Стимулирование энергосбережения
Многолетний опыт реализации энергосберегающей политики во многих странах мира и прежде всего в странах Международного энергетического агентства свидетельствует о необходимости выработки согласованных и последовательных стимулирующих мер для обеспечения реальных энергосберегающих эффектов. Сами по себе экономические выгоды, получаемые в результате энергосберегающих мероприятий и проектов, очевидные в обоснованиях, оказываются часто недостаточно сильным аргументом в их пользу. Это объясняется рядом причин:
- не все потребители имеют свободные средства, чтобы полностью оплатить приобретение энергоэффективного оборудования и услуги по энергосбережению, даже потенциально быстро окупаемых проектов,
- потребители склонны к ограничению инвестиций в настоящем, несмотря на более высокие расходы в будущем (каждый живет одним днем),
- счета за энергопотребление оплачиваются из собственных средств предприятия, а в качестве инвестиций чаще всего используют заемные средства (решение о займах всегда принимаются трудно).
Поэтому для осуществления реального энергосбережения необходимы весомые дополнительные стимулы, в качестве которых может применяться целый комплекс мер информационного, финансово-экономического и нормативно-правового характера. Комплексность стимулирующих мер обеспечивает охват ими всех субъектов, участвующих в процессе энергосбережения, и содержательную полноту этих мер. В качестве субъектов целесообразно выделить следующие группы:
Рис. 1. Структура групп влияния при стимулировании энергосбережения
При всей схожести стимулирующих мер их точная направленность на свою группу влияния позволяет надеяться на успех дела. Очевидно, меры, стимулирующие персонал предприятий, могут быть совершенно непригодны для стимулирования населения.
Содержательно стимулирование энергосбережения во всех случаях должно основываться на известной дуальной схеме:
- поощрение эффективного использования энергоресурсов,
- наказание энергорасточительного поведения. Двухсторонняя направленность стимулирующих действий в формате:
«поощрение — наказание»,
«скидка - надбавка»,
«премия - штраф»
предоставляет широкий спектр мер для каждого конкретного случая.
Все поле стимулирующих мер может быть условно разделено на три неравных и нечетко определенных сектора:
- информационные стимулы,
- финансово-экономические стимулы,
- нормативно-правовые стимулы.
К информационным мерам следует отнести:
- рекламные кампании, конкурсы, ярмарки, выставки, демонстрационные акции,
- распространение передового опыта,
- повышение квалификации персонала,
- обучение,
- публичная информация о позитивном или негативном опыте. На начальном этапе вовлечения потребителей в реализацию
энергосберегающих программ чрезвычайно важным является предоставление им максимально полной информации (включая примеры из имеющегося позитивного опыта) о том, какие объемы энергоресурсов, а, следовательно, и денежных средств могут быть сэкономлены ими; как осуществить это с минимальными затратами финансовых и временных ресурсов; какие льготы предоставляет государство энергопотребителям, реализующим энергосбережение.
В основном на это ориентированы рекламно - информационные кампании, пропагандирующие энергосберегающий стиль жизни, которые проводятся при значительной финансовой поддержке со стороны государства.
Больше всего стимулирует потребителя так называемая сравнительная информация, позволяющая ему оценить свое место как по отношению к стандартному среднестатистическому
потребителю, наиболее экономно расходующему топливно-энергетические ресурсы. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих европейских странах при реализации правительственных программ лучших практических мер по энергосбережению. Например, информация, напечатанная в газете, выпускаемой и распространяемой в городе с населением 30-50 тыс. человек о том, что некий джентльмен в результате приобретения относительно недорогого энергосберегающего оборудования экономит на счетах за энергопотребление приблизительно 100 фунтов стерлингов в год, будет являться чрезвычайно сильным раздражителем для других горожан, хорошо знающим счет деньгам.
Влияние на потребителя информации об энергетических характеристиках того или иного типа электробытового оборудования, позволяющей оценить на длительную перспективу все финансовые выгоды от его приобретения, пока, к сожалению, весьма незначительно. Покупая холодильник, стиральную машину, сушильный агрегат или электрокамин, потребитель в любой стране мира, прежде всего, ориентируется на их цену (в последнее время также и на страну сборки), сопоставляя ее со своими сегодняшними финансовыми возможностями, т.е подтверждает стойкую приверженность настоящему времени. Однако в совокупности с рекламно-информационными кампаниями в средствах массовой информации эта мера дает определенные позитивные результаты, о чем свидетельствует ее широкое распространение в странах - членах Международного энергетического агентства (МАЭ).
