Способы увеличения несущей способности

Ремонт элементов каркасов зданий

(2), с.83-100, 130-135
138-140

УСИЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Выбор того или иного метода усиления строительных конст­рукций зависит от технического задания на реконструкцию зда­ния или сооружения, которое включает изменение объемно-пла­нировочных решений, нагрузок и условий эксплуатации.

Причины усиления железобетонных конструкций

  1. Увеличение нагрузок на них в результате замены либо усиления вышераспо­ложенных конструкций (перестройка помещений, надстройка зданий)
  2. Модернизация технологического оборудования в реконстру­ируемом здании, изменение технологических процессов.
  3. Эксплуата­ционный износ (потеря несущей способности)
  4. Конструктивные дефекты и возникшие в результате неправильной эксплуатации конструкций
  5. Случайные повреждения (при демонтаже и монтаже)

Способы увеличения несущей способности

1. Без изменения их напряженного состояния или конструктивной схемы Железобетонные, металлические обоймы, железобетонные рубашки, наращивание

2. С изменением напряженного состояния или конструктивной схемы конструкций

(Преднапряженные распорки;металлические балки, опираемые на сваи-консоли; стойки; подкосы;

горизонтальные шпренгельные и комбинированные затяжки)

Одним из наиболее эффективных способов усиления железо­бетонных колонн является устройство железобетонных и метал­лических обойм. В изгибаемых элементах обоймы применяют при значительной коррозии арматуры.

Железобетонная обойма состоит из арматуры и тонкого слоя бетона, охватывающего усиливаемый элемент с четырех сторон (балки, ригели, колонны).

Наиболее простым типом являются железобетонные обоймы с обычной продольной и поперечной арматурой без связи арматуры обоймы с арматурой усиливаемой колонны.

При этом способе уси­ления важно обеспечить совместную работу «старого» и «нового» бетона, что достигается тщательной очисткой поверхности бетона усиливаемой конструкции пескоструйным аппаратом, насечкой или обработкой металлическими щетками, а также промывкой под дав­лением непосредственно перед бетонированием. Для повышения адгезии и защиты бетона и арматуры в агрессивных условиях экс­плуатации рекомендуется применение полимербетонов.

Толщина обоймы колонн определяется расчетом и конструк­тивными требованиями (диаметром продольной и поперечной арматуры, величиной защитного слой и т.п.). Как правило, она не превышает 300 мм. Площадь рабочей продольной арматуры так­же определяют расчетом.

При местном усилении обойму продлевают за пределы повреж­денного участка на длину не менее длины анкеровки арматуры, а также не менее двойной ширины большей грани колонны, но не менее 400 мм.

Для улучшения сцепления «нового» и «старого» бетона рекомендуется выполнять адгезионную обмазку из поли­мерных материалов.

Поперечная арматура железобетонной обоймы может быть выполнена в виде спиральной обмотки из проволоки диаметром не менее 6 мм.

Более эффективны (но и более трудоемки) желе­зобетонные обоймы, в которых обеспечивается связь существу­ющей и дополнительной арматуры.

Такие обоймы рекомендуют­ся при сильном повреждении существующей арматуры или защит­ного слоя бетона.

В этом случае арматуру усиливаемой конструкции тщательно очищают до чистого металла, разрушен­ные хомуты восстанавливают путем пробивки в бетоне попереч­ных борозд, установки в них новых хомутов и соединения их с продольной арматурой.

Дополнительную продольную арматуру приваривают к сущест­вующей с помощью соединительных коротышей, которые во из­бежание пережогов выполняют из арматуры класса A-I диаметром 10—16 мм и располагают на расстоянии друг от друга не ме­нее 20 диаметров продольной арматуры в шахматном порядке.

При невозможности выполнения замкнутой обоймы, например при примыкании колонны к стене, рекомендуется устройство «ру­башек» — незамкнутых с одной стороны обетонок. При этом способе усиления необходимо обеспечить надежную анкеровку поперечной арматуры по концам поперечного сечения «рубашек». В колоннах это осуществляется путем приварки хомутов к сущест­вующей арматуре.

При усилении «рубашками» локальных поврежденных участ­ков, как и при усилении обоймами, их необходимо продлить на неповрежденные части конструкции на длину не менее 500 мм, а также не менее длины анкеровки продольной арматуры, не ме­нее ширины грани элемента или его диаметра и не менее пяти­кратной толщины стенки «рубашки».

