Порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплин

4.1. Учебно-методический комплекс дисциплин разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по направлениям и их профилям с участием представителей ведущих предприятий –стратегических партнеров по данному направлению подготовки. Кафедра – разработчик УМКД является ответственной за качественную подготовку УМКД, соответствующих требованиям Государственного стандарта по подготовке магистрантов по направлению подготовки, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки и техники, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих магистрантам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его использовании на практике.

4.2. УМКД разрабатывается в следующей последовательности:

· разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки магистрантов по соответствующему направлению (профилю);

· разработка конспекта лекций, методики проведения практических и/или лабораторных занятий, курсового проектирования, самостоятельной работы, методики работы преподавателей;

· разработка учебных материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний);

· апробация материалов УМКД в учебном процессе;

· корректировка материалов УМКД;

· оформление документации по УМКД.

4.3. Рабочие программы дисциплин разрабатываются и утверждаются в соответствии с документированной процедурой «Разработка новой рабочей программы учебной дисциплины», «Методическим указаниям по разработке рабочей программы учебной дисциплины», а также регламентом рассмотрения рабочих программ на факультетах по соответствующим направлениям

4.4. Учебные и учебно-методические материалы лекционного курса, практических (семинарских) и/или лабораторных занятий, курсового проектирования, самостоятельной работы разрабатываются в соответствии с утвержденной рабочей программой по дисциплине.

4.5. Срок разработки материалов устанавливается кафедрой – разработчиком УМКД по соответствующей дисциплине с учетом следующих условий:

· своевременность обеспечения учебной литературой библиотеки университета;

· своевременность подготовки раздаточных материалов для магистрантов;

· возможность организации методической подготовки преподавателей кафедры, участвующих в учебном процессе по видам занятий.

4.6. Апробация материалов УМКД производится на первом потоке (в первой группе) магистрантов, осваивающих соответствующую учебную дисциплину. Основная задача апробации материалов УМКД состоит в анализе усвоения учебного материала магистрантами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логичной последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного, но достаточного для успешного освоения магистрантами учебного материала, комплекта учебных и учебно-методических материалов.

4.7. По результатам апробации материалов УМКД разработчики критически оценивают качество чтения дисциплины, вносятся необходимые изменения в материалы УМКД, в том числе и в рабочую программу дисциплины производят подготовку полного комплекта документации УМКД.

4.8. Кафедра – разработчик УМКД в течение года после апробации дисциплины в учебном процессе:

· рассматривает и переутверждает документацию УМКД;

· включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

· оценивает качество чтения дисциплины и подготовки материалов УМКД.

Лучшие УМКД кафедр могут быть представлены в Ученый совет факультета на конкурс для поощрения их авторов.

4.9. При последующем чтении дисциплины преподаватели вносят изменения в материалы УМКД с целью улучшения качества преподавания, включения в УМКД новых материалов, более полно отражающих современное состояние науки и техники с последующим их переутверждением.

5. Организация контроля содержания и качества разработки
учебно-методических комплексов дисциплин

5.1. Контроль за содержанием и качеством разработки УМКД возлагается на кафедру-разработчика УМКД, Методическую комиссию и Ученый Совет факультета.

5.2. Кафедра – разработчик УМКД осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД.

С этой целью на кафедре:

а). На этапе подготовки УМКД:

· разрабатывается и утверждается план подготовки УМКД по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса;

· своевременно рассматривается, рецензируется и передается для утверждения в Деканат факультета рабочая программа по соответствующей дисциплине

· рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМКД

· обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы в библиотеку СПбГЭТУ

· регулярно оценивается готовность УМКД для учебного процесса и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМКД

· оценивается готовность УМКД для апробации в учебном процессе.

б). При апробации УМКД в учебном процессе заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий с целью оценки преподавательского мастерства преподавателя, соответствия излагаемого материала рабочей программе, уровня освоения учебного материала магистрантами. Результаты контрольных посещений занятий обсуждаются с преподавателем, проводящим занятие, и основные результаты контрольных посещений документируются и доводятся заведующим кафедрой до всех преподавателей кафедры

в). На этапе подготовки документации УМКД заведующий кафедрой организует работы по подготовке всей необходимой документации УМКД и ее хранение на кафедре.

г). На этапе корректировки материалов УМКД заведующий кафедрой организует периодический контроль соответствия материалов УМКД современному уровню развития науки и техники, методики и технологии организации учебного процесса. При необходимости в материалы УМКД вносятся изменения и дополнения.

5.3. Кафедра-разработчик УМКД выдвигает на конкурс лучшие учебно-методические разработки, входящие в состав УМКД для поощрения преподавателей, участвовавших в их разработке. Порядок рассмотрения УМКД и отдельных учебно-методических разработок, регламентируется Положением о конкурсе.

5.4. Методическая комиссия факультета осуществляет:

· утверждение плана подготовки УМКД;

· контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки магистров по направлениям факультета;

· контроль за результатами апробации УМКД в учебном процессе путем оценки степени готовности материалов УМКД, соответствия содержания учебного материала утвержденной рабочей программе;

· контроль содержания и качества подготовки документации УМКД.

5.5. Ученый Совет факультета осуществляет периодический контроль содержания и качества подготовки УМКД по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки магистров по направлениям факультета. С этой целью:

· в текущие планы работы факультета вносятся вопросы по обсуждению УМКД по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;

· на заседании Ученого Совета факультета заслушиваются сообщения кафедры - разработчика УМКД и методической комиссии факультета. По результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМКД по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки магистров факультета, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМКД.

Перечень
документов учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Наименование документа Статус
1. Рабочая программа по дисциплине, с приложениями: - план-график проведения всех видов занятий; - методические указания по организации самостоятельной работы студентов; - методические указания по организации текущего контроля работы студентов. Обязательно
2. Задания на самостоятельную работу студентов Обязательно
3. Контрольные вопросы (тесты) для текущей аттестации Обязательно
4. Контрольные вопросы (тесты) для промежуточной аттестации Обязательно
5. Конспект лекций Обязательно
6. Методика выполнения и правила оформления отчета по лабораторным работам для студентов* Обязательно
7. Методические указания по выполнению курсовых проектов (работ) для студентов* Обязательно
8. Методические указания по специальным видам занятий (деловые игры и т.п.) для студентов* Обязательно
9. Задания на выполнение курсовых проектов* Обязательно
10. Раздаточные материалы к лекциям Желательно
11. Методические указания по проведению лабораторных работ (для преподавателей) Желательно
12. Подготовка учебного пособия (при отсутствии) Желательно

________________

* При наличии в учебном плане.

Перечень утвержден на заседании Исполнительной дирекции инновационного проекта 25 июня 2007 года.

Макеты документов,
входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины

Наши рекомендации