Методические указания по дипломному проектированию

СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Методические указания по дипломному проектированию

Для специальности
290300 (ПГС)

Киров 2006

УДК 624.014

Составители: кандидат технических наук, доцент кафедры СП
А. А. Фуражев

кандидат технических наук, доцент кафедры архитектуры
М. Н. Крупин

кандидат технических наук, доцент кафедры СК
М. А. Жандаров

старший преподаватель кафедры СП Т. Н. Лущикова

Рецензент: В. М. Кирилловых,
директор Кировского филиала Федерального
лицензионного центра при Госстрое России

Методические указания предназначены студентам специальности 290300 «Промышленное и гражданское строительство» всех форм обучения, а также руководителям дипломного проектирования и содержат общие требования к составу, содержанию и оформлению дипломного проекта на факультете строительства и архитектуры.

Компьютерный набор О. А. Шульгиной

Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного составителями.

Подп. в печ. Усл. печ. л. Зак. Тираж 125

610000, г.Киров, ул.Московская, 36, ПРИП ВятГУ

© Вятский государственный университет, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования следует, что итоговая государственная аттестация инженера по специальности 290300 «Промышленное и гражданское строительство» включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы – дипломного проекта.

Дипломный проект по длительности, трудоемкости и сложности задач, решаемых в процессе его выполнения, не имеет аналогов в учебном процессе, а возможно и во всей будущей профессиональной карьере инженера-строителя. Успех работы над проектом зависит от степени подготовленности, профессиональных навыков, полученных на предшествующих этапах обучения, и от того, насколько четко, продуманно организована работа. Настоящие методические указания призваны оказать помощь в выборе темы дипломного проекта, выпускающей кафедры, уточнения темы, объема и состава дипломного проекта, в планировании и организации дипломного проектирования, подготовке и защите проекта.

1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Дипломное проектирование на факультете строительства и архитектуры осуществляется по специальности 290300 «ПГС» на следующих кафедрах:

– архитектуры и градостроительства;

– строительных конструкций;

– строительного производства;

– строительных и дорожных машин.

1.2 Дипломное проектирование имеет единую для всех кафедр направленность в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и осуществляется с целью систематизации, углубления и закрепления теоретических знаний и навыков проектирования, выявления творческих способностей и качества знаний, полученных студентом за время обучения в ВУЗе.

1.3 Методические указания по выполнению отдельных разделов проекта, выпускаемые участвующими в дипломном проектировании кафедрами, должны быть приведены в соответствие с настоящими общефакультетскими «Методическими указаниями».

1.4 Тематика дипломных проектов специальности ПГС (290300) включает в себя проект архитектурно-конструктивного и организационно-технологического решения промышленных, гражданских, сельскохозяйственных зданий и инженерных сооружений или их комплексов, соответствующих современному уровню развития строительной науки и техники. Перечень предлагаемых кафедрами тем ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов 4-го курса в восьмом семестре.

1.5 Студент может выбрать тему дипломного проекта из числа предложенных кафедрой или выдвинуть ее самостоятельно с обоснованием. Окончательное закрепление темы производится кафедрами по личному заявлению каждого студента и оформляется приказом ректора университета перед направлением студента на преддипломную практику.

1.6 Темой дипломного проектирования может быть проектирование объектов нового строительства или реконструкция зданий и сооружений.

1.7 Тематика дипломных проектов может носить учебный или реальный характер с элементами НИР и УИРС. Кафедры факультета поощряют выполнение дипломных проектов по тематике проектных и строительно-монтажных организаций и предприятий-застройщиков; при этом реальные темы должны соответствовать целям дипломного проектирования и установленному объему дипломных проектов.

1.8 Разработка крупных проектов, в том числе по тематике организаций-заказчиков, может быть поручена двум и более студентам. Распределение обязанностей между ними на время дипломного проектирования производится руководителем так, чтобы каждый из членов бригады участвовал в выполнении всех частей и разделов проекта.

1.9 Возможна комплексная тематика дипломного проекта, требующая участия студентов других специальностей (факультетов). Все вопросы создания и работы комплексных бригад, представление к защите и организация защиты решаются деканами по представлению выпускающих кафедр.