Финансово-экономические стимулы, естественно, оказываются наиболее надежным средством обеспечения энергосбережения. В первую очередь, это относится к ценам на энергетические ресурсы и тарифам по их поставке. С одной стороны, они должны покрывать затраты энергоснабжающих организаций по производству и транспортировке энергетических ресурсов потребителям в договорных количествах, стандартного качества при заданном уровне надежности, безопасности и экономичности. С другой стороны, цены и тарифы призваны реально стимулировать энергосбережение, повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение потерь. Очевидно, экономические стимулы
окажутся тем сильнее, чем большую долю в себестоимости будут иметь расходы на энергетику. Существенную стимулирующую роль совместно с тарифами играет применение системы скидок - надбавок. Скидка к тарифу поощряет потребителя энергоресурса дважды:
- экономится плата за неиспользованную часть энергоресурсов,
- потребленная часть энергоресурса оплачивается по более низкой цене, чем плановая за счет скидки.
Естественно, установление скидки к тарифу для энергоэффективных потребителей может быть осуществлено лишь за счет увеличения платы по другим, неэффективным потребителям. Для них устанавливается надбавка к тарифу. В идеальном случае за период регулирования сумма скидок должна быть равна сумме надбавок. Разумеется, здесь возникает искушение увеличить сумму надбавок и получить за счет этого дополнительные доходы энергоснабжающей организации. Однако это нарушает баланс поощрения и наказания и, в конечном счете, приведет к снижению эффективности энергосбережения. Существенное значение имеет норматив, от которого отсчитывается скидка или надбавка. Норматив объективно должен отражать прогрессивный, но реально достижимый уровень энергопотребления на действующем энергетическом оборудовании.
Льготное налогообложение представляет собой мощное средство стимулирования энергосбережения, осуществляемое органами государственной власти. Потребитель энергоресурсов в этом случае получает налоговую льготу или налоговое освобождение на средства, инвестируемые в энергосберегающие проекты и на период реализации этих проектов. Для снижения ставки налога фиксированная сумма инвестиций вычитается из налогооблагаемой базы или определенная часть суммы инвестиций вычитается непосредственно из подоходного налога. Так в Германии, на территории бывшей ГДР, владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвестировать 10 % суммы подоходного налога (до 40 тысяч марок на здание) в мероприятия по повышению их энергоэффективности. Этим достигается преимущественное финансирование энергосбережения. Реализуется один из приоритетов государственной политики.
Дифференцированное налогообложение как более широкая мера стимулирования по отношению к льготам, является широко распространенным во всем мире стимулом. Воздействие на потребителей топливно-энергетических ресурсов для перевода их деятельности на энергосберегающий путь может быть как «поощряющим», так и «наказывающим». К «наказывающим» мерам налоговой политики относится, в частности, установление высоких налогов на энергоресурсы. В результате, потребительская цена энергоресурсов, включающая эти налоги, возрастает и в условиях рынка становится неконкурентоспособной. Доля налогов в стоимости некоторых энергоресурсов в развитых капиталистических странах в 1995 году:
Таблица 1
Страна | Доля налогов в стоимости, % | |
Электроэнергия для бытовых потребителей | Товарный бензин | |
Дания | 56,8 | 70,5 |
Франция | 80,2 | |
Норвегия | 27,2 | - |
Швеция | 33,4 | - |
Великобритания | - | |
Германия | - | 76,3 |
Столь высокий уровень налогов на энергоресурсы является мощной стимулирующей мерой для проведения энергосбережения и сокращения чрезмерного потребления.
В стремлении интенсифицировать создание нетрадиционных источников энергии Дания, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швеция ввели специальный налог на углерод, содержащийся в различных видах органического топлива. В результате этой меры финансовое бремя «энергетических» налогов обратно пропорциональна результатам энергосберегающей активности каждого конкретного потребителя.
