Механизация погрузочно-разгрузочных работ на складах взрывчатых материалов
При погрузочно-разгрузочных работах на базисных складах механизированы разгрузка железнодорожных вагонов, транспортирование ВВ в хранилища и выполнение операций с ними в хранилищах, а также операции загрузки транспортных машин, подающих ВВ на пункты их подготовки (рис. 13.2).
При механизированной погрузке и разгрузке ВВ в хранилищах допускается применение только специальных аккумуляторных погрузчиков во взрывобезопасном исполнении типа ЭПВ-1,25, во взрывозащищенном исполнении ВЗГ. Погрузчики типа ЭПВ-1,25 изготовляются двух серий: 612 — для штабелирования грузов на высоту 2,75 м и 614 — для штабелирования на высоту 1,5 м.
Недостатками погрузчиков ЭПВ-1,25 являются их низкая маневренность, малая емкость аккумуляторных батарей, возможность работы только на ровных и твердых покрытиях, а также необходимость строительства пунктов их технического обслуживания. Щелочные аккумуляторы электропогрузчиков работоспособны при температурах не ниже —21 °С и не выше +45 °С, что вызывает большие сложности при их работе в зимнее время и в районах с жарким климатом.
Электропогрузчики ЭПВ-1,25 используют в сочетании с автопогрузчиками, которые выполняют все погрузочно-разгрузочные
Рис. 13.2. Схема механизации погрузочно-разгрузочных работ на складе ВМ.
Рис.13.3. Схема формирования пакета из мешков с ВВ на поддоне: 1 – поддон; 2 – мешки с ВВ; 3 – строповочные ремни.
операции на территориях разгрузочных площадок складов ВМ, а электропогрузчики ЭПВ-1,25 — внутри хранилищ. В качестве автопогрузчиков применяются дизельные типа ДВ и бензиновые типа БВ болгарской фирмы «Балканкар».
Доставка мешков с ВВ с заводов-поставщиков производится навалом в крытых вагонах. При этом мешки с ВВ вручную или с помощью переносных ленточных конвейеров выдаются из вагонов и укладываются на деревянные двухзаходные поддоны размером 900 X 1100 мм в штабеля по 20—25 шт. (рис. 13.3). Для обеспечения целостности штабеля мешки склеиваются в процессе их укладки или скрепляются специальными строповочными ремнями (рис. 13.4). После выдачи части мешков из вагона формирование пакетов целесообразно производить в вагоне и выдавать их из вагона с помощью автопогрузчика (рис. 13.5), которым пакет доставляется в хранилище ВМ.
Применение аккумуляторных погрузчиков и поддонов позволило увеличить в 6—8 раз производительность труда рабочих при разгрузочных и погрузочных операциях с ВВ на складах и довести ее до 80 —120 т в смену.
Для выгрузки ВМ погрузчиками из вагона в хранилище вдоль железнодорожных путей сооружаются подъездные рампы. В рампе смонтирован откидной мостик для соединения ее с полом вагона. Вагоны с ВВ подаются мотовозом по железнодорожным путям непосредственно к хранилищам.
Рис. 13.4.Строповочные ремни для формирования пакета с мешками: 1 — поддон; 2 — ремни
Погрузка ВВ на автомобили КрАЗ-222 для транспортирования ВВ на взрываемый блок или пункт подготовки ВВ производится также с помощью погрузчика.
В перспективе на складах ВМ могут сооружаться бункеры вместимостью 200—600 т, предназначенные для механизированной загрузки их поступающим на склад и снабженные дозаторами для загрузки зарядных машин, а также устройствами против слеживания и перегрева ВВ.
Возможно также хранение ВВ в специально оборудованных хранилищах россыпью. Для внедрения способа бестарного хранения требуются специальные исследования по оценке изменения свойств ВВ в процессе хранения, а также разработка системы учета и контроля расхода и поступления материалов.
С уменьшением масштабов производства экономическая эффективность комплексной механизации взрывных работ снижается из-за роста удельных капитальных вложений и увеличения численности обслуживающего механизмы персонала.
В настоящее время механизация взрывных работ на объектах с ограниченным объемом потребления ВВ не получила еще широкого применения, что сдерживает дальнейший прогресс в области взрывной подготовки горных пород на большом числе объектов строительства и карьеров промышленности строительных материалов.
Склады ВМ, как правило, удалены на значительные расстояния от железнодорожных разгрузочных площадок, что вызывает необходимость осуществления промежуточных перевозок ВВ автотранспортом.