1.10 Объем разделов дипломного проекта зависит от специализации (спецкурса) студента-дипломника (см. Таблицу 1).

1.11 Основанием для выполнения проекта является задание на дипломный проект, которое составляет руководитель совместно с дипломником на типовом бланке, в двух экземплярах. Один экземпляр задания выдается студенту в конце преддипломной практики, а другой хранится на кафедре.

1.12 Если проект выполняется совместно несколькими студентами, то в задании у каждого из них должно быть указано, какие листы выполняются совместно, а какие отдельно, в каком разделе тот или иной студент делает сравнение вариантов и какое. У каждого студента должно быть индивидуальное задание в каждом разделе. Пояснительная записка и в этом случае у каждого студента-дипломника своя и она соответствует требованиям раздела 3 данных методических указаний.

Таблица 1 – Рекомендуемый объем чертежей, пояснительной записки
и ориентировочная трудоемкость выполнения разделов проекта
в зависимости от специализации (спецкурса) дипломника

Раздел проекта Специализация
Архитектура Строительные конструкции Строительное производство   Дорожное строительство Экономика и организация
Введение Обзор и анализ… Обоснование темы… 2-3 % Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 2-3 % Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 2-3 % Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 2-3 % Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10
Вариантное проектирование 10-15% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 10-15% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 10-12% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10 10-12% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 8-10
Архитектурно- строительный 30-35% 3-6 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 30-40 18-20% 2-3 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 20-25 15-20% 2-3 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 20-25 12-20% 2-3 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 20-25
Расчетно- конструктивный МК ЖБК КДП 13-15% 15-20 25-33% 2-5 30-40 13-15% 15-20 13-15% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 15-20
Основания и фундаменты 7% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 10-15 7% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 10-15 12-20% 1-2 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 10-25 7% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 10-15
Производственно- технологический 12-15% 16-20 13-15% 18-20 24-25% 2-4 Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 30-40 12-16% 16-20
Организационно- экономический 12-15% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 16-20 13-15% 18-20 12-16% 16-20 24-25% 2-4 30-40
Безопасность жизнедеятельности 4-5% Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru Методические указания по дипломному проектированию - student2.ru 6-8 4-5% – 6-8 6-7% – 8-10 6-7% – 8-10
Всего листов записки не более 120–150 страниц
чертежей формата А1 11-14 10-14 10-13 10-13
                     

Объем указан в % трудоемкости от общего объема проекта, чертежей в листах (числитель), записки в страницах (знаменатель).

2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

2.1 Студент, разрабатывающий тему дипломного проекта, руководствуется:

– законодательными и нормативно-правовыми актами РФ и Кировской области, регулирующими градостроительную деятельность;

– требованиями системы нормативной документации для строительства;

– требованиями единой системы организационно-методических стандартов ВятГУ.

В случае разработки в дипломном проекте объектов для строительства за пределами России, необходимо руководствоваться международными нормативно-техническими документами в области архитектурно-строительного проектирования и строительства.

2.2 В дипломном проекте следует использовать современные и энергоэффективные объемно-планировочные, архитектурно-композиционные и конструктивные решения зданий и сооружений с прогрессивной организацией функциональных и технологических процессов, должны учитываться потребности инвалидов и других маломобильных групп населения. Технология возведения зданий и принятые решения по организации строительства должны исходить из требований качества строительства и глубокой технологической и организационной подготовки строительного производства.

Конструкции зданий и сооружений должны отвечать следующим требованиям:

– функциональным (ограждать, изолировать и т.п.);

– техническим (прочность, жесткость и т.п.);

– архитектурно-художественным (не исказить архитектурный образ здания);

– экономической целесообразности принятых решений по каждому требованию, а также учитывать вопросы строительной физики и энергосбережения.

Все принятые при разработке проекта решения: архитектурно-строительные, конструктивные, технологические, организационные должны отвечать задачам повышения эффективности инвестиций, экономного расходования трудозатрат, материальных и энергетических ресурсов, охраны здоровья людей и окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации зданий.

2.3 Разрабатывая тему дипломного проекта, студент должен руководствоваться общим принципом принятия инженерных решений – принципом вариантного проектирования.

