Матрица эффективности уровней противоречий в организации
Достаточно подробное рассмотрение уровней противоречий подводит нас к аналитическому представлению их эффективности в зависимости от других условий функционирования организации.
На рис. 2.20 приведена матрица эффективности уровней противоречий в виде взаимодействия ступеней противоречия и уровня внимания руководителя к управлению.
Рис. 220.Матрица эффективности использования ступеней противоречий
(заштрихованные прямоугольники - переходные области).
На ступени “различие” (как и при полной поддержке) система управления малоэффективна при любом внимании менеджеpa к управлению. Мотивация человека к творческому труду на этой ступени весьма низка. Система управления находится в области “застой — волюнтаризм”. Как бы ни старался руководитель на данной ступени противоречия, дела его всегда будут идти плохо. На этой ступени представляет интерес область Б1. Она граничит не только с областью В1 (волюнтаризм и субъективизм), но и с Б2 (стабильность в плановой экономике). Это потенциальная область — область для обучения персонала новым технологиям производства и управления.
На ступени “поляризация” представляет интерес область Б2, характеризующаяся средним вниманием к управлению. Это область стабильно развивающейся плановой экономики. Увеличение или ослабление внимания к управлению приводит к переходному процессу в области А2 и В2, т. е. к нарушению стабильности.
На ступени “столкновение” наилучшая область достигается при среднем внимании к управлению. Это область стабильности организаций в развивающейся рыночной экономике. При ослаблении или усилении внимания к управлению .формируется либо область анархии, либо неустойчивая область, требующая реформ в области управления или смены высшего управленческого персонала.
На ступени “антагонизм” представляет интерес область В4, в которой назревает необходимость либо смены формы собственности, либо перехода на принципиально новые технологии.
Рис. 2.20 наглядно показывает, что стабильности можно достичь при средних ступенях противоречия и среднем уровне внимания к управлению. Он дает возможность руководителю проводить анализ работы своей организации и формировать стратегию менеджмента.
•Пример1. Организация находится в области А4 (анархия и противостояние). Требуется определить желаемую область функционирования и траекторию перехода.
Очевидно, что желаемыми областями будут либо Б2, либо Б3.
Возможны несколько вариантов путей перехода для организации в Б3:
1.А4 | Б4 | В4 | В3 | Б3 |
2.А4 | А3 | Б3 | ||
3.А4 | А3 | А2 | Б2 | Б3 |
Первый вариант связан с профессионализацией процесса управления. Переход в области Б4, В4 предполагает усиление действия организационно-распорядительных и экономических методов управления для максимальной мотивации к труду. В области В4 руководителя ждут серьезные потрясения, связанные со сменой форм собственности или переходом к новым производственным отношениям либо с внедрением принципиально новых технологий. Не каждый руководитель справится с работой в данной области.
Переход в область В3 — это естественный процесс перестройки надстроечных (управленческих) отношений в соответствии с новыми базисными переменами в В4. Из В3 пойдет естественный процесс перехода либо в область Б3 (стабильно развивающихся рыночных отношений), либо в область Б2 (стабильно развивающейся плановой экономики), либо на границу областей Б2 и Б3, как это и реально уже существует в технологически развитых странах (США, ФРГ и др.). Таким образом, первый путь включает области сильных потрясений как для руководителя, так и для подчиненных. Несмотря на три области, которые следует преодолеть, прежде чем прийти к цели (Б3), этот путь самый быстрый по времени.
Путь второго варианта должен начинаться с преимущественного использования социально-психологических методов управления для уменьшения враждебности во взаимоотношениях между людьми. Социально-психологические методы должны включать: методы социального нормирования и регулирования, организации малых групп, психологического побуждения, профессионального отбора, гуманизации труда и т.д. Переход из области A3 к области Б3 основан на комплексном использовании организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления. Это эволюционный путь очень медленных изменений, длительный во времени.
Начало пути третьего варианта совпадает с началом второго. Однако третий вариант имеет большую социальную направленность в сторону существенного уменьшения уровней противоречия:
с антагонизма до простой поляризации. Основные методы управления при переходе из области A3 в область А2 — организационно-распорядительные. Из области А2 идет естественный переход в область стабильно развивающейся плановой экономики Б2. При этом основным должен стать экономический метод управления. Переход из области Б2 в Б3 будет определяться многими факторами: традициями, достигнутым уровнем удовлетворения потребностей и интересов, состоянием окружающей инфраструктуры (политики, экономики и т.д.). Определяющим здесь будет также хорошо выверенный экономический метод управления.
Таким образом, при выборе пути перехода необходимо определить для руководителя, что важнее:
• спокойное профессиональное реформирование при длительном времени перехода в заданную область,
• шоковые профессиональные действия в области управления и экономики при быстром переходе в заданную область .
