Расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемой технологии
За счет введения различного рода инноваций в настоящее время решаются проблемы функционирования и развития реформ железнодорожной отрасли.
Как система внедренных на предприятиях технологических и технических нововведений, обеспечивающих получение прибыли и реализующих процесс перевозок будет рассматриваться понятие «инновация» в данной работе.
Основная цель процесса инновации: формирование желаемых конкурентных преимуществ через повышение конкурентоспособности его продукции, а так же обеспечение устойчивого экономического развития предприятия.
На две основные группы можно разбить источники конкурентных преимуществ для железнодорожной отрасли:
- качество эксплуатационной работы предприятий железнодорожного транспорта;
- качество транспортного обслуживания клиентов;
Для повышения способности выдерживать конкуренцию услуг-заменителей необходимы инновации, влияющие на качество транспортной продукции. Ввиду этого инновации данной группы направлены на улучшение характеристик качества конкретной перевозки по отношению к тем же характеристикам аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами.
Параметры перевозок, которые относятся к данным характеристикам: доступность, сохранность, согласованность, транспортная обеспеченность, регулярность, экологичность, безопасность и комплексность, то есть сочетание перевозочного процесса с дополнительными услугами. Непосредственно на потребительские свойства транспортной продукции влияет данная группа инноваций.
Цели, на которые должны быть ориентированы инновации:
- обеспечение доставки с условием «от двери до двери» и «точно в срок»;
- обеспечение достаточности производительной силы всех подсистем железнодорожного транспорта;
- сочетание перевозочного процесса с дополнительными услугами, «предвосхищение» новых потребностей клиентов, увеличение доли рынка за счет новых видов услуг;
- минимизация суммарных потерь клиента;
- соответствие экологическим требованиям;
- снижение вероятности ущерба.
Улучшение экономических показателей транспортного производства является целью внедрения новой техники или технологии на транспорте. Для получения определенного экономического эффекта необходимо внедрять новшества. В данном случае эффективность можно рассмотреть как степень приспособленности новой технической или технологической системы к разрешению поставленной перед ней задачи. Следовательно, эффект рассмотрим как полученный от внедрения этой системы в определенных условиях (снижение себестоимости перевозок, сокращение оборота вагона, увеличение объема грузовой работы, увеличение массы поезда, рост производительности труда или производительности подвижного состава) непосредственный производственный конечный результат.
Не всегда ведет к дополнительным затратам проведение мероприятий по улучшению показателей работы подвижного состава, особенно если проводимые мероприятия имеют организационный характер. Как показывают расчеты: состава за счет экономии эксплуатационных расходов складывается основной эффект от улучшения использования подвижного.
Качество использования подвижного состава во времени характеризуют следующие показатели: скорости движения поездов;
- среднесуточный пробег вагонов и локомотивов,
- показатели простоя подвижного состава под технологическими операциями перевозочного процесса.
- оборот вагона и оборот локомотива.
Составными элементами комплексных параметров являются некоторые из этих показателей, которые дают обобщенную оценку использования подвижного состава во временном аспекте.
Показатели оборота подвижного состава и скорости движения поездов имеют существенное значение для оценки его использования.
В условиях рыночных отношений залогом успешной работы предприятия являются: применения высокопроизводительной техники, экономное потребление ресурсов, экономическая оценка рассматриваемых и применяемых технологий. На снижение до минимума издержек производства и реализации продукции направлена работа предприятия. При создании и организации производства продукции, пользующейся спросом и обладающей конкурентоспособностью, будет достигнуто обеспечения высоких доходов квалифицированных работников.
Часто бывает необходимо определить эффективность снижения простоя вагонов, при сравнении различных вариантов технологии работы станций или оценке мероприятий, связанных с рациональным использованием подвижного состава. Как было сказано выше: при сравнения полученного результата с затратами в наиболее обобщенном виде определяется экономическая эффективность какого-либо мероприятия на железнодорожном транспорте. Непосредственный эффект от данного мероприятия, выраженный как в денежной, так и в натуральной форме, а также экономия различного рода ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых) могут выступать в качестве результата.
Экономическая эффективность транспортного производства на железнодорожном транспорте рассматривается в непосредственной увязке с такими показателями, как:
- эксплуатационные расходы,
- приведенные затраты,
- доходы,
- прибыль.
Таким образом, стоимостной подход к соизмерению результатов и затрат от проведения различных мероприятий является наиболее приемлемым в условиях рынка.
При расчете денежных потоков учитываются:
- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин;
- конечные производственные результаты: выручка от реализации продукции (кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками проекта); выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий, ноу-хау, компьютерных программ и др.), созданной в ходе осуществления проекта;
- прямые финансовые результаты;
- косвенные финансовые результаты: вызванные осуществлением проекта изменения в других отраслях народного хозяйства, затраты на ликвидацию или консервацию производственных мощностей, потери от возможных аварий;
- социальные и экологические результаты, связанные с воздействием всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
Запасы материалов, незавершенная продукция и резервы денежных средств учитываются в составе оборотного капитала. При принятии решения о реализации и государственной поддержке проекта дополнительно учитываются социальные, экологические, политические результаты, не поддающиеся стоимостной оценке.
Одним из важнейших элементов ускорения оборота вагонов является уменьшение времени простоя вагонов под грузовыми, техническими, ремонтными и другими операциями, а также в ожидании их.
Экономическая эффективность ускорения оборота вагонов определяется:
- сокращением грузовой массы «на колесах» при ускорении оборота груженых вагонов и уменьшением благодаря этому потребности народного хозяйства в оборотных средствах;
- экономией капитальных вложений в подвижной состав;
- экономией сопутствующих капитальным вложениям в подвижной состав капитальных вложений в вагонное хозяйство и путевое развитие станций (в расчетах на перспективу);
- сокращением сопутствующих затрат, определяемых факторами, обусловливающими ускорение оборота вагонов (маневровых средств, локомотивов, бригад и др.);
- снижением эксплуатационных расходов на содержание подвижного состава.