Способы увеличения несущей способности - student2.ru Металлическая обойма . Эффективность включения металлической обоймы в работу колонны зависит от плотности прилегания уголков к телу колон­ны и предварительного напряжения поперечных планок.

Рис. 2. 39. Усиление колонны металлической обоймой: 1 —перекрытие; 2 — усиливаемая колонна;

Обойма; 4 — уголки-стойки; 5 — поперечные планки; 6 — опорные планки

  1. Для плотного прилегания уголков поверхность бетона по граням ко­лонн тщательно выравнивается скалыванием неровностей и за­пеканкой цементным раствором.
  2. Предварительное напряжение соединительных планок осуществляется термическим способом. Для этого планки приваривают одной стороной к уголкам обой­мы, затем разогревают газовой горелкой до 100—120°С и в разо­гретом состоянии приваривают второй конец планок.
  3. Замыкание планок осуществляютсимметрично от среднего по высоте колон­ны пояса.
  4. При остывании планок происходит обжатие попереч­ных сечений колонны, что приводит к повышению несущей спо­собности.

Металлическая обойма состоит их стоек углового профиля, соединительных планок, опорных подкладок (рис. 2.39).

Металлические рас­порки.

Одно- или двусторонние распорки представляют собой ме­таллические обоймы с предварительно напряженными стойками, расположенными с одной или двух сторон колонн. Первые при­меняют для увеличения несущей способности внецентренно сжа­тых колонн с большими и малыми эксцентриситетами, вторые — для центрально и внецентренно сжатых колонн.

Предварительно напряженные односторонние распорки со­стоят из двух уголков, соединенных между собой металличес­кими планками. В верхней и нижней зонах распорок приваривают специальные планки толщиной не менее 15 мм, которые передают нагрузку на упорные уголки и имеют площадь попе­речного сечения, равную сечению распорок. Планки устанав­ливают таким образом, чтобы они выступали за торцы угол­ков распорок на 100-120 мм, и снабжают двумя отверстиями для стяжных болтов. Упорные уголки должны быть установле­ны таким образом, чтобы их внутренние грани совпадали с наружной гранью колонн. Для этого защитный слой бетона в верхней и нижней зонах колонны скалывают и устанавливают упорные уголки на цементном растворе строго горизонтально. До установки распорок в проектное положение в боковых пол­ках уголков в середине их высоты выполняется вырез и осу­ществляется их незначительный перегиб. Ослабление попереч­ного сечения уголков в месте выреза компенсируется привар­кой дополнительных планок, в которых предусмотрены отверстия для стяжных болтов.

Предварительное напряжение распорок создается путем при­дания им вертикального положения за счет закручивания гаек натяжных болтов. При этом необходимо обеспечить плотное при­легание уголков к телу колонны, а также их совместную работу, объединив распорки с помощью приварки к ним металлических планок. Шаг планок принимают равным минимальному размеру сечения колонны. После приварки планок стяжные монтажные болты снимают, а ослабленные сечения распорок усиливают до­полнительными металлическими накладками.

Для эффективного включения распорок в работу достаточно создать в них предварительное напряжение порядка 40-70 МПа, что обеспечивается за счет расчетного удлинения при выпрямле­нии уголков.

Наращивание — увеличение сечения усиливаемых конструк­ций сверху, снизу и с боков слоем монолитного железобетона (бал­ка, ригель, колонна, стены, плита перекрытия).

Усиление колонн обетонированием (рис. 2.40) выполняется в последовательности:

- расчетом определяют количество и диаметр рабочей армату­ры и хомутов или спиральной арматуры. Новую арматуру связы­вают со старой;

- устанавливают опалубку и производят бетонирование. Для лучшего сцепления старого и вновь укладываемого бетона поверх­ность колонны тщательно очищают, выполняют насечку и про­
мывают водой под напором.

Минимальная толщина «рубашки»должна быть достаточной для размещения арматуры и защитного слоя (50 мм), а при торкретировании — 30 мм.

