Дуга зацепления. Коэффициент перекрытия
Изобразим пару сопряженных зубьев в начале и в конце зацепления.
В момент начала зацепления профиль зуба колеса 1 занимает положение I, в момент конца зацепления тот же профиль находится в положении II.
Зацепление зуба колеса 1 начинается в т.а на ножке зуба и заканчивается в т.в - на вершине головки зуба.
- дуга зацепления - это путь проходимый одним зубом от начала зацепления до конца зацепления измеренный по дуге начальной окружности.
Соответственно для верхнего колеса дуга зацепления будет .
Поскольку начальные окружности катятся одна по другой без скольжения, то .
Если дуга зацепления равна шагу зацепления pt ( ), то при перекатывании начальных окружностей на эту дугу только одна пара сопряженных профилей зубьев находится одновременно в зацеплении.
Если дуга зацепления будет меньше шага зацепления ( ), то в зацеплении произойдет перерыв, и передача будет работать с ударом.
Если дуга зацепления будет больше шага зацепления ( ), то некоторое время в зацеплении будет находиться одна пара профилей, а остальное время - две пары, может быть и более.
Т.к. при изготовлении зубьев возникают некоторые неточности в очертании профилей, то не рекомендуется при проектировании ограничиваться тем предельным случаем, когда дуга зацепления равна шагу зацепления.
Желательно, чтобы дуга зацепления всегда была несколько больше шага зацепления. Тогда передача будет работать плавно, без ударов.
>1;
Отношение дуги зацепления к шагу называется коэффициентом перекрытия.
Практически для внешнего зацепления принимают
Коэффициент перекрытия характеризует плавность хода передачи и показывает среднее число пар зубьев находящихся в зацеплении одновременно.
Выразим дугу зацепления через практическую линию зацепления.
Дуга основной окружности - линии зацепления (по свойству эвольвенты).
Из :
- отношению радиусов основной и начальной окружностей.
Из чертежа можно доказать, что длины дуг и пропорциональны их радиусам и .
- расчетная формула коэффициента перекрытия.