Во-вторых, эскиз указывает на необходимое количество таких деталей, и материал, из которого они будут изготовлены
В-третьих, на эскизе ребенок сразу видит форму заготовки для детали. Она определяется по самой толстой (контурной) линии на изображении. Все остальные, тонкие линии внутри контура показывают на необходимость складывания детали в определенном месте (штрих — две точки).
В эскизах других изделий, например, рамки для фотографий, внутри контура могут быть осевые линии, указывающие на симметричность детали. Появление толстой линии внутри замкнутого контура означает, что здесь нужно будет разрезать материал (например, надрезать по прямой линии до пересечения бортиков развертку коробки, или сделать отверстие круглой просечкой на обложке декоративной игольницы).
В-четвертых, эскиз дает информацию о частных и габаритных размерах детали. Для этого предназначены все тонкие линии за пределами контура, ограниченного толстой линией. Они называются вспомогательными. Их толщина различается только на чертеже. На эскизе она будет практически одинаковой. Тонкие линии, продляющие контур, называются выносными. В них упираются концы размерных линий, ограниченных стрелками. Ориентируясь на габаритный размер, ребенок сразу может оценить имеющуюся заготовку (мала, велика, в самый раз). Частные размеры являются буквальной инструкцией для работы, заменяющей речь учителя, и позволяющей ребенку работать в индивидуальном ритме.
Числа, проставляемые н а д размерной линией, обозначают величину в миллиметрах. По существующим нормативам указание на размерность (мм) около числа никогда не ставится, цифры над вертикальной (боковой) размерной линией пишут так, будто бы все изображение мысленно повернули по часовой стрелке на 90°.
В-пятых, эскиз может быть дополнен нестандартными условными обозначениями, указывающими на технологическую операцию(например, склеить).
И все же, чем эскиз отличается от чертежа?
Э с к и з может быть выполнен от руки, без каких бы то ни было инструментов, на любом материале, мелом на доске. В эскизе, в отличие от чертежа, соблюдается не масштаб, а лишь пропорциональность изображения.Толщина линий не нормируется, но их особенности должны быть легко различимы на глаз (контурная гораздо толще всех остальных).
Использование эскиза целесообразно начинать в третьем классе, поскольку в это время учащиеся на уроках математики изучают приемы перевода сантиметров в миллиметры и наоборот. При изготовлении игрушек понадобятся детали из целого круга и его частей. В отличие от первого и второго класса, в третьем использование круглых шаблонов стремительно уменьшается. И это обусловлено не только тем, что учителю реально невозможно делать шаблоны для каждой игрушки — это просто не нужно. Для разметки круглых деталей учащиеся начинают использовать циркуль, прямоугольные — размечают по линейке и угольнику на обрезке материала любой формы, криволинейные детали размечают на просвет.
В эскизе круглых деталей, так же как и прямоугольных, используются контурная и размерная линии. Причем размерная линия, указывающая величину радиуса, выходя из центра круга, заканчивается стрелкой, упирающейся в контурную линию (окружность). Длина радиуса также обозначается числом без указания размерности, но перед ним обязательно ставится латинская буква R. Цифры могут быть написаны как внутри круга над размерной линией, так и за его пределами. В этом случае размерная линия продляется, образуя полочку, над которой и пишут R....
Внутри круга, так же как и внутри прямоугольника, могут быть показаны разрезы или линии сгиба. Еще раз выделим условные обозначения на эскизах, которыми пользуется ученик начальных классов
Условные обозначения на эскизах | |
Контурная линия. Показывает края детали, по ней режем | |
Линия сгиба. По ней деталь складываем. | |
Размерная линия. На ней «сидят» цифры. | |
Выносная линия. Помощница размерной линии. | |
R — радиус. Цифры покажут его длину. |
Очевидно, что недостаточно выучить условные обозначения, нужно научиться при одном взгляде на эскиз представлять себе будущее изделие. Методика обучения чтению графической инструкционной карты,в данном случае, эскиза,заключается в постановке ряда вопросов для раскодирования изображения. Например, перед изготовлением круглой елочной подвески зададим «глупый» вопрос о форме детали, которую нужно разметить, пользуясь эскизом (ответ очевиден, ребенок видит форму), затем спросим, как узнать, какого размера будет, например, круг для елочной подвески (на эскизе обозначен радиус — 50). Уточним, откуда циркуль узнает, на какое расстояние нужно отвести ножку с грифелем (50 мм на эскизе мысленно переведем в см, снимем размер с линейки). И затем зададим вопрос технологического характера: нужно ли при разметке рисовать циркулем на бумаге такую же жирную линию, как на эскизе? Отвечая на этот вопрос, учащиеся еще раз разведут понятия «эскиз» как информационная картинка и «разметка на материале». Жирная линия на эскизе нужна только для того, чтобы понять, где контур будущей детали, а линия разметки на материале всегда должна быть тонкой, потому что по ней нам нужно будет вырезать деталь.