Составляющие, из которых складывается экономический эффект от сокращения времени нахождения вагонов на станции:
- экономия капитальных затрат за счет высвобождения подвижного состава;
- экономия капитальных вложений в связи сокращением стоимости грузовой массы в процессе перевозки;
- эксплуатационных расходов за счет сбережения вагоночасов;
- увеличение суммы прибыли за счет использования высвобожденного подвижного состава для освоения дополнительного объема перевозок.
За счет сбережения вагоночасов экономия эксплуатационных расходов составит, руб:
, (6.1)
где Nв – количество местных вагонов, обрабатываемых станцией в сутки, ед.;
– сокращение времени нахождения местного вагона на станции, ч;
Св-ч – расходная ставка 1 вагоночаса, руб.
Заданный объем перевозок меньшим парком подвижного состава позволит выполнять ускорение оборота вагонов. Высвобождение вагонов за год определяется по формуле, ваг.:
, (6.2)
где – коэффициент, учитывающий резерв вагонов в связи с неравномерностью перевозок и заменой неисправных (принимается для вагонов универсальных – 1,2; специализированных – 1,3);
– доля неисправных вагонов (принимается для вагонов грузовых – 0,074; пассажирских – 0,177);
365, 24 – число дней в году и часов в сутках.
Увеличение суммы прибыли за счет использования высвобожденного подвижного состава для освоения дополнительного объема перевозок определяется, руб.:
, (6.3)
где – средняя ставка прибыли на 1 вагоночас, руб.
Экономия капитальных вложений вагонный парк рассчитывается по формуле, руб.:
, (6.4)
где Цв – отпускная цена вагона, руб. Цв=10 млн руб
Для оценки экономии капитальных вложений в связи с сокращением стоимости грузовой массы в процессе перевозки воспользуемся приведенными далее формулам, отражающими условия изменения продолжительности перевозки, а именно:
при изменении времени простоя вагона на грузовых станциях
, (6.5)
где Рст – статическая нагрузка вагона, т (принимается по техническим нормам загрузки вагонов);
Цгр – средняя стоимость 1 тонны груза при нахождении на грузовых станциях (по состоянию на 1 января 2005 г. принимаем 1 тонну на уровне 8649 руб. по отправлению), руб.;
– сокращение простоя вагонов под одной грузовой операцией, ч;
Nв – количество вагонов, обрабатываемых грузовой станцией в сутки;
– доля времени простоя вагона на грузовой станции в груженом состоянии (принимается в расчетах =0,5);
Суммарная экономия средств от осуществляемых мероприятий по сокращению простоя местных вагонов - это результаты от реализации проекта. На станции экономия составит, руб.:
, (3.9)
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, Ен = 0,1.
Решение:
За расчетный период (IY квартал 2013 года) на станции обработано 3008 вагонов, таким образом, число вагонов обрабатываемых на станции в сутки равно
Nв=3008/(31*3) = 33 ваг
Общий простой местного вагона на станции составляет 152,5 ч и складывается из:
Простой в парке прибытия 10,9 ч
Простой при расформировании 1,1 ч
Простой в ожидании подачи 14,14 ч
Подача и расстановка 17,16 ч
Простой под грузовыми операциями 27,16 ч
Простой в ожидании уборки 25,08 ч
Уборка 17,1 ч
Накопление 16,72 ч
Формирование 0,5 ч
Простой в парке отправления 22,64 ч
Простой в ожидании складывается из нескольких показателей: время ожидания свободности локомотива; время ожидания информации о месте, куда убрать вагон и т.п. Примем, что непосредственно время ожидания информации о месте уборки составляет 15 ч.
Введение новой технологии позволит сократить время ожидания уборки до 4,3ч. Следовательно, сокращение времени нахождения местного вагона на станции составит:
= 15–4,3=10,7 ч
Учитывая, что средняя расходная ставка на 1 вагоно-час Св-ч=10,3 руб. получим, что экономия эксплуатационных расходов за счет сбережения вагоно - часов составит
Е1=365*10,3*33*10,7=1 327 479,45 руб.
Высвобождение вагонов за год определяется как
= = 18,98 ~ 19 ваг
Средняя ставка прибыли 1 вагоночаса =10 руб. Учитывая это, получаем, что увеличение суммы прибыли за счет использования высвобожденного подвижного состава для освоения дополнительного объема перевозок составит
Е2=365*33*10*10,7= 1 288 815 руб.
Зная что отпускная цена вагона Цв =1 500 000 руб., то экономия капитальных вложений в вагонный парк
К1=19 *1 500 000 = 28 500 000 руб.
Учитывая, что статическая нагрузка рассчитывается по формуле
Рст = (∑Р)/(∑N)
где ∑Р – общее количество тонн груза, погруженного в вагоны, т;
∑N - число загруженных вагонов.
Рст=26152/798 =32,77
то экономия капитальных вложений в связи с сокращением стоимости грузовой массы составит
К2=365*8649*33*0,5*0,0001142 *32,77*10,7= 2 085 782,5 руб.
Суммарная экономия средств от осуществляемых мероприятий
Еприв =(1 327 479,45+1 288 815)+ 0,1*(28 500 000+2 085 782,5)=4 480 140,7руб.
Исходя из приведенных расчетов можно сделать следующий вывод: после введения новой технологии работы суммарная экономия средств составит 4 480 140,7 рублей, при этом высвободится 19 вагонов, что составит 3,7 % рабочего парка.