Исходные данные для определения потребного парка локомотивов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
_______________________________________________________________
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II (МИИТ)
Институт экономики и финансов
Н.А. Коваленко
Основы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте
Задание и методические указания к выполнению контрольной работы
по дисциплине «Общий курс железных дорог»
Для студентов экономических специальностей транспортных вузов
Москва 2016
УДК 656.2(0.75.8)
Задание и методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине "Общий курс железных дорог". - Москва: МИИТ -39 с.
Методические указания разработаны к.т.н., доц. Н.А. Коваленко
Цель выполнения контрольной работы – закрепление знаний, полученных при изучении дисциплины, получение навыков расчета и технико-экономического анализа основных показателей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, влияния на них используемых технических средств и технологии работы подразделений.
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей работников железнодорожного транспорта является полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при эффективном использовании технических средств, в первую очередь подвижного состава: вагонов и локомотивов.
Целью предлагаемой работы является закрепление знаний, полученных студентами при самостоятельном изучении дисциплины "Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте".
Контрольная работа включает один теоретический вопрос и четыре задачи.
При выполнении работы рекомендуется пользоваться литературой, указанной в конце задания.
Работа оформляется с соблюдением установленных правил в тетради (расчёты сопровождаются необходимыми пояснениями).
Вопросы теоретического курса
1. Значение железнодорожного транспорта для развития экономики РФ. Основные железнодорожные устройства и хозяйства. Структура управления железнодорожным транспортом.
2. Основные документы, регламентирующие деятельность железных дорог.
3. Основные показатели, учет и анализ работы железнодорожных станций.
4. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог.
5 Назначение и классификация раздельных пунктов.
6. Основные станционные сооружения и устройства.
7. Назначение и технология работы разъездов
8. Устройство и технология работы обгонных пунктов.
9. Назначение, устройство и технология работы промежуточных станций
10. Назначение, устройство и технология работы участковых станций.
11. Назначение, устройство и технология работы сортировочных станций.
12. Сортировочные устройства и их техническое оснащение. Технология маневров по расформированию составов.
13. Назначение, устройство и технология работы грузовых станций.
14. Грузовые дворы (районы) на станциях, их устройство и основы технологии работы.
15. Назначение, устройство и технология работы пассажирских и технических пассажирских станций.
16. Железнодорожные узлы, их назначение, устройство, характеристика основных типов.
17. Классификация маневров. Нормирование маневровых передвижений.
18. Устройства для выполнения на станциях маневровой работы.
19. Система организации вагонопотоков. Значение, задачи и основы технологии организации вагонопотоков в поезда.
20. Классификация грузовых и пассажирских поездов.
21. Исходные данные и нормативы для расчета плана формирования поездов.
22. Основные методы расчета плана формирования грузовых поездов.
23. План формирования поездов, его значение и основные показатели. Учет и анализ выполнения плана формирования поездов.
24. Виды сообщений и способы выполнения перевозок.
25. Основные перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
26. Основные принципы организации движения поездов. Значение графика движения поездов в обеспечении согласованной работы всех подразделений железных дорог.
27. Классификация, виды и элементы графика движения поездов.
28. Исходные данные и нормативы для разработки графиков движения поездов.
29. Станционные и межпоездные интервалы, их роль в обеспечении безопасности перевозок на железнодорожном транспорте.
30. АСУ «ГИД- Урал-ВНИИЖТ».
31. Организация и составление плана местной работы на участке.
32. Пропускная и провозная способность железных дорог и мероприятия по их усилению.
33. Расчет пропускной способности участков при использовании различных типов графика движения поездов.
34. Способы технического перевооружения линий и полигонов. Меры по увеличению пропускной способности участков
35. Автоматическая система оперативного управления перевозочным процессом (АСОУП).
36. Основы организации пассажирских перевозок в дальнем, местном и пригородном сообщениях.
37. Разработка схемы обращения пассажирских поездов дальнего следования.
38. Технология работы пригородных участков.
39. АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
40. Основные положения Правил технической эксплуатации железных дорог РФ.
41. Основные положения Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ.
42. Основные положения Инструкции по сигнализации и связи на железных дорогах РФ.
Номер вопроса студент определяет по таблице № 1 в соответствии с шифром
Таблица 1
№ вопроса | Две последние цифры шифра | № вопроса | Две последние цифры шифра | № вопроса | Две последние цифры шифра |
1 | 00 42 | 15 | 14 56 91 | 29 | 28 70 98 |
2 | 01 43 84 | 16 | 15 57 | 30 | 29 71 |
3 | 02 44 | 17 | 16 58 92 | 31 | 30 72 99 |
4 | 03 45 85 | 18 | 17 59 | 32 | 31 73 |
5 | 04 46 | 19 | 18 60 93 | 32 | 32 74 |
6 | 05 47 86 | 20 | 19 61 | 34 | 33 75 |
7 | 06 48 | 21 | 20 62 94 | 35 | 34 76 |
8 | 07 49 87 | 22 | 21 63 | 36 | 35 77 |
9 | 08 50 | 23 | 22 64 95 | 37 | 36 78 |
10 | 09 51 88 | 24 | 23 65 | 38 | 37 79 |
11 | 10 52 | 25 | 24 66 96 | 39 | 38 80 |
12 | 11 53 89 | 26 | 25 67 | 40 | 39 81 |
13 | 12 54 | 27 | 26 68 97 | 41 | 40 82 |
14 | 13 55 90 | 28 | 27 69 | 42 | 41 83 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
При подготовке ответов необходимо особое внимание уделять современному состоянию и перспективам развития технического оснащения и технологии работы железных дорог. При этом следует рассматривать железнодорожный транспорт как единый комплекс разнообразных устройств и хозяйств согласованная работа которых имеет народнохозяйственное и государственное значение.
Ответ на 1 вопрос должен раскрыть значение железнодорожного транспорта в единой транспортной системе РФ, а также содержать основные направления и задачи развития железнодорожного транспорта на современном этапе. Ответ рекомендуется начать с характеристики комплекса железнодорожных устройств и хозяйств, непрерывно развивающихся на основе достижений научно-технического прогресса, отметить важность согласованной работы всех звеньев транспортного конвейера, дать структуру управления железнодорожным транспортом.
Отвечая на 2 вопрос, необходимо раскрыть назначение Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Транспортного устава железных дорог, привести общие сведения об Инструкциях по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе, показать значение Правил перевозок грузов.
Отвечая на вопрос 3,следует раскрыть содержание основных показателей работы станций, рассмотреть вопросы организации работы СТЦ, привести данные об автоматизированных системах управления работой станций.
В ответе на 4 вопрос должна содержаться характеристика наиболее важных количественных и качественных показателей работы железных дорог, таких как грузооборот, пассажирооборот, грузонапряжённость, производительность труда, себестоимость перевозок, оборот вагона, статическая и динамическая нагрузка, производительность вагона и локомотива.
Ответ на 5 вопрос должен раскрыть значение раздельных пунктов для обеспечения безопасного движения поездов, содержать их классификацию и общие сведения о технологии работы.
Отвечая на 6 вопрос, помимо классификации основных станционных сооружений и устройств следует дать понятие полной и полезной длины путей, нормального положения стрелок, привести правила нумерации путей и стрелок, а также определение «парка» и «горловины».
При ответе на вопросы 7-11, 13-16 особое внимание следует уделять вопросам совершенствования технического оснащения и технологии работы железнодорожных станций и узлов.
Отвечая на вопрос 12, следует не только описать устройство и принцип работы сортировочных горок, но и остановиться на проблеме повышения производительности горок, механизации и автоматизации сортировочного процесса.
В ответах на 17 - 18 вопросы следует рассмотреть устройства для маневровой работы на станциях, привести основные понятия теории маневровой работы и принципы нормирования продолжительности маневровых передвижений.