В дипломном проекте допускается разрабатывать на основе вариантного проектирования только в одном разделе проекта, в зависимости от специализации (спецкурса) дипломника:

– в архитектурно-строительном разделе – разработка вариантов генерального плана, объемно-планировочных и архитектурно-композиционных решений, ограждающих конструкций, а также мероприятий, связанных с улучшением основных параметров среды и требующих расчетов по строительной физике (расчет конструкций на паропроницаемость, воздухопроницаемость и звукоизоляцию; светотехнические и акустические расчеты помещений и застройки; расчет эвакуации, видимости и восприятия в помещениях);

– в расчетно-конструктивном разделе – разработка вариантов основных несущих конструкций (с расчетом, инженерной оценкой прочности и устойчивости, технологичности изготовления и монтажа конструкций);

– в производственно-технологическом разделе – разработка вариантов технологии возведения объекта с различными средствами механизации работ, в т.ч. и технологий, связанных с изменением материала конструкций и дорожных покрытий;

– в организационно-экономическом разделе – разработка вариантов организации строительства и производства работ, вариантов управления и планирования строительного производства и методов организации реконструкции предприятий.

Из 2-3 рассмотренных вариантов один типовой или ранее осуществленный проект является эталонным. Выбор варианта для дальнейшей, более подробной разработки производится путем сопоставления комплекса технико-экономических показателей (ТЭП).

2.4 Вариантное проектирование выполняется до начала работы над основным разделом проекта, т.е. над разделом проекта, который соответствует профилю выпускающей кафедры. Дипломникам кафедр «СК» и «Архитектуры» рекомендуется вариантное проектирование выполнять до чистового оформления архитектурно-строительного раздела дипломного проекта, чтобы избежать его переделки.

2.5 Расчет ТЭП вариантов и выбор наиболее рационального варианта не исключают, а наоборот предполагают необходимость оценки каждой части проекта (генплан, объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, основные конструкции, технологические карты и схемы, выбор основного механизма, стройгенплан, сетевой или календарный график, равно как и выполненный проект в целом) установленными для них техническими и экономическими показателями, которые следует помещать на соответственном листе чертежа или в тексте пояснительной записки.

2.6 При разработке основного раздела дипломного проекта или при проведении расчетов в других частях проекта студент должен использовать современные компьютерные средства и технологии.

3 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

3.1 Структурными элементами дипломного проекта специальности ПГС являются: пояснительная записка, графическая часть, фотографии, натурные образцы, макеты, слайды, программы или видеосюжеты и фильмы, демонстрирующиеся с помощью персонального компьютера, и другой подготовленный студентом-дипломником материал.

Пояснительная записка должна включать в себя и именно в таком порядке:

– обложку*;

– титульный лист*;

– задание*;

– реферат*;

– ведомость дипломного проекта*;

– содержание*;

– введение*;

– обзор и анализ научно-технической и патентной информации*;

– техническое и социально-экономическое обоснование темы*;

– научно-исследовательская работа;

– вариантное проектирование;

– архитектурно-строительный раздел;

– расчетно-конструктивный раздел (включая часть «Основания и фундаменты»);

– производственно-технологический раздел;

– организационно-экономический раздел;

– безопасность жизнедеятельности;

– заключение*;

– приложения*, в том числе библиографический список, который является последним приложением.

3.2 Вариантное проектирование (см. п.2.3).

3.2.1 Предварительный качественный анализ возможных вариантов и качественная оценка возможности или рациональности их использования в условиях, определенных заданием на дипломное проектирование.

3.2.2 Эскизная проработка вариантов и расчет их ТЭП.

3.2.3 Выбор основного варианта.

3.3 Архитектурно-строительный раздел*.

В его составе должно быть показано:

– объемно-планировочное и архитектурно-конструктивное решение объекта, планы, разрезы, фасад или фасады;

– решение ограждающих конструкций (кровля, стены) с узлами и деталями;

– генеральный план участка.

