Методика выполнения лабораторной работы
Лабораторная работа № 1
Разработка мнемосхемы предметной области с Microsoft Visio
Цель работы
Целью работы является получение навыков создания и редактирования мнемосхем.
Краткие теоретические сведения
Мнемосхема (мнемоническая схема) - условное изображение управляемого объекта с помощью символов, картинок.
Мнемосхема - упрощённая модель процесса, облегчающая понимание его сущности, назначения различных служб и объектов (приборов и оборудования), а также органов управления и способов действия при изменении условий (в различных режимах работы).
Мнемосхемы применяют в тех случаях, когда управляемый объект имеет сложную структуру в качестве демонстрационных пособий, на которых наглядно показываются бумажные и электронные информационные потоки, потоки сырья и готовой продукции, движение транспорта, функциональные связи и ритмичность работы отдельных частей и элементов моделируемого объекта.
Мнемосхема наглядно показывает состояние (положение) объекта или ход производственного процесса. Оборудование объекта (производственный процесс) и его внутренние связи изображаются на мнемосхеме в соответствии с общепринятыми обозначениями электрических, технологических, транспортных и других схем.
Мнемосхемы подразделяют на операторские и диспетчерские, которые различаются сложностью и масштабом отображаемых объектов.
На операторских мнемосхемах объект, как правило, - сосредоточенный технологический комплекс. На диспетчерских - территориально распределённая система, состоящая из многих объектов и технических комплексов).
Также мнемосхемы различаются подробностью отображения отдельных объектов и наличием в операторских мнемосхемах встроенных органов управления.
Выбор того или иного типа мнемосхемы зависит от структуры системы управления и характера производственных процессов, от функциональной схемы, назначения и степени автоматизации объекта управления
Методика выполнения лабораторной работы
Методика выполнения работы рассматривается на примере предметной области «выполнение студентом курсовой работы (курсового проекта)»
1. Запустите MS Visio
2. Познакомьтесь с категориями, содержащими комплекты типовых шаблонов, рисунков.
3. Создайте новую диаграмму.
4. Установите необходимые параметры страницы (масштаб, ориентация страницы).
5. Определите основные субъекты и объекты, участвующие в процессе.
В нашем примере основными субъектами и объектами предметной области являются: «студент», «преподаватель», «комиссия», «библиотека», «Internet»
6.Выберите графическое изображение объектов и субъектов.
В рассматриваемом примере примем следующие графические обозначения (рис.3.1.):
рис.3.1
7. Расставьте объекты и субъекты в поле моделирования согласно иерархии. (рис.3.2.)
На рис.3.2, кроме описанных выше введен еще один объект «кафедра», представляющем организационную единицу, в которую входят объекты «комиссия», «преподаватель»
рис.3.2
8. Определите информационное взаимодействие и его вид (устный, бумажный, электронный) между объектами и субъектами. (табл. 3.1.)
Таблица 3.1.
Форма информационного взаимодействия | Тип взаимодействия | |
Преподаватель - Студент | Задание | бумажный |
График выполнения курсовой работы | бумажный | |
Замечания | бумажный | |
Ответ | устный | |
Студент -Преподаватель | Части курсовой работы | бумажный |
Вопрос | устный | |
Студент -Библиотека | Запрос на литературу | бумажный |
Библиотека -Студент | Литература | бумажный |
Студент - Интернет | Запрос | электронный |
Интернет – Студент | Материалы к курсовой работе | электронный |
Студент - Комиссия | Пояснительная записка | бумажный, электронный носитель |
Презентация | электронный носитель | |
Доклад | устный | |
Ответ | устный | |
Зачетная книжка | бумажный | |
Комиссия - Студент | Вопрос | устный |
Оценка в зачетной книжке | бумажный |
9. Определите графическое изображение для каждого типа информационного взаимодействия. (табл. 3.2.)
Таблица 3.1.
Условное обозначение | Тип взаимодействия |
бумажный | |
устный | |
электронный | |
электронный носитель |
10. Отобразим в поле моделирования информационное взаимодействие объектов и субъектов нашего процесса. (рис.3.2.)
рис.3.3
11. Проверим полноту отображения процесса выполнения курсовой работы на рис.3.3.
Рис.3.3. не отображает взаимодействие преподавателя с комиссией, не отображает процедуру появления оценки за курсовую работу в деканате, не отображает процедуру хранения сданных курсовых работ
Для устранения вышеуказанных недостатков внесем в рис.3.3 корректировки. Добавим информационное взаимодействие между «преподавателем» и «комиссией», добавим объекты «деканат», «архив», отобразим информационные взаимодействия новых объектов.
На рис.3.4 представлен окончательный вариант мнемосхемы.
рис.3.4
Задание
В соответствии с вариантом задания, определенным преподавателем, последовательно создать мнемосхему предметной области.
Порядок выполнения работы
Для выполнения работы необходимо:
а) повторить правила техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
б) изучить соответствующий раздел лекционного курса, а также теоретическую часть настоящего методического указания;
в) получить у преподавателя вариант задания;
г) выполнить лабораторную работу согласно описанной в пункте 3 методике в соответствии с вариантом задания;
д) в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 6, оформить отчет по лабораторной работе;
е) защитить лабораторную работу.
Требования к отчету
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
1) титульный лист;
2) название лабораторной работы, цель работы;
3) краткое описание предметной области;
4) перечень графических обозначений субъектов, объектов предметной области и типов информационных взаимодействий;
5) мнемосхему предметной области;
4) выводы по проделанной работе.
Контрольные вопросы
1. Что такое модель предметной области?
2. Что такое мнемосхема предметной области?
3. Сформулируйте основные правила создания мнемосхем?
4. Каковы цели моделирования предметной области в форме мнемосхем?
5. Каковы возможности пакета Microsoft Visio для разработки мнемосхем?