В ответах на 19-23 вопросы особое внимание следует акцентировать на вопросах технико-экономического оценки различных вариантов плана формирования поездов, на основных задачах и технологии организации вагонопотоков в поезда.
Ответ на вопрос 24 должен содержать классификацию видов сообщений при перевозках грузов и пассажиров, а также описание железнодорожных отправок.
При ответе на вопрос 25 нужно отразить содержание и значение накладной как договора на перевозку грузов, описать комплект перевозочных документов, состоящий из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции приёма груза, а также назвать другие документы, прикладываемые к накладной. Описать порядок заполнения вагонного листа и натурного листа поезда.
Отвечая на вопросы 26-31 необходимо внимание уделить не только вопросам технологии работы участков и полигонов сети на основе графика движения поездов, но и рассмотреть вопросы диспетчерского руководства движением поездов, показать роль графиков движения в обеспечении плана перевозок грузов и безопасности движения поездов.
При ответе на вопросы 32-34 следует показать влияние на пропускную способность различных устройств железнодорожного транспорта (устройств энергоснабжения, перегонов, станций и т.д.), перечислить технические и организационно-технологические мероприятия по усилению пропускной и провозной способности линий.
Отвечая на вопрос 35, следует четко сформулировать основные принципы создания АСОУП, её задачи, структурные подсистемы, порядок сбора и передачи информации, а также показать, в решении каких задач управления железнодорожным транспортом используются компьютерные технологии.
В ответах на вопросы 36-39 необходимо рассмотреть основные положения по организации пассажирского движения на железнодорожном транспорте, рассмотреть пути повышения рентабельности пассажирских перевозок.
При ответах на вопросы 40-42 необходимо сформулировать основное назначение соответствующих законодательных и нормативных документов, а также рассмотреть их основные положения и требования указанных документов по обеспечению безопасности перевозочного процесса.
ЗАДАЧА № I
ТРЕБУЕТСЯ:
1. Определить производительность локомотива.
2. Определить потребный парк локомотивов.
3. Определить увеличение производительности локомотива при реализации следующих мер: увеличение массы поезда, увеличение среднесуточного пробега локомотивов.
4. Определить сокращение потребного парка локомотивов на дороге в результате увеличения производительности локомотива.
5. Определить годовую экономию эксплуатационных расходов от сокращения потребного парка локомотивов.
6. Назвать конкретные мероприятия, позволяющие увеличить производительность локомотивов.
Исходные данные для решения задачи приведены в таблицах 1.1 и 1.2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ №1
Перед выполнением расчетов необходимо дать определение понятий "производительность локомотива" и "рабочий парк локомотивов".
Решение задачи состоит из следующих этапов:
I этап. По исходным данным определяется производительность локомотива до реализации мероприятий, направленных на её увеличение.
II этап. По исходным данным определяется производительность локомотива после реализации мероприятий, направленных на увеличение массы грузового поезда.
III этап. По исходным данным определяется производительность локомотива после реализации мероприятий, направленных на увеличение среднесуточного пробега локомотива.
IV этап. Определение рабочего парка локомотивов до и после реализации мероприятий по повышению его производительности.
V этап. Определение экономии эксплуатационных затрат на содержание локомотивного парка
Зависимость производительности локомотива WЛ от его среднесуточного пробега и от средней массы поезда брутто можно описать выражением:
(1.1)
где QБР- средняя масса грузового поезда, т;
SЛ- среднесуточный пробег локомотива, км;
- коэффициент вспомогательного пробега.
Закончив расчёты, следует привести конкретные мероприятия, позволяющие увеличить массу поезда или среднесуточный пробег локомотивов.
Потребный парк для крупного полигона тяги (на дороге, сети) находят по формуле:
(1.2)
∑PL - годовой грузооборот полигона, млрд. ткм нетто;
- соотношение грузооборота нетто и брутто;
КР - коэффициент, учитывающий все виды резерва локомотивного парка;
- доля неисправных локомотивов (с учётом находящихся в процессе перемещения на заводы и другие депо) в общем локомотивном парке;
- доля исправных локомотивов, находящихся в перемещении;
- доля поездных локомотивов, занятых соответственно в хозяйственном движении и на прочих работах.