При усилении железобетонных конструкций выполняют ряд технологических процессов:

1. подготовку поверхности усилива­емой конструкции, установку арматуры и опалубки,

2. укладку

Способы увеличения несущей способности - student2.ru Рис. 2.40. Усиление колонны обетонированием:

1 — существующая колонна; 2 — железобетонная «рубашка»

и уплотнение бетонной смеси,

3. уход за бетоном в период дости­жения необходимой прочности

4. разборку опалубки.

Подго­товка поверхности усиливаемой конструкции производится для обеспечения надежного сцепления с ней бетона слоя усиления. При этом выполняются следующие операции:

· снятие поверх­ности защитного слоя и удаление отслоений бетона;

· очистка арматуры от поверхностной коррозии;

· обдувка сжатым возду­хом

· увлажнение поверхности.

Снятие защитного слоя бето­на и удаление его отслоений выполняется при помощи меха­низированного инструмента (молотков фуговальных электри­ческих ИЭ-4207 и ИЭ-4210, рубильных молотков ИП-4119, ЭП-1027, ЭП-1056 и др. ).

Очистку арматуры от ржавчины рекомендуется выполнять

1. способом гидроабразивной обработки, используя при этом обо­рудование для торкретирования, а в качестве рабочей смеси — кварцевый песок или песчано-гравийную смесь влажностью до 6%. При гидроабразивной обработке соблюдают соотношение давления сжатого воздуха (на ресивере компрессора) и подава­емой к соплу воды 4 : 0,5.

2. Для очистки арматуры от ржавчины при усилении конструкций в стесненных условиях эффективно применять малогабаритный пескоструйный аппарат с вакуумным пистолетом, работающим по принципу эжектора.

3. При неболь­ших объемах работ для очистки арматуры от ржавчины исполь­зуют пневматические ручные угловые металлические щетки ИП-2104 (масса щеток 4 кг, давление сжатого воздуха в пневмосистеме 0,6 МПа).

Укладку бетонной смеси при усилении бетонных конструкций наиболее целесообразно выполнять с применением установок для пневмонабрызга бетона: при толщине слоя усиления до 80 мм — торкретированием с использованием цемент-пушки; при толщи­не слоя усиления массивных конструкций до 250 мм и его общей поверхности не менее 10—15 м2 — набрызг-бетоном с использо­ванием бетон-шприц-машин.

Особенностью этих установок явля­ется подача по шлангам с помощью сжатого воздуха сухой бетон­ной смеси, которая на выходе из концевого сопла смешивается с водой. Бетонная смесь выбрасывается из сопла со скоростью 50—70 м/с и образует на поверхности плотный слой. Машины вы­полняют одновременно четыре процесса: транспортируют бетон­ную смесь к месту укладки, перемешивают ее с водой, произво­дят набрызг и уплотнение. При применении указанных устано­вок полностью исключаются опалубочные работы, существенно сокращаются трудозатраты и сроки производства работ, что особенно важно при реконструкции. Набрызг-бетон имеет повышен­ную прочность и сцепление, а также обеспечивает повышенные защитные функции и улучшает эксплуатационные качества кон­струкций по сравнению с обычным бетоном.

Для торкретирования конструкций в стесненных условиях эф­фективно применение цемент-пушки СБ-117, для нанесения набрызг-бетона — установок СБ-67 и СБ-68. Толщина наносимого слоя набрызг-бетона за один раз составляет 50-70 мм, расстояние между соплом и бетонируемой поверхностью 1-1,2 м. Для выпол­нения набрызг-бетонных работ бетон-шприц-машины и цемент-пушки комплектуются передвижным компрессором с рабочим дав­лением 0,9 и 0,6 МПа (для СБ-117), цистерной для воды, передвиж­ными подмостями или автогидроподъемниками для работы на высоте. Сухие бетонные смеси поставляются централизованно: при объемах работ до 2,5 м3 — в мешках, при больших объемах работ —в специализированных контейнерах.

При увеличении нагрузки на консоли колонн их усиливают горизонтальными или наклонными тяжами (рис. 2.41).

Способы увеличения несущей способности - student2.ru Предварительное напряжение создается завинчиванием гаек или взаимным стягиванием хомутов. Применяют также разгрузку консолей с помощью дополнительных металлических кронштей­нов или специальных опор в виде швеллеров (уголков), кото­рые крепят к колонне с помощью предварительно напряжен-

ных тяжей.

Рис. 2.41. Усиление консолей тяжами:

Наши рекомендации