Этот раздел проекта должен содержать:

– функционально-технологическую схему предприятия или описание населенного пункта, в состав которого входит объект;

– функционально-технологическую схему внутри проектируемого здания;

– обоснование и технико-экономическое описание принятых объемно-планировочных и конструктивных решений;

– теплотехнические расчеты наружных ограждающих конструкций (стен, покрытия, нижнего перекрытия и световых проемов), а дипломники кафедры архитектуры выполняют и другие физико-технические расчеты (см. п.2.3).

– принципиальные решения проекта по санитарно-техническим и другим инженерно-техническим устройствам здания.

3.4 Расчетно-конструктивный раздел.

3.4.1 Содержание пояснительной записки по конструктивной части (МК, ЖБК, КДП) должно включать (для дипломников кафедр СП, Архитектура, СиДМ):

– характеристику конструктивной схемы здания (сооружения) и его основных элементов;

– выбор расчетной схемы несущих элементов каркаса (балок, стоек, рам, арок и др.). Назначение расчетных сечений на этой схеме;

– сбор нагрузок, действующих на несущие конструкции здания (сооружения);

– исходные данные для компьютерного статического расчета и краткую характеристику программы;

– определение расчетных усилий в элементах каркаса на основе составления расчетных комбинаций действующих нагрузок;

– выполнение проверочных расчетов основных несущих элементов здания (сооружения) по предельным состояниям 1 и 2 группы (прочность, устойчивость, жесткость, трещиностойкость железобетонных элементов и другие, определяемые конкретными типами конструкций);

– выводы о несущей способности и возможности эксплуатации здания (сооружения) на основе результатов расчета несущих конструкций.

На листах чертежей должны быть монтажные схемы конструктивных элементов здания (сооружения), конструктивные решения основных элементов (одного или двух), узлы соединения конструктивных элементов (как правило, два-три узла). В целом содержание конструктивной части дипломного проекта соответствует объему курсового проекта по строительным конструкциям (МК, ЖБК, КДП).

3.4.2 Студенты-дипломники кафедры строительных конструкций дополнительно включают по этому разделу в состав проекта сравнение вариантов и выбор несущих и ограждающих конструкций в основном индивидуального решения.

3.4.3 Состав проекта по «Основаниям и фундаментам»: план и развертка фундаментов, узлы, вертикальная привязка объекта на геологическом профиле, обоснование (без расчетов) выбора типа фундаментов, расчет их размеров и глубины заложения в заданных сечениях*.

3.5 Производственно-технологический раздел.

3.5.1 Для дипломников кафедры архитектуры, кафедры строительных конструкций и дипломников, специализирующихся по экономике и организации производства, эта часть дипломного проекта должна содержать основные документы проекта производства работ (ППР) на возведение объекта в составе:

3.5.1.1 Технологической карты** основного строительного процесса, включая обоснование выбора ведущих машин и методов производства или две техкарты на отдельные виды работ;

3.5.1.2 Технологической схемы производства одной из строительных работ, характерных для объекта, по заданию руководителя;

3.5.1.3 Технико-экономических показателей производственно-технологичес­кой части проекта.

3.5.2 Для студентов-дипломников кафедры строительного производства эта часть проекта разрабатывается в составе основных документов ППР по возведению объекта:

3.5.2.1 Технологических карт** на два и более основных строительных процесса. Выбор способов производства работ и основных механизмов производится при сравнении двух или трех возможных вариантов;

3.5.2.2. Технологических схем производства основных видов работ. Календарные графики на основные виды работ;

3.5.2.3 Технико-экономических показателей производственно-технологичес­кой части проекта.

3.6 Организационно-экономический раздел:

3.6.1 Для студентов-дипломников кафедры архитектуры, кафедры строительных конструкций, кафедры строительного производства эта часть проекта выполняется в объеме основных организационно-технологических документов ППР в составе:

3.6.1.1 Календарного плана или сетевого графика строительства объекта;

3.6.1.2 Объектного строительного генерального плана;

3.6.1.3 Технико-экономических показателей организационно-технологичес­ких решений проекта.

