Матрица бизнес-профиля фирмы AD Little
Другой инструмент стратегического анализа разработала не менее известная фирма Arthur D. Little. Эта матрица основана на двух измерениях — рыночной/конкурентной позиции
и зрелости отрасли. Стадии развития отрасли народного хозяйства напоминают жизненный цикл продукта — 4 стадии от «зарождения» до «старения». Конкурентные позиции имеют 5 категорий: от слабой до доминантной. На пересечении измерений позиционируются стратегические зоны хозяйствования, определяются их ключевые характеристики и стратегии их развития. Матрица AD Little изображена в таблице 16.
Таблица 16 Матрица AD Little
Стадия жизненного цикла отрасли | |||||
Зарождение | Рост | Зрелость | Старение | ||
Конкурентная позиция | Доминантная | ||||
Сильная | |||||
Предпочтительная | |||||
Существенная | |||||
Слабая |
Матрица фирмы Shell International
Данный инструмент используется для стратегического анализа и решения стратегических и политических вопросов предприятия и основан на двух измерениях: прибыльность СЗХ и конкурентная позиция, занимаемая фирмой в этой стратегической зоне. Эти два измерения конструируются из многих факторов, которые неодинаковы для различных отраслей, что делает этот инструмент достаточно гибким для применения в соответствующих условиях.
Прибыльность определяется ростом и качеством рынка. Качество рынка определяется прошлой прибыльностью сектора и структурными характеристиками, такими, как насыщенность сектора фирмами-конкурентами, вероятность дифференциации продукции, степень взаимозаменяемости продукции сектора, степень концентрации, фрагментация рынка, легкость смены поставщиков, стоимостные и технологические барьеры входа на рынок и другие.
Конкурентная позиция определяется такими факторами, как доля рынка, производственные мощности, научно-исследовательские мощности.
Позиционируя различные СЗХ в такой матрице, можно определить, какую стратегию избрать для каждой из стратегических зон и для общей стратегии фирмы. В таблице 4.3.2 представлена матрица Shell с указанием целесообразных стратегий для каждого вида бизнеса.
Таблица 17 Матрица Shell
Перспективная прибыльность сектора | ||||
Непривлекательная | Средняя | Привлекательная | ||
Конкурентная позиция | Слабая | Дивестирование | Постепенный уход | Удвоение инвестиций или уход |
Средняя | Постепенный уход | Поддержание и развитие бизнеса | Увеличение инвестиций | |
Сильная | Генерация доходов | Развитие бизнеса, лидерство | Инвестирование |
Деловой экран McKinsey/GE
Деловой экран разработан совместно консалтинговой фирмой McKinsey и компанией General Electric. Данный инструмент стратегического анализа представляет собой матрицу с двумя измерениями:
· сильные стороны компании в данной стратегической зоне хозяйствования;
· привлекательность сектора экономики (СЗХ).
Оценка СЗХ по данным измерениям осуществляется на основе анализа нижеследующих факторов.
Для оценки сильных сторон компании:
· размер рынка;
· рост рынка;
· доля рынка;
· конкурентная позиция;
· прибыльность;
· технологическая позиция;
· деловой образ;
· кадровый потенциал.
Для оценки привлекательности сектора:
· размер сектора;
· ценовые тенденции;
· рост рынка;
· диверсификация рынка;
· конкурентная структура;
· норма прибыли;
· технические и инновационные тенденции;
· социальные факторы;
· экологические требования;
· правовые аспекты.
В результате определения позиции каждой из СЗХ фирмы можно определить стратегии действий на каждой из них.
Условная матрица делового экрана изображена на рисунке 4.3.4.
Матрицы Ансоффа и Портера
Другим известным инструментом стратегического анализа является матрица И. Ансоффа, с помощью которой можно исследовать общие очертания стратегий для тех или иных тенденций развития компании или отдельных стратегических зон хозяйствования, а также круг проблем, связанных с развитием фирмы. Если предприятие собирается занимать новый рынок без изменения продукта, то следует реализовывать стратегию проникновения на рынок. Если компания желает осваивать как новый продукт, так и новый рынок, то следует придерживаться стратегии диверсификации. И так далее в соответствии с таблицей 18, изображающей матрицу Ансоффа.
Таблица 18 Матрица Ансоффа
Рынок | Продукт | |
Старый | Новый | |
Старый | Проникновение на рынок | Развитие продукта |
Новый | Развитие рынка | Диверсификация |
Для более частного анализа возможных стратегий действий компании в целом или в отдельных стратегических зонах хозяйствования часто используется матрица М. Портера, изображенная в таблице 19. Для освоения целого сектора рынка целесообразно применять либо стратегию дифференциации, либо стратегию лидерства по издержкам, в зависимости от того, как компания собирается расширять долю рынка (или от того, какой вид конкуренции преобладает в данном секторе) — ценовыми способами (низкие издержки по сравнению с конкурентами) или неценовыми (выделяя своеобразие продукта с точки зрения потребителей).
Таблица 19 Матрица Портера
Неценовая конкуренция (своеобразие продукта с точки зрения потребителя) | Ценовая конкуренция (низкие издержки по сравнению с конкурентами) | |
Осваивается сектор | Стратегия дифференциации | Стратегия лидерства по издержкам |
Осваиваются отдельные сегменты рынка | Концентрация на основных моментах (стратегия ниши) |
После анализа стратегического портфеля с использованием одной или нескольких из предложенных выше матриц целесообразно оценить гибкость стратегического портфеля. Под гибкостью стратегического портфеля понимается способность последнего устойчиво функционировать при тех или иных изменениях внешней среды.