развития.

Инновационный Промышленный Комплекс(ИПК)

Цель ИПК :объединить организации, отвечающие за различные стадии инновационного цикла, чтобы сократить сроки создания промышленного освоения и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Наукограды –для решения важнейших народно – хозяйственных проблем, прежде в оборонном комплексе.

В наукоградах сконцентрировано 30 – 40 % научно – производственного потенциала страны. Статус наукограда должен способствовать увеличению привлечению иностранного престижа. В наукоградах можно и нужно соединять образование, науку и производство.

Технополис - зону экономической активности, состоящую из университетов, исследовательских центров, технопарков, инкубаторов бизнеса, промышленных и иных предприятий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структурами на национальном и международном уровне, являются неотъемлемой частью системы международного разделения труда и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную под ученых, специалистов, высококвалифицированную рабочую силу.

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности за рубежем и в России.

К формам государственной поддержки:

· прямое финансирование;

· предоставление беспроцентных банковских ссуд;

· создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

· отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

· реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

· создание сети технополисов, технопарков и т. п.

В России уже введен ряд льгот по ИД малых предприятий.

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства,Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства.

Зарубежная практика: Виды налоговых льгот для стимулирования ИД предоставляются на:

1. исследования и инвестирования, кредит;

2. уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

3.налоговые каникулы в течение нескольких лет после получения прибыли от иннов. проекта;

4. льготы налогообложения дивидендов по акциям иннов. организаций;

5. снижение ставок на налог на прибыль;

9. нов.орг.стр-ры регион.инн.д-ти.+ ОЭЗ

Регион. НТ Центр мб. оформлены в формах:

1. учредительск. центр-заним-сятерр-ом объедин-ем вновь созд-ых орг-ий в едином админ-ом здании

2. центр новвоведений-стр-ра проводит совм. исс-я с фирмами, обуч-ет студ-ов, орг-ет нов. коммерч. компании. Этот центр в основном осущ-ет НТ помощь, фин-ие нов-х комп-ий на стадии стан-ия.

3. центр промышл. технологии-цель - содейс-тьвнедрению новов-й в серийное пр-во. Проводит экспертизу науч-х иссл-й и оказ-ет консалтинг-е услуги как малым ПП, так и отд. изобретателям.

4. университетско-промышленн. центр-стр-ра, образ-ся при универс-х, осущ-ся соедин-ние научного потен-ла вузов и фин. рес-в пром.фирм. Сориент-на на фунд-ые иссл-ия, в кот. заинт-ны фирмы.

5. инжененрн. центры при универ-х-созд-ся на базе крупн. унив-х при фин. подд-ке прав-ва д/разр-ки нов.технологий.

6 .фин-промышл. группы- начали форм-ся в РФ в 90х гг, занято >4млн ч , 10% ВВП. Им .значит. темпы роста. Проис-т интеграция промышл, фин., торговосбыт-х орг-й. Такой системный подход позв-ет сохр-ть целост-ть стр-ры, противод-ть внутр и внеш дестабилизац. фак-ам. Резул-ть зав-ит от Ур-ня риска созд-ия наукоемкой, кокур-ой прод-ии=>в ее стр-ру вкл-ся страх-е орг-ии, кот-е упр-ют рисками в инн. д-ти.

7. научн. технопарки-форма сотр-ва пром-х фирм с унивр-ми. Пром. комп-ии созд-т близь унив-ов свои орг-ии, кот-ми, привлек-ют д/себя раб-ков унив-ра, позвол-ют созд-ь раб. места.72г-перв.технопарк в Кебридже.

ОЭЗ- часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

типы:

1) промышленно-производственные ОЭЗ

2) технико-внедренческие ОЭЗ

3) туристско-рекреационная

Резидентом ТВ ОЭЗ признаются ИП или коммерческая организация, за искл.унитарного предприятия, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении ТВ деятельности.

Резидент ТВ ОЭЗ вправе вести на территории ОЭЗ только ТВ деятельность. Создание и ре5ализаия НТ продукции, доведение ее до пром применения(изготовление, испытания, реализ опытных партий) и оказание услуг по внедрению и обслуживанию этих продуктов

10. Инф. обеспечение Инн. Деят. в России: состояние, проблемы, пути решения.

Требования к информации: своевременность, достоверность, достаточность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, скорость, актуальность.

В РФ инф. об-е регулируетсяся «Положением о государственной системе научно-технической информации» ГСНТИ- совокупность научно-технических библиотек и организаций юр.л. независимо формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации (НТИ) и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эфф. использования гос. ресурсов НТИ. К фед органам НТИ и научно-техническим библиотекам относятся:

1)всероссийский НТ информационный Центр Министерства науки и технологий РФ; 2)всероссийский Центр межотраслевой инф-ии Мин-ва экономики РФ; 3)рос объединение инф-х рес-сов НТ развития (Росинформресурс) Мин-ва науки и технологий РФ; 4)гос публичная НТ библиотека Мин-ва науки и технологий РФ; 5)библиотека РАН; 6)библиотека по естеств. наукам РАН; 7)отраслевые библиотеки.

Проблема: недостаточность маркетинговой информ., сведений об эк-ком, НТ и производств-м потенциале отраслей и предпр-ий. Не разработаны специализированные механизмы взаимодействия с инвестиционными компаниями, инновационными фондами и агентствами, технопарками, маркетинг центрами, центрами электронных торгов и др. организациями, выполняющими посреднические функции в Инн. процессах и являющимися потенциально новыми массовыми потребителями НТИ.

Наши рекомендации