3.6.2 Для студентов-дипломников, специализирующихся по экономике и организации производства эта часть проекта разрабатывается в объеме основных организационно-технологических документов ППР по возведению (реконструкции) отдельного основного объекта и ПОС возведения комплекса промышленных или жилищно-гражданских объектов:

3.6.2.1 Укрупненного сетевого графика (календарный план) возведения комплекса промышленных или жилищно-гражданских объектов или сетевой график (календарный план) проведения реконструкции действующего предприятия, производства, цеха;

3.6.2.2 Общеплощадочного строительного генерального плана возведения комплекса объектов или реконструкции промышленного предприятия, производства, цеха;

3.6.2.3 Календарного плана или сетевого графика строительства (реконструкции) отдельного (основного в составе комплекса) объекта;

3.6.2.4 Объектного строительного генерального плана;

3.6.2.5 Технико-экономических показателей организационно-технологичес­ких решений по возведению (реконструкции) комплекса объектов и основного объекта в составе дипломного проекта.

3.7 Экономическая часть, разрабатываемая в составе организационно-эконо­мического раздела дипломного проекта, включает:

3.7.1 Локальную смету на общестроительные работы по возведению отдельного объекта (основного в составе комплекса);

3.7.2 Объектную смету, сводный сметный расчет стоимости;

3.7.3 Расчет и анализ технико-экономических показателей по проекту в целом.

3.8 Раздел «Безопасность жизнедеятельности».

3.8.1 В данный раздел целесообразно внести инженерно-технические расчеты, обеспечивающие безопасность труда, не получившие отражения при разработке архитектурно-строительного и производственно-технологического разделов проекта в силу своей специфичности (расчеты устойчивости кранов, расчеты заземлений электроустановок, крутизны откосов котлованов, освещенности и инсоляции помещений, защиты помещений и рабочих мест от шума, молниезащиты, степени возгораемости конструкций, допустимой концентрации вредных веществ, проектирование вентиляции рабочих мест при наличии вредных выбросов или пылеулавливания и т.д.). Подобного рода расчеты следует конкретно указывать в задании на дипломное проектирование в разделе «Безопасность жизнедеятельности».

3.8.2 В этот же раздел проекта вносятся мероприятия по охране окружающей среды в период строительства и эксплуатации зданий.

3.8.3 Мероприятия и технические решения по обеспечению противопожарных требований в проектируемом сооружении разрабатываются студентом в составе архитектурно-строительного и расчетно-конструктивного разделов.

3.8.4 Мероприятия по электробезопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии и технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ в период возведения объекта, разрабатываются в составе производственно-технологического раздела проекта (технологические карты, схемы производства работ, стройгенплан).

3.9 Научно-исследовательская работа (НИР) по теме дипломного проекта.

3.9.1 НИР по теме дипломного проекта выполняется в составе основного раздела проекта или в разделе вариантного проектирования.

3.9.2 НИР должна содержать:

– цель, постановку задачи и метод исследования, их использование в дипломном проекте, вывод;

– результаты исследования.

3.9.3 Необходимость и объем раздела НИР устанавливает выпускающая кафедра за счет раздела дипломного проекта, выполняемого по кафедре, и без уменьшения заданий по другим частям и разделам проекта.

3.9.4 В случае, когда студент разрабатывает дипломный проект по результатам личного участия в НИР кафедры и необходимый объем этого раздела может быть достигнут только за счет уменьшения других частей проекта, то утверждение темы и состава проекта производится советом факультета по представлению выпускающей кафедры, согласованному с другими заинтересованными кафедрами факультета.

3.10 Мероприятия по гражданской обороне выполняются по профилю выпускающей кафедры и могут выноситься в отдельный раздел.

4 ОФОРМЛЕHИЕ ДИПЛОМHОГО ПРОЕКТА

4.1 Дипломный проект выполняется в виде комплекта чертежей и пояснительной записки с учетом требований СТП ВятГУ 103-2004 и СТП ВятГУ 101-2004.

4.2 Чертежи выполняются на листах формата А1 (как исключение допускаются другие стандартные форматы). Чертежи должны иметь рамку и основную надпись (штамп).

4.3 Чертежи выполняются, как правило, в карандаше (кроме фасада) с соблюдением ГОСТов, требований СПДС (система проектной документации для строительства) и требований выпускающей и консультирующих кафедр (например, чертежи генерального плана и фасадов отмываются тушью или выполняются в цвете – техника любая, кроме карандаша). По согласованию с руководителем разрешается вычерчивание в туши всех чертежей. Допускается выполнение чертежей формата А1 с помощью программ обработки графической информации, при этом фасад на листе формата А1 – в цвете.