Рассчитанные величины МГ округляются до целых в большую сторону.
Рассчитав величину локомотивного парка до и после реализации мероприятий, увеличивающих производительность локомотивов (соответственно МГ и МГI, МГII), определяют возможность сокращения парка
(1.3)
Годовая экономия эксплуатационных расходов на содержание потребного парка локомотивов на данном полигоне определяется по формуле:
∆ЭЛ = ∆МГ·СЛ·365·10-3, тыс. руб./год.
где, СЛ - суточные расходы на содержание одного поездного локомотива.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № I
Таблица I.I
Исходные данные для определения производительности локомотива
Наименование показателя | Последняя цифра номера варианта | |||||||||
Средняя масса состава грузового поезда, т (QБР) | 3350- | |||||||||
Среднесуточный пробег локомотива, км (SЛ) | ||||||||||
Коэффициент вспомогательного пробега | 0,12 | 0,14 | 0,10 | 0,17 | 0,15 | 0,16 | 0,13 | 0,11 | 0,16 | 0,14 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Дробью показано изменение показателя: числитель - до реализации мероприятий по увеличению массы поезда или среднесуточного пробега локомотивов; знаменатель -после их реализации.
Таблица 1.2
Исходные данные для определения потребного парка локомотивов
Наименование показателя | Первая цифра номера варианта | |||||||||
Грузооборот млрд. ткм в год | 80,0 | 92,0 | 90,0 | 125,0 | 100,0 | 85,0 | 95,0 | 110,0 | 120,0 | 115,0 |
Соотношение грузооборота нетто и брутто | 0,55 | 0,57 | 0,56 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,58 | 0,57 | 0,55 | 0,58 |
Коэффициент, учитывающий все виды резерва локомотивного парка | 1,20 | 1,32 | 1,25 | 1,38 | 1,30 | 1,40 | 1,35 | 1,24 | 1,29 | 1,28 |
Доля исправных локомотивов, находящихся в перемещении | 0,025 | 0,02 | 0,015 | 0,02 | 0,022 | 0,015 | 0,018 | 0,025 | 0,020 | 0,015 |
Доля неисправных локомотивов в общем парке | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,055 | 0,04 | 0,045 | 0,055 | 0,06 | 0,045 | 0,05 |
Доля поездных локомотивов, занятых в хозяйственном движении | 0,02 | 0,015 | 0,025 | 0,01 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | 0,025 | 0,015 | 0,02 |
Доля поездных локомотивов, занятых на прочих работах | 0,01 | 0,008 | 0,015 | 0,01 | 0,015 | 0,012 | 0,01 | 0,015 | 0,01 | 0,015 |
ЗАДАЧА №2
ТРЕБУЕТСЯ:
1.Определить время оборота и рабочий парк вагонов на отделении дороги.
2.Определить ускорение оборота вагонов и сокращение потребности в вагонном парке при реализации одной из мер: увеличение скорости, вагонного плеча, сокращение простоя вагонов на станциях; уменьшение порожнего пробега вагонов.
3.Назвать конкретные мероприятия, при реализации которых можно достичь изменения заданного показателя.
4.Определить экономию эксплуатационных расходов при сокращении рабочего парка вагонов.
Исходные данные для решения задачи № 3 приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧИ № 2
Перед решением задачи необходимо дать определение понятия «оборот вагона» и дать пояснения составляющих его элементов.
Развернутая трехчленная формула определения оборота вагона имеет следующий вид:
(2.1)
где, - коэффициент порожнего пробега;
LГР - гружёный рейс вагона, км;
VУ - участковая скорость, км/ч;
tТЕХН - средний простой вагона на одной технической станции, ч.;
LТЕХН - длина вагонного плеча, км;
КМ- коэффициент местной работы;
Исходные данные для решения задачи № 2
Таблица 2.1.