Финансовая поддержка государством энергосберегающих мероприятий потребителей в виде субсидий, грантов, ссуд широко практикуется во многих западных странах. Именно это стало наиболее распространенной мотивацией для осуществления мер по повышению энергоэффективности. Инвестиционные гранты или прямые субсидии в виде фиксированной суммы, или в виде доли от инвестиций (50 х 50 %) или в виде выплат, пропорциональных объему сберегаемой энергии (например, Франция предоставляет гранты в удельном измерении: 400 фр./т.у.т.). Для реализации государственных программ поддержки во многих странах введены специальные критерии и приоритетные направления, которым должны соответствовать потребители, претендующие на получение бюджетных средств для реализации энергосберегающих проектов:
- в Австрии - повышение энергетической эффективности жилого сектора,
- в Дании - инвестиционная активность в области энергосбережения предприятиями промышленной сферы и коммерческого сектора,
- в Финляндии - повышение эффективности теплоизоляции жилых зданий,
- в Канаде - ускоренная амортизация ряда наименований энергосберегающего оборудования в промышленности и электроэнергетике,
- во Франции - право ускоренной амортизации распространено на инвестиции в энергосберегающее оборудование. Инвестиционные субсидии и гранты, предоставляемые правительством энергопотребителям, проводящим мероприятия по энергосбережению, покрывают до 30-35 % капитальной составляющей инвестиционного проекта.
Вместе с тем опыт многих западноевропейских странах показал, что постепенно под влиянием бюджетных ограничений, чрезмерной бюрократичности и сложности самой процедуры получения гранта, масштабы предоставления энергопотребителям грантов под реализацию энергосберегающих проектов в большинстве стран значительно сократилось. Финансовую поддержку часто получали те, кто имеет для этого достаточно собственных средств. В то же время многие потребители, действительно нуждающиеся в субсидировании работ по повышению энергоэффективности, не могли воспользоваться преимуществами этой схемы.
Предоставление льготных займов потребителям, проводящим энергосберегающие мероприятия (прежде всего владельцы жилых зданий), практикуется во многих странах, что, несомненно, повышает доступность инвестиций для потенциальных получателей. В Германии, например, такие займы предоставляются по ставке на 3 % ниже рыночной. Однако значительная группа малодоходных и относительно маломасштабных проектов поддержку не получают, и их владельцы не только самостоятельно возмещают полную стоимость займа, но и выплачивают проценты по нему, хотя и более низкие.
Получивший широкое распространение во многих странах энергоаудит (энергетическое обследование), результаты которого берут за основу при планировании и проведении энергосберегающих' мероприятий, сформировал специфическую форму финансовой поддержки потребителей энергоресурсов. Но поскольку для его проведения привлекаются специализированные независимые консалтинговые фирмы, энергоаудит (обследование) дорог. Особенно дорог для тех категорий потребителей, которые в силу специфики своей деятельности не способны давать большой доход. Услуги экспертов в сочетании с использованием новейшего оборудования и приборов могут достичь нескольких десятков тысяч долларов. Не каждое предприятие может заплатить такие деньги только за то, чтобы узнать о резервах экономии энергии. В связи с этим финансовая поддержка государством ( в основном в виде субсидий) энергетических обследований предприятий оказывается просто необходимой. В некоторых странах (Дания, Финляндия) для повышения привлекательности программ энергосбережения осуществляется 100%-ное субсидирование энергетических обследований. Однако бесплатные для потребителей энергоаудиты (обследования) ведут к неоправданному расходованию бюджетных средств, поскольку нет гарантии того, что потребители в будущем осуществят рекомендованные инвестиции. Поэтому в ряде стран объем субсидирования аудитов снижен до 50-80 % их стоимости в зависимости от финансового состояния, масштабов проекта и т.п. Даже при ограниченных финансовых возможностях потребителя существует механизм компенсации средств, затраченных внешним инвестором как на энергообследование, так и на реализацию всего энергоэффективного проекта путем снижения уровня оплаты за использование энергоресурсов (схема с привлечением энергосервисных компаний - ЭСКО). Кроме того, по мнению многих специалистов, вложение собственных средств потребителя в проведение энергетического обследования будет дополнительным стимулом для скорейшего внедрения мероприятий по энергосбережению. Подобные же меры существуют в ряде стран для стимулирования специальных образовательных услуг в области энергосбережения. Специальное обучение проходит персонал предприятий, специалисты фирм, экономисты, население, государственные чиновники.
Нормативно-правовое стимулирование само по себе прямого воздействия на энергопотребление или