•Пример 2. Организация находится в области А1 (застой). Перевод организации в область Б3 может идти двумя путями:
1. При наличии опытного консультанта:
А1 Б1 В1 В2 В3 Б4
2. Силами рядового руководителя (очень рискованный путь):
А1 Б1 В1 В2 В3 В4 Б4 Б3
При всех вариантах можно использовать область Б2 для обучения кадров. Эта область создает потенциал для повышения инициативы работников, что очень важно при переходе к более эмоциональным ступеням противоречий.
Управление противоречиями (создание, проведение и завершение) относится к вершинам искусства управления. •
•Пример 3. Ситуация в средней школе находится в области В3 (неустойчивость). Область В3 — это столкновение при сильном внимании директора школы к учебному процессу.
Основная цель: достижение максимальных результатов в учебном процессе. Ее поддерживают все учителя.
Конкретные альтернативные цели:
• обучение должно проводиться в гуманитарном плане;
• обучение должно проводиться в технократическом плане.
За каждой конкретной целью стоит группа учителей. И в этом заключается причина противостояния.
Требуется привести организацию в область Б2.
Предлагаемый маршрут перевода: В3 В2 В1 Б1 Б2.
Этапы перевода:
Этап 1. Создание конфликта и выход из него.
Директор предлагает учителям использовать эти технологии обучения совместно. Это порождает бурные выступления о невозможности создания единой системы обучения.
Директор предлагает с помощью тестов и мнения родителей разделить учащихся на две группы: преимущественно гуманитариев и технократов и проводить с ними системные занятия по соответствующей технологии.
В результате обсуждения ступень противоречия, очевидно, переместится в сторону различия или поляризации.
Результат: переход В3 В2 В1.
Этап 2. Ослабление внимания директора к учителям, а учителей к школьникам.
Директор делегирует часть своих прав и обязанностей по составлению учебных программ учителям, а учителя какую-то часть учебной работы переводят в разряд самостоятельной работы школьников.
Результат: переход В1 Б1.
Этап 3. Стимулирование учебного процесса.
Директор вводит конкурсную систему набора учителей на базе контракта.
Повышается активность учителей, идет поиск новых подходов к обучению.
Результат: переход Б1 Б2.
Резюме
• Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление коммуникации представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности отношений между людьми.
• Принята следующая типология коммуникаций:
• между организацией и внешней средой,
• между подразделениями;
• внутри подразделений по уровням производства и управления;
• межличностные,
• неформальные.
• Коммуникации могут характеризоваться либо полной поддержкой, либо наличием противоречий. Полная поддержка свидетельствует либо о пассивности подчиненных и большом авторитете руководителя, либо о их некомпетентности.
• Наиболее характерная реакция подчиненных — противоречие. Противоречие имеет четыре ступени: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.
Ступени “различие” и “поляризация” эффективны в подразделениях с медленно меняющейся технологией (например, в экономических, финансовых).
Ступени “столкновение” и “антагонизм” эффективны в конструкторских, технологических, научных подразделениях, в которых предполагается инновационный процесс.
• Все противоречия могут быть сведены к трем видам: системным, производственным и личностным. Различие, поляризация и столкновение способствуют решению системных противоречий путем эволюционного развития. Антагонизм приводит к смене форм собственности, либо к переходу к более демократической системе управления, либо к возврату к ранее существовавшей системе производства и управления.
• Перевод с одной ступени противоречия на требуемую осуществляется путем создания и (или) предотвращения конфликтов. Конфликты бывают естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей.
• Выход из конфликта может быть достигнут принятием компромиссных решений. Для этого используются три пути:
• достижение взаимных уступок (консенсуса),
• подавление потребностей и интересов одной из сторон,
• предварительный учет приоритетов потребностей и интересов личности, общества (коллектива).
• Каждая ступень противоречий характеризует статику коммуникаций в организации, а конфликты определяют динамику ее деятельности. Обычно организация характеризуется взрывным характером конфликта и долговременным периодом противоречий. На ступени “различие” (аналогично, как и при полной поддержке) система управления малоэффективна при любом внимании менеджера к управлению.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение термина “коммуникации”.
2. Приведите основную классификацию коммуникаций.
3. О чем свидетельствуют отношения полной поддержки руководителя подчиненными в организации?
4. Дайте определение термина “противоречие”.
5. Какие ступени противоречий характеризуют отношения в организации?
6. Какие особенности имеют ступени “различие” и “поляризация”?
7. Какие особенности имеют ступени “столкновение” и “антагонизм”?
8. Приведите общие условия, формирующие ту или иную ступень противоречий.
9. Какие особенности имеют системные, производственные и личностные противоречия?
10. Перечислите области применения уровней противоречий в организациях.
11. Каков механизм перехода с одного уровня противоречия на другой?
12. Дайте определение термина “конфликт”.
13. Приведите классификацию конфликтов.
14. Перечислите наиболее характерные правила предотвращения или создания конфликтов.
15. Какими путями достигается компромисс в организациях?
16. Каково практическое применение матрицы эффективности использования ступеней противоречий?
17. Какие области эффективны на ступени “различие”?
18. Какие области эффективны на ступени “поляризация”?
19. Какие области эффективны на ступени “столкновение”?