Характеристики вагонопотоков отделений дороги
Наименование и характеристики | Буквенные обозначения | Первая цифра номера варианта | |||||||||
Количество вагонов, шт.: | |||||||||||
погруженных | UПОГР | ||||||||||
выгруженных | UВЫГР | ||||||||||
принятых гружёнными | |||||||||||
транзитных без переработки | UТР | ||||||||||
транзитных с переработкой | UПЕР | ||||||||||
Средние простои вагонов, часы: | |||||||||||
транзитных без переработки | tТР | 0,6 | 0,64 | 0,58 | 0,74 | 0,70 | 0,66 | 0,72 | 0,62 | 0,68 | 0,75 |
транзитных с переработкой | tПЕР | 7,0 | 6,2 | 7,4 7,0 | 7,2 | 7,3 | 6,5 | 7,5 | 6,4 | 6,8 | 6,0 |
под погрузкой | tП | 19 | 18 | ||||||||
под выгрузкой | tВ | 20 | 18 |
Таблица 2.2.
Данные для определения оборота вагона
Показатели, влияющие на величину оборота вагона | Буквенные обозначения | Последняя цифра номера варианта | |||||||||
Средняя участковая скорость | VУ, км/ч | 36 | 30 | 30 | 30 | 30 | |||||
Коэффициент порожнего пробега | 0,30 | 0,32 | 0,20 0,18 | 0,25 | 0,15 | 0,28 | 0,18 | 0,26 | 0,33 0,25 | 0,35 0,27 | |
Длина вагонного плеча | LТЕХН, км | 160 | 150 | ||||||||
Гружёный рейс | LГР, км | ||||||||||
Суточные расходы эксплуатации на содержание в рабочем парке 1 вагона | СВАГ, руб |
ПРИМЕЧАНИЕ: Дробью показано изменение показателя: числитель - до реализации мероприятий направленных на ускорение оборота вагона; знаменатель - после их реализации.
tГР - средний простой вагона под одной грузовой операцией, ч.
Простой на одной технической станции - средневзвешенная величина простоя транзитного вагона без переработки tТР и с переработкой tпер:
tТЕХ = (tТР ∙UТР + tпер∙Uпер) / (UTP+Uпер) (2.2)
где UTP и Unep - количество транзитных вагонов, проходящих станции, соответственно без переработки и с переработкой;
tТР ,, tnep - простой вагонов на технических станциях в транзитных поездах без переработки и с переработкой.
Коэффициент местной работы показывает число грузовых операций, приходящихся на единицу работы
КМ = (UП + UВ) / U(2.3)
Работой вагонного парка отделения дороги (U) считают число вагонов, погруженных и принятых в груженом состоянии с соседних отделений или дорог за сутки:
ваг. (2.4)
Простой вагонов, приходящийся на одну грузовую операцию (погрузку или выгрузку), определяется по формуле:
(2.5)
Рабочий парк вагонов определяется по формуле:
(2.6)
где - оборот вагона, сут.;
U -работа отделения, ваг.;
Время оборота вагона нужно определить с точностью до 0,01 суток, а величину вагонного парка округлить до целых в большую сторону.
Оборот вагонов в задаче 3 определяется дважды: по исходным
данным до реализации мер по его ускорению, а затем после реализации таких мер. В задаче необходимо описать конкретные меры, реализация которых позволит изменить величину заданного показателя, влияющего на оборот вагонов.
При каждом значении оборота вагона определяется потребность в вагонном парке, предназначенном для выполнения плана перевозок, и находится величина возможного его сокращения.
Уменьшение расходов эксплуатации при сокращении вагонного парка определится из выражения
где - сокращение потребности в вагонном парке, ваг.;
СВАГ – эксплуатационные расходы на содержание в рабочем парке 1 вагона.
Задача 3
ТРЕБУЕТСЯ:
1. На основании заданных исходных данных определить потребное количество местных поездов, учитывая ограничения по весу поезда и по его составу в вагонах.
2. Определить рациональную схему организации пропуска сборных поездов по участку.