Возможности программы Adobe InDesign
Несмотря на все рассмотренные преимущества двух предыдущих программ, сегодня многие современные дизайнеры отдают предпочтение программе InDesign, ориентированной на профессиональных дизайнеров, художников и специалистов в области печати, работающих в средствах массовой информации, дизайнерских компаниях, рекламных агентствах, издательствах и других организациях, которым приходится заниматься версткой и выпуском печатной продукции. Adobe InDesign CS4 Server — это мощная, масштабируемая система автоматизации дизайна и разработки макетов, которая включает в себя типографские функции Adobe InDesign CS4. Она прошла строгое тестирование для обеспечения высокого уровня стабильности и предоставляет гибкую среду разработки с поддержкой внешних модулей SOAP, Java™, AppleScript, JavaScript, Microsoft Visual Basic, C# и C++. Последняя версия также поддерживает IDML, новый открытый формат файлов, который позволяет разработчикам компоновать и декомпоновать документы InDesign, используя стандартные инструменты XML [2].
Художник-дизайнер известного российского журнала «Журналист» Алексей БАРАНОВ попытался сравнить InDesign с QuarkXPress и определить преимущества первой. Вот основные из них [11]:
1. Всё начинается с организации рабочего пространства. Новые улучшенные средства разработки ускоряют и упрощают создание макета, его экспортирование и также печать графически сложных объектов, что увеличивает эффективность работы. В InDesign можно настроить рабочую область программы так, как удобно это пользователю (в QuarkXPress такого нет);
2. Возможность создания не только текстовых стилей, но и стилей для объектов (фреймов) с помощью Object style, что позволяет создавать материал фактически нажатием одной кнопки. Это ли мечта любого дизайнера, чтобы версталось «всё само»?!
3. Удобство в работе с таблицами: строить их прямо в макете или импортировать из других приложений, применяя уже заранее созданные стили к ним (Table style);
4. И что важно — мне нет необходимости постоянно обращаться к другим программам, например, Photoshop, Illustrator и другие, поскольку с изображениями можно работать прямо в InDesign и применять эффекты «не отходя от кассы». Кстати, любые эффекты можно применять и к тексту (шрифту). Этого не найдёшь в QuarkXPress.
Отдельно следует упомянуть о transparency — прозрачность, которую можно применить ко всему, что находится в документе.
6. InDesign «дружит» с любыми форматами файлов, помещаемыми в макет (кстати, функция Place поддерживает мультифайловый импорт). Исключение составляют только файлы из CorelDraw. Хотя для оформителей, имеющих в своем рабочем арсенале «Иллюстратор ЦС 3». А в QuarkXPress подобное отсутствует!
7. Программа из векторов в QuarkXPress «согласна» только на EPS-файлы, а из растров— на TIFF. Тогда как в InDesign можно работать с многослойными изображениями. Даже экспорт PDF в QuarkXPress — процедура довольно сложная.
8. К плюсам InDesign следует добавить экспорт и сохранение файлов во все мыслимые форматы, что особенно удобно, в области кросс-медиа (издание, которое имеет как печатный вариант, так и его интернет-версию). Нажатием всего лишь одной кнопки «бумагу» можно превратить в веб-сайт: приложение оснащено мощными функциями, которые сводят к минимуму ручное выполнение повторяющихся операций.
Необязательная конвертация изображений RGB в CMYK. InDesign при необходимости может открыть файлы QuarkXPress или PageMaker. А вот Quark не откроет другие форматы, отличные от его собственного, ни при каких обстоятельствах.
Способы печати на упаковке
Высокая печать
Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений (именно его, например, использовал Иоганн Гутенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати).
В полиграфической промышленности к технологиям высокой печати относятся типографская (высокая, книжная) печать и флексография. Разница заключается как в печатных формах (формы высокой печати изготавливаются в частности, на базе линотипного и монотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава или по современной технологии из вымывных фотополимеров), так и в процессе печати.
В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве (ксилография) и т. п.
На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски.
Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец.
Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и пр., привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе. В последние десятилетия этот способ утратил доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для печати однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки).
Такой значительный удельный вес высокой печати обусловлен ее универсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналов самого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- и многокрасочных. Оттиски характеризуются большой четкостью, резкостью, насыщенностью тона и цвета. Положительная особенность этого способа - стабильность качества изображения во всем тираже, которая обусловлена отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати).
Поверхность печатных форм высокой печати из фотополимеров химически нейтральна и может воспринимать любой раствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати с применением красок как на масляной основе, так и на базе водных и спиртовых растворителей (флексография).
Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4-0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию.
Глубокая печать
Глубокая печать. Верхняя линия — лист бумаги, нижняя — матрица
Глубокая печать, интаглио — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. От офсетной и высокой печати отличаются тем, что толщина слоя краски на одном оттиске может меняться от десятков до сотен микрометров, тогда как обычно этот показатель стабильный и составляет около 1 микрометра. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги. Шершавость изображений ощущается при прикосновении.[1]
Рельефный эффект используется как дополнительный защитный элемент при печати банкнот, бланков ценных бумаг (например, этот способ защиты используется предприятиями объединения «Гознак»[2]). По мнению специалистов, в точности скопировать такие элементы невозможно, а подделка может быть обнаружена без специальных технических приспособлений.[3]
В полиграфии глубокая печать традиционно использовалась для производства иллюстрированной продукции. В художественной графике метод глубокой печати применяется в отдельных видах гравюры, в частности в офорте.
Сегодня способ глубокой печати является доминирующим на рынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовку оригинал-макета и изготовление форм окупаются благодаря значительной тиражестойкости таких форм и большому тиражу продукции.
Технология печати
Во второй половине XV века гравюра на металле начала вытеснять ксилографию. На пластине из металла (медь, бронза, цинк, сталь) гравировали или вытравливали кислотой рисунок, затем покрывали краской. Краску очень аккуратно стирали так, чтобы на печатной форме осталась лишь краска в выгравированных углублениях. Пластина под давлением цилиндрического пресса прижималась к бумаге. Данный метод очень сильно отличался от наборной печати. Поэтому листы с иллюстрациями печатали отдельно от листов с текстом.[4]
В XIX веке печать с гравированных форм значительно усовершенствовали — краску наносили с помощью валиков, а убирали с формы при помощи вращающихся щёток. На смену механической гравировке пришла лазерная.
В печатных машинах для глубокой печати краска подаётся на печатный цилиндр и попадает в углубления, соответствующие печатным элементам. С пробельных элементов она удаляется с помощью так называемого ракеля. В силу этой особенности для формирования всех печатающих элементов (в том числе, сплошных плашек) необходимо использовать специальный растр глубокой печати. Для получения высококачественного изображения также необходимо использование специальной бумаги для глубокой печати.
Одной из особенностей данного вида полиграфического производства является высокая стоимость изготовления печатных форм, что существенно ограничивает область его применения. Одним из видов печатных машин используемых принцип глубокой печати являются - ротогравюрные печатные машины.
Плоская печать
Пло́ская печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
Основой для форм плоской печати, как правило, служат металлические листы (пластины) — однослойные в случае монометаллических форм и многослойные в случае биметаллических форм. Для изготовления формы пластина покрывается светочувствительным слоем и засвечивается через фотоформу, используемую в качестве шаблона. Затем экспонированную пластину подвергают химическому или электролитическому травлению, в результате которого участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойство гидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам, становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживается лишь на печатающих элементах.
В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати, реже используется способ ди-лито (плоская печать без промежуточного звена). В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии.