Распространение света в разных средах. Преломление света
Класс
Урок №19
Распространение света в разных средах. Преломление света.
Изучение нового материала
Запишите, пожалуйста, в свои тетради тему урока. Изучите материал урока, а затем запишите его конспект.
Сегодня мы узнаем, что происходит со световым лучом, который падает на границу раздела двух сред. Например, свет падает на поверхность водоёма. Мы же можем видеть то, что лежит на дне, хотя вода более плотная среда, чем воздух и свет распространяется в воздухе. Это происходит потому, что свет частично отражается от поверхности воды, а другая его часть переходит из воздуха в воду, освещая всё в ней. Свет на границе воздух-вода преломляется.
Преломление света – это явление изменения направления распространения света при переходе из одной среды в другую.
Опустите ложку в стакан с водой и рассмотрите её на границе воздух-вода. Вы увидите, что она нам покажется сломанной. Это следствие преломления света.
Причина преломления света в том, что скорость распространения света в разных средах различна. Например, скорость света в вакууме около 300 000 км/с, а в любой другой среде скорость меньше. И, чем плотнее среда (т.е чем больше оптическая плотность среды), тем меньше скорость распространения света.
Рассмотрим схему преломления света.
На этой схеме мы видим уже знакомые нам луч и угол, которые иллюстрируют явление отражения света (ОВ – луч отражённый, - угол отражения).
Итак, вдоль луча ОА свет падает из воздуха в воду. Далее он, преломляясь вдоль луча ОС переходит из воздуха в воду. При этом угол падения и угол преломления различны, т.к. оптическая плотность сред: воздух и вода различны, а значит и скорость распространения света в них различна. Как будет изменяться угол преломления относительно угла падения мы узнаем из законов преломления света.
АО – луч падающий
ОС – луч преломлённый
МN – перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения светового луча
- угол падения
- угол преломления
Законы преломления света.
I. Луч падающий, преломлённый и перпендикуляр лежат в одной плоскости.
II. Существуют такие соотношения между углом падения и преломления:
· на сколько увеличивается угол падения, на столько увеличивается и угол преломления;
· если световой луч переходит из менее плотной среды в более плотную, то угол преломления меньше, чем угол падения;
· если световой луч переходит из более плотной среды в менее плотную, то угол преломления больше, чем угол падения.
Т.к. на нашей схеме световой луч переходит из воздуха в воду, т.е. из менее плотной среды в более плотную, то и угол преломления меньше угла падения: .
Не забывайте, что падающий и преломлённый лучи лежат по разные стороны от перпендикуляра!
Запишите, пожалуйста, конспект урока в свои тетради (всё, что выделено и схему)
Закрепление материала
№1. Световой луч переходит из воздуха в стекло. Угол падения уменьшили на 20 . Что произойдёт с углом преломления?
№2. Световой луч переходит из стекла в воздух. Нарисуйте ход светового луча, применяя законы преломления.
№3. Составьте таблицу сходств и различий отражения и преломления света.
Домашнее задание
7-а: выучить параграф 19; выполнить №1, №2, №3 (указанные в «Закреплении материала»).
7-б: выучить параграф 23; выполнить №1, №2, №3 (указанные в «Закреплении материала»).