Методики оценки эффективности социальной работы
Существует два определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР):
1) ЭСР — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Основными проблемами при таком определении являются измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.
Соотношения между результатами и затратами бывают самыми разными: затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях более высокие по сравнению с прежними периодами; затраты сокращены, а результаты остались такими же, как и при несокращенных затратах или даже стали более высокими; затраты и какой-то степени возросли, а результаты стали еще более высокими. На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда, их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации целого ряда факторов в данном учреждении социальной защиты;
2) ЭСР — это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).
Основная проблема при таком определении — измерение (описание) результатов.
Поскольку результаты и затраты могут предполагаться или иметь вид целей (задач), ЭСР может быть соответственно предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).
Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности, выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.
Исследования в области ЭСР начались лишь в начале 1996 г., поэтому имеются только первые научные итоги — главным образом разработка понятийного аппарата, определение видов методик и методов, с помощью которых можно оценивать эффективность.
Важным понятием является предмет оценки ЭСР — то конкретное, что может оцениваться или оценивается.
Методика — это описание некоего порядка, определенной последовательности, в частности оценки ЭСР. Наиболее типичными разделами методики являются:
1) назначение;
2) контур (контуры) и предмет (предметы) оценки эффективности;
3) рекомендуемые методы оценки эффективности, их характеристика;
4) порядок (технология) определения эффективности;
5) пример расчета эффективности (предполагаемой и/или фактической);
6) приложения (при необходимости).
Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов. Методы — это способы, приемы оценки, дающие ответ на вопрос, как, каким образом может производиться (или производится) оценка эффективности. Поэтому важно иметь описание методов определения эффективности.
Выводы.
Во-первых, оценочные подходы к определению эффективности социальной работы могут быть самыми разными. Но доминантными контурами являются прежде всего деятельность данного учреждения в целом; уровень его организации; уровень квалификации персонала; качество и уровень социального обслуживания той или иной категории людей. Иными словами, с позиции эффективности должно оцениваться то, что в большей степени выражает рассматриваемое содержание, влияет на результаты социальной работы.
Во-вторых, различие контуров и предметов оценки эффективности определяет, соответственно, различие оценочных методик. Совершенно очевидно, что любая разработанная методика, рекламируемая как «наилучшая», после экспертизы специалистов займет свое место среди какого-то конкретного вида методик, которые обычно жестко связаны с предметами оценок.
В-третьих, комплексная методика приобретает смысл тогда, когда необходима всесторонняя оценка эффективности социальной работы. В этом случае в ней должны быть обозначены также предметы и методы оценки (определения) эффективности, поскольку «методика вообще» теряет всякий смысл и не позволит получить полезную оценочную информацию.
4. Социологические технологии в социальной работе
Социальная работа основана на знании социологии как основного компонента освоения современного общественного бытия и наличии социологического стиля мышления.
Две главные особенности социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого или должного; 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений.
Социальный работник обязан иметь знания в области всех наук о человеке и обществе — сколько-нибудь ощутимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Социология — одна из важнейших наук, знание которой необходимо социальному работнику.
Социальная работа и социология используют и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Цель социальной работы — как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализовать себя во всех общественных подсистемах (труде, собственности, власти, семье, культуре).
И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования.
Основу изучения социального обслуживания должна составлять такая широкая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк следующих данных:
• клиент:
социальное положение; возраст; образование (среднее, высшее, гуманитарное, техническое); пол; материальное положение; этническая принадлежность (компактное проживание, в иноэтнической среде); конфессиональная ориентация; поселенческая характеристика (регион, город, село); семейное положение (брак, дети и т.д.); занятость (сфера), незанятость (статус); медицинская характеристика
• социальный работник:
возраст; пол; уровень и специализация образования; основное образование; этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика; семейное положение; отрасль, в которой работал ранее; стаж работы в социальной сфере; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности (неуспешности) работы;
• учебное заведение, подготавливающее специалистов по социальной работе:
вид вуза (классический университет, медицинский, педагогический, юридический вуз и т.д.); расположение (республика, город); ведомственное подчинение; год начала подготовки студентов по данной специальности; формы обучения; набор на госбюджетные места (конкурс, проходной балл); количество «коммерческих студентов»; наличие заказа на специалистов от административных органов; социальный состав студентов (возраст, пол, образование, сфера занятости, квалификация, должность к моменту поступления в вуз и др.); наличие многоуровневой системы подготовки; наличие структур, предоставляющих второе высшее образование;