По данным треста Союзвзрывпром, на долю погрузочно-разгрузочных операций приходится 60 % всех затрат ручного труда, а трудоемкость заряжания и забойки скважин составляет соответственно 25 и 15 %.
Механизированная грузопереработка ВВ в мешкотаре осуществляется по пакетной схеме, предусматривающей разгрузку ВВ на приемной площадке, транспортирование пакетированного ВВ
Рис. 13.5. Выгрузка поддонов с мешками ВВ из вагонов
автотранспортом до склада ВМ, разгрузку и размещение пакетов с ВВ в хранилищах.
Внедрение пакетной грузопереработки ВВ с применением авто- и электропогрузчика ВМ экономически обосновано при пропускной способности склада ВВ не менее 1000 т ВВ в год. Механизацию складов ВМ с годовой пропускной способностью 400— 1000 т ВВ технически и экономически целесообразно осуществлять с применением малогабаритных автопогрузчиков отечественного и зарубежного производства грузоподъемностью 1—3 т, оборудованных нейтрализаторами выхлопных газов и пламеискрогасителями.
Механизацию работ на складах с пропускной способностью менее 400 т в год надо осуществлять с применением средств малой механизации — ручных гидравлических тележек и штабелеров. Для их успешной эксплуатации нужно твердое и ровное покрытие транспортных поверхностей. Для условий складских операций с пакетированными на поддонах мешками с ВВ эффективно применять финские ручные гидравлические вилочные тележки «Рокла» RH-240 (рис. 13.6, а), RH-242 и штабелеры «Рокла» РVК-81 (рис. 13.6, б). Тележки RH-240 и RH-242 имеют грузоподъемность 2400 кг и могут без особых усилий передвигаться вручную. Ручные штабелеры РVК-81 имеют грузоподъемность 800 кг и высоту подъема 1,5 м, что позволяет эффективно использовать их при разгрузке ВВ на поддонах с автотранспорта и осуществлять двухъярусное штабелирование пакетов с ВВ в хранилищах складов ВМ.
Рис. 13.6. Гидравлическая тележка (а) и штаблер (б) фирмы «Рокла» (Финляндия)
Рис. 13.7. Схема механизированной подачи ВВ в мягких контейнерах из вагонов на пункт снаряжения зарядных машин
В настоящее время интенсивно расширяется поставка ВВ на предприятия в мешках, уложенных в жестких контейнерах общего назначения разной грузоподъемности от 3 до 30 т. Это позволяет свести к минимуму ручные погрузочно-разгрузочные операции с ВВ (загрузка в контейнеры и выгрузка мешков на пункте снаряжения зарядных машин или на заряжаемом блоке). Это повышает сохранность ВВ, особенно при доставке на отдаленные горные предприятия Северо-востока СССР с многочисленными перегрузками на разные виды транспорта. Кроме того, ВВ в контейнерах могут храниться на складах, на открытых площадках, т. е. там, где не требуется сооружения дорогих хранилищ. В ближайшие годы будут увеличиваться поставки ВВ на горные предприятия в мягких контейнерах одноразового использования типа МКР-1,0 грузоподъемностью 1,0 т и многоразового использования МКР-1,0М. Это полностью устранит ручные погрузочно-разгрузочные операции с ВВ, но потребует обеспечения складов ВМ и пунктов снаряжения зарядных машин средствами механизированной обработки этих контейнеров по всей цепочке вагон— склад—пункт снаряжения зарядных машин. Поэтому в первую очередь поставка ВВ в мягких контейнерах будет производиться на крупные предприятия с большим годовым потреблением ВВ (более 10 тыс. т в год).
Опытный механизированный пункт переработки ВВ в мягких контейнерах разработан предприятием Кривбассвзрывпром. В нем (рис. 13.7) из железнодорожных вагонов 1 контейнеры 2 аккумуляторным погрузчиком 3 транспортируются по рампе к опрокиду 4, где контейнер переворачивается на 180° и ВВ ссыпается в приемный бункер 6 вместимостью 14,5 м3, откуда происходит снаряжение зарядных машин 7. Опрокид оборудован отсасывающей си-
Рис. 13.8. Погрузчик с мягким контейнером
стемой вентиляции 5, что обеспечивает нормальные санитарно-гигиенические условия по запыленности в зоне выгрузки контейнеров. Производительность пункта 20 т/ч. Погрузчик перемещается по железобетонной рампе, а для снаряжения зарядных машин под бункером сделана выемка с наклонными въездом и выездом. Выгрузка мягкого контейнера погрузчиком показана на рис. 13.8.