Юридическая обработка правовой информации (на примере СПС КонсультантПлюс)
4.1. Определение и основные элементы юридической обработки
Документы должны включаться в ИБ после юридической, обработки. Именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовыхактов в правовую систему, является гарантией ее высокого качества, создает реальные возможности для быстрого поиска пользователем нужных документов.
Краткая характеристика юридической обработки содержится в следующем определении.
Юридическая обработка— это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.
На практике специалист начинает юридическую обработку при отборе документа в ИБ с определения его достоверности, актуальности, нормативности.
Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих элементов:
• классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов;
• выявление взаимосвязей документов;
• формирование перекрестных ссылок между документами;
• составление примечаний, справочных сведений к документу;
• подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.
Юридической обработке также свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.
Объективная юридическая обработка— это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.
В отличие от результата объективной юридической обработки, результат субъективной юридической обработкиосновывается прежде всего на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях.
4.2. Классификация (рубрикация) документов
Процесс классификации (рубрикации) документов заключается в определении тем (предмета регулирования) нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора (рубрикатора) и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.
Цель классификации документов состоит в том, чтобы у пользователя была возможность искать документы по определенным, интересующим его темам, вопросам. В результате классификации каждый документ оказывается в своей нише, ячейке, где ere без труда находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Документ не теряется в общем, огромном массиве документов. Если документ содержит несколько норм, относящихся к разным "Ремам, он будет отнесен к нескольким рубрикам классификатора, чтобы каждая норма находилась во всех соответствующих нишах и не была потеряна для пользователя.
Основным системообразующим средством поиска» а также средством классификации является предметный классификатор, который представляет собой иерархическую систему юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных отраслей законодательства, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности. Эта иерархическая система должна отражать весь массив правовых актов.
4.3. Ключевые слова
Распределение всех документов по группам, объединенным ключевым словом, создает для пользователя еще одну возможность поиска нужной информации. Словарь ключевых слов, являющийся инструментом данного вида поиска, представляет собой расположенные в алфавитном порядке общеизвестные, наиболее часто употребляемые понятия (слова и словосочетания). На наш взгляд, именно этот элемент юридической обработки обладает наибольшей субъективностью, которая является следствием прежде всего субъективного отбора понятий в словарь ключевых слов, полностью зависящего от воли разработчика.
4.4. Выявление взаимосвязей документов
Определив тему (предмет регулирования) нового документа, эксперт выделяет из ИБ все документы по этой теме, а затем сопоставляет содержание нового документа с содержанием каждого из выделенных документов, определяя при этом, как влияют документы друг на друга, имеется ли между ними взаимосвязь, каков характер этой взаимосвязи.
В новом документе может быть определено, какое действие он оказывает на другой(ие) документ(ы), Речь идет о положениях, которые признают утратившими силу, изменяют или дополняют другие документы, называя их реквизиты и определяя характер действия на них нового документа, то есть официально устанавливают взаимосвязи документов.
Кроме того, разработчикам правовых систем приходится выявлять все реальные связи. Под реальной взаимосвязьюдокументов понимается такая взаимосвязь, при которой новый документ определенным образом взаимодействует с документами, изданными ранее, но в новом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты документов, с которыми взаимодействует новый документ.
4.5. Формирование ссылок между документами
Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловыеи формальные.
Отметим, что оба вида ссылок являются гипертекстовыми.Это означает, что в тексте документа они выделены цветом, и при необходимости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.
Смысловые ссылкиуказывают на характер взаимосвязи документов (например, документ Б разъясняет применение документа А). Указанные ссылки делятся на прямыеи обратные.
Документы, связанные с просматриваемым документом при помощи прямой ссылки, называются респондентами данного документа.
Документы, связанные с просматриваемым документом при помощи обратной ссылки, называются корреспондентами данного документа.
Как респонденты, так и корреспонденты каждого документа представлены в виде двух списков, которые можно получить через Справку к документу.
Формальные ссылки, не определяя характера взаимосвязи, позволяют тем не менее перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ (поскольку, как уже говорилось выше, они также являются гипертекстовыми).
4.6. Составление примечаний и справочных сведений к документу
Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.
В примечаниях содержится информация о состоянии документа, о его месте в действующем законодательстве, о его соотношении с Другими документами, о его действии или фактической утрате силы, то есть та информация, которая необходима пользователю при применении документа и которую законодатель не довел до его сведения официальными актами. Таким образом, необходимость примечаний обусловлена состоянием законодательства, несовершенством законодательного процесса, правотворческими ошибками.
5. Основные возможности программных технологий СПС (на примере систем КонсулътантПлюс)