4.4 Отдельные листы проекта с целью повышения их наглядности разрешается (по согласованию с руководителем) выполнять в архитектурной или плакатной графике (например, лист результатов исследований или вариантное проектирование).

4.5 Пояснительная записка дипломного проекта должна иметь все структурные элементы, приведенные в разделе 3 данных методических указаний.

4.6 В пояснительную записку помещают:

– необходимые пояснения к графическому материалу (чертежам), когда пояснение невозможно или нецелесообразно дать на самих чертежах;

– анализ исходных материалов;

– предварительные и основные экономические, конструктивные, технологические, прочностные и другие расчеты;

– краткие характеристики используемых методов расчетов;

– описание, анализ и обоснование принятых решений.

Не следует в пояснительной записке высказывать общеизвестные истины, общеупотребительные формулы и методы, объяснять требования нормативных документов или излагать их в общем виде, повторяя учебники. Не следует приводить буквальный текст параграфов нормативной документации, хотя бы и имеющие прямое отношение к разрабатываемой теме, – надо указать на те меры и решения, которые автор на основании требований СHиП принял у себя в проекте.

Для сокращения объема записки следует использовать табличную форму изложения повторяющихся расчетов или их результатов. Компьютерные расчеты лучше всего приводить в приложениях.

Все заимствованные из технической и нормативной литературы, научных отчетов и статей (параметры машин, характеристики изделий и т.п.) должны иметь ссылку на источник сведений (см. СТП ВятГУ 101-2004). Не следует приводить в библиографическом списке литературу, на которую нет ссылок в тексте пояснительной записки.

Дипломникам рекомендуется с самого начала работы над проектом вести черновой список литературы, постепенно пополняя его; только это гарантирует и полноту списка и наименьшие затраты времени на его составление, тем более, что список литературы общий для всех разделов.

4.7 Требования к структуре, содержанию, изложению и оформлению пояснительной записки см. СТП ВятГУ 103-2004.

5 РУКОВОДСТВО ДИПЛОМHЫМ ПРОЕКТИРОВАHИЕМ,
КОHСУЛЬТИРОВАHИЕ, РЕЦЕHЗИРОВАHИЕ ПРОЕКТА

5.1 Дипломный проект разрабатывается под руководством назначенного приказом по университету (по предложению выпускающей кафедры) специалиста-руководителя. Он одновременно является и консультантом по основному разделу проекта.

5.2Руководитель дипломного проекта*:

– выдает задание на дипломный проект;

– руководит преддипломной практикой;

– оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы над проектом и контролирует его выполнение;

– рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме;

– проводит систематические консультации, назначаемые по мере надобности;

– проверяет и подписывает законченный проект;

– дает письменный отзыв на типовом бланке о работе дипломника и качестве дипломного проекта.

5.3 Hаправляя работу дипломника над проектом, руководитель контролирует общее направление технических решений по основным вопросам дипломного проекта, предупреждая появление возможных ошибок у студента и не предлагая при этом готовых решений.

5.4 Для разработки всех разделов проекта, кроме своего раздела, кафедры могут приглашать консультантов по всем разрабатываемым в проекте вопросам. Фамилии консультантов по разделам фиксируются в задании на дипломный проект.

5.5 Без подписи консультантов на титульном листе и на относящихся к ним чертежам и разделам записки дипломный проект к защите не допускается.

5.6 Участие руководителя и консультантов в дипломном проектировании не снимает ответственности за качество проекта с автора – студента-дипломника. За принятые технические и организационные решения, правильность вычислений и графических построений в проекте отвечает автор проекта.

5.7 Выполненный и подписанный студентом, консультантами и руководителем дипломный проект вместе с отзывом руководителя представляется для просмотра заведующему кафедрой в срок, указанный в задании на проектирование (за 5‑6 дней до установленного срока защиты).

5.7.1 Заведующий выпускающей кафедрой, утверждая дипломный проект, выясняет:

– соответствие выполненного проекта заданию;

– достаточность объема представленного проекта;

– качество выполнения и оформления пояснительной записки и чертежей.