Чтобы актуализировать полученную информацию, очень полезно определить, к какой заготовке из нескольких относится эскиз. Если на эскизе изображена деталь круглой формы, раздадим на каждую парту несколько заранее вырезанных кружков разного размера и цвета. Среди них только один будет соответствовать эскизу, нарисованному на доске. Чтобы решить эту задачу, ученикам придется провести измерения. Это можно сделать непосредственно по линейке, приложив нулевую отметку к центру кружка, и заметив цифру на пересечении шкалы и окружности.
Если же на эскизе на доске изображена прямоугольная деталь (рис. 60, эскиз передней детали для фоторамки), то на месте габаритных размеров мы поставим знаки вопроса, и учащимся раздадим по обрезку красивой бумаги. Теперь вопрос будет звучать так: годится ли твоя заготовка для детали? Чтобы ответить, ученик сначала должен будет посчитать габаритный размер, сложив все частные, затем промерить полученный кусок бумаги, и соотнести результаты измерений с результатами подсчетов (бумажка мала, бумажка велика, бумажка «в самый раз»).
Еще раз отметим, что ученик никаких эскизов не рисует, он учится читать их и руководствоваться ими как инструкцией в практической работе. Но принять участие в изменении эскиза, «помочь» учителю построить его на доске нужно. Такие фрагменты урока должны появляться органично, без специально продекларированной задачи: «учимся читать и изменять эскиз», потому что это должно решаться на серии уроков.
На примере того же изделия (вариант складной рамки для фотографий) определим пропущенный частный размер (рис. 61). Чтобы обоснованно ответить на этот вопрос, нужно найти на эскизе габаритный размер, вычесть из него имеющийся частный, назвать учителю число, которое нужно вписать в эскиз вместо знака вопроса. Еще раз спросим, что делать с линиями вокруг жирного контура, нужно ли проводить их на бумажной заготовке? Этим вопросом мы еще раз подчеркнем, что в эскизе нужно учиться увидеть будущую форму детали, которую всегда обводят толстой линией. Поэтому никакие другие, вспомогательные линии, на заготовке-изделии не рисуют, они нужны на картинке-эскизе только для того, чтобы разобраться в нем.
Еще одной разновидностью графического инструктирования является использование технических рисунков.Эта «информационная картинка» нужна в том случае, если из плоских материалов (бумаги или картона) ученикам предстоит сделать трехмерное объемное изделие, например, коробочку (рис. 62а).
Как правило, её делают не из отдельных деталей (дно, крышка, четыре бортика), а из одной, представляющей собой
развернутую в плоскость листовую поверхность изделия призматической формы. Такую деталь (и её графическое изображение) называют разверткой. В развертке все её фрагменты (дно, бортики) составляют на плоскости единое целое. Но, будучи отогнуты под прямым углом по линиям сгиба, они образуют объемное изделие. Конечно, можно было просто нарисовать на доске эскиз развертки простейшей коробочки, чтобы дети его прочли: сначала построим прямоугольник вот по этим размерам, потом вырежем вот здесь, потом сложим вот здесь, и здесь, потом оклеим по бортикам сплошной лентой. Должна получиться коробочка. Заметим, что в этом случае ребенок не обязательно представляет, что именно у него получится в конце концов. Он верит на слово учителю. Значит, это репродуктивный ход. Чтобы работа носила поисковый характер, вначале «поиграем» в развитие глазомера и пространственного воображения. Предложим детям сравнить объемные картинки разных изделий с их развертками (рис. 62б), чтобы найти пары. Затем одну картинку превратим в технический рисунок (рис. 62в) — проставим размеры ширины, высоты и глубины изделия. Где нужно, штриховой линией покажем невидимый контур. Вот теперь, рассматривая развертку в сравнении с фрагментами технического рисунка (донышко, левый и правый, передний, задний бортики), перенесем размеры в нужные места на плоскости. Посчитаем и проставим габаритные размеры, чтобы иметь представление о величине куска материала для работы. Получаем привычный эскиз плоской детали, по которому её легко разметить на материале.
Совершенно очевидно, что, к сожалению, такая работа не может проводиться каждый раз при изготовлении объемного изделия из развертки, на это просто нет времени. Однако, сделав однажды разметку по эскизу с опорой на технический рисунок, ребенок будет готов к решению творческой конструкторской задачи. Например, мы сделали очень удобную коробочку с квадратным донышком для работы с крупными семенами. Теперь требуется немного изменить размеры, чтобы в коробке можно было хранить трубочки соломы. Для этого донышко должно быть прямоугольным, по размеру самой длинной соломины. В этом случае ребенок готов внести изменения в стандартную развертку: удлинить дно, одновременно удлинив два параллельных бортика.