5.7.2 Для просмотра проекта при необходимости на кафедру может быть приглашен автор проекта, который должен показать знания своего проекта и умение защищать принятые им технические, организационные и экономические решения.

5.7.3 Заведующий кафедрой с учетом отзыва руководителя и подписей консультантов принимает решение о допуске проекта к защите в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Это решение закрепляется подписью заведующего кафедрой на титульном листе пояснительной записки и в основной надписи на чертежах.

5.7.4 В случае неудовлетворительных ответов студентом-дипломником на поставленные вопросы или при наличии в проекте крупных недоделок и ошибок выпускающая кафедра принимает решение о недопуске проекта к защите в ГЭК и переносе защиты на следующий год.

5.8 Рецензирование дипломных проектов.

5.8.1 Допущенный кафедрой к защите дипломный проект направляется заведующим кафедрой к рецензенту, который после ознакомления с проектом (не более 2‑3 дней) должен дать на типовом бланке письменную критическую оценку проекта – рецензию.

5.8.2 Состав рецензентов утверждается заведующим выпускающей кафедрой из числа дипломированных инженеров-строителей, имеющих значительный опыт работы в производственных, проектных и научно-исследовательских организациях, и опытных преподавателей, не работающих на данной выпускающей кафедре. При защите реальных дипломных проектов, выполненных по заданию производства, следует отдавать предпочтение специалистам, работающим на предприятии, выдавшем задание на дипломное проектирование, и являющимся специалистами в той области техники, к которой относится дипломный проект.

5.8.3 Рецензия на дипломный проект вместе с самим проектом и отзывом на него в день защиты проекта передается секретарю ГЭК. Студенту-дипломнику необходимо уточнить день защиты заранее у секретаря ГЭК (за 4‑5 дней до установленного срока защиты. В крайнем случае – по мере готовности проекта, но не в последний день работы ГЭК).

6 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

6.1 Защите дипломного проекта на ГЭК необходимо уделить особое внимание. Известны случаи, когда блестящая защита спасала откровенно слабые проекты, а неудачная – становилась причиной провала сильных работ.

Подготовка к защите заключается в предварительном ознакомлении с процедурой защиты, написании доклада (см. раздел 7), репетиции доклада и ответов в том числе на замечания рецензента. Доклад желательно подготовить не позже чем за 2‑3 дня до защиты, а репетицию провести в обстановке близкой к защите.

6.2 В состав ГЭК входят представители ректората, декан факультета или его заместитель, заведующие кафедрами, ведущие преподаватели специальных дисциплин, высококвалифицированные специалисты строительных и проектных организаций.

6.3Защита дипломных проектов производится на открытых заседаниях ГЭК при участии не менее половины состава комиссии. На них имеют право присутствовать все желающие. При необходимости могут проводиться и закрытые заседания ГЭК.

6.4В случаях, когда тематика дипломных проектов представляет практический или научно-технический интерес для определенных предприятий или организаций, заседания ГЭК могут проводиться на этих предприятиях.

6.5Защита дипломного проекта включает в себя:

– Доклад. На изложение материала дипломного проекта на заседании ГЭК отводится 10-15 мин. (от 3 до 4 страниц машинописного текста через два интервала в зависимости от темпа речи);

– оглашение отзыва руководителя и рецензии с указанием положительных сторон проекта и выявленных недостатков;

– ответы студента-дипломника на замечания руководителя и рецензента. Автор может быть согласен или не согласен с этими замечаниями, но должен мотивировать свое мнение;

– ответы студента-дипломника на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите. Вопросы членов ГЭК относятся непосредственно к теме защищаемого проекта;

– выступление руководителя (если необходимо).

6.6Обсуждение итогов защиты каждого проекта членами ГЭК производится в тот же день в присутствии только членов ГЭК. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием и объявляются в день защиты.

6.7 Решение об оценке дипломного проекта принимается членами ГЭК. При оценке результатов защиты дипломного проекта члены ГЭК принимают во внимание как качество выполнения проекта, так и правильность ответов дипломника на заданные ему вопросы, отзывы руководителя и рецензента.

7 ПРИМЕРHАЯ СТРУКТУРА ДОКЛАДА ПРИ ЗАЩИТЕ
ДИПЛОМHОГО ПРОЕКТА

Краткость времени доклада 10-15 мин. требует предварительной подготовки текста доклада (формулировок, пояснений, выводов) и продуманной последовательности изложения.

Можно рекомендовать следующую примерную последовательность изложения:

– Тема проекта, ее актуальность и значимость, цель и задачи; район строительства, характеристика стройплощадки, характеристика проектируемого объекта.

– Научно-исследовательская часть проекта (при наличии таковой в дипломе): характеристика поставленной задачи, результаты ее выполнения, использование их в разработанном проекте*.

– Обоснование принятых решений генерального плана, технико-экономи­ческие показатели.

– Описание рассмотренных вариантов, их технико-экономические показатели, обоснование выбора варианта*.

– Функционально-технологическая схема здания. Зонирование. Описание и обоснование принятых объемно-планировочных решений (используемые материалы, освещение, защита от шума, вид основных несущих и ограждающих конструкций, бытовые помещения). Вид архитектурной композиции и ее основные средства.

– Выбор конструктивного решения и материала несущих конструкций, расчетные схемы, метод расчета и его результаты, узлы и стыки, технико-экономические показатели конструкций.

– Описание разработанных технологических процессов: основные механизмы, состав бригад, организация работы бригад (звеньев), график производства работ, основные решения по обеспечению безопасности работ, технико-экономические показатели разработанных процессов.

– Характеристика строительного генерального плана, обоснование организационно-технологических решений, безопасности ведения работ, противопожарных мероприятий, основные показатели строительного генерального плана. Календарный план (сетевой график) производства работ и их показатели. ТЭП проекта.

– Охрана здоровья людей и окружающей среды.

– Итоговые технико-экономические показатели выполненного проекта.

Главные требования к докладу: четкость структуры, информативность. Постарайтесь выявить сильные стороны Вашего проекта: глубокую проработку того или иного вопроса (например, сказать, что обосновано таким-то расчетом, проведено сравнение вариантов и т.п.); трудоемкие предпроектные решения; научно-исследовательскую работу. Избегайте монотонного перечисления элементов чертежей, не следует многословно комментировать то, что и без пояснений видно на представленных чертежах. В течение всего доклада важно постоянно обращаться к чертежам. Собственно весь доклад должен быть построен как комментарий чертежей. Не забывайте о том, что во время защиты должна проявиться Ваша общая и профессиональная эрудиция, культура, умение мыслить. Ответы на вопросы членов ГЭК и на замечания рецензента должны быть краткими, содержательными и сделаны в корректной форме даже в том случае, если по Вашему мнению были объяснены еще в докладе. При ответах не ссылаться на руководителя и консультантов, а на нормы, расчеты и т.п. Если для ответа на вопрос Вам необходимо время на размышление или есть желание посмотреть пояснительную записку, сообщите об этом председателю ГЭК.

Авторы этих методических указаний желают Вам успеха.

* Звездочкой обозначены те части и разделы пояснительной записки, требования к оформлению и составу которых указаны в СТП ВятГУ 103-2004. Там же есть и примеры их оформления и содержания.

* Подробно см. Указания и рекомендации по составлению архитектурно-строительного раздела дипломного проекта [Текст]: метод. указ. по дипломному проектированию. Спец. 290300 / ВятГУ, ФСА, каф. Архитектуры; сост. М.Н.Крупин, Г.М.Безверхов, Л.Б.Безверхова. – Киров, 2006.

* См. Решение задач курсового и дипломного проектирования по дисциплине "Основания и фундаменты" [Текст]: учебное пособие. Спец. 290300, 290500 / ВятГУ, ФСА, каф. СП; сост. А.В.Никулин, М.В.Крутикова. – Киров, 2006.

** Для производства работ применять современные строительные машины и механизмы.

* Обязанности руководителя дипломного проекта и студента-дипломника см. раздел 8 СТП ВятГУ 103-2004.

* Эти разделы могут быть изложены перед своим основным разделом.

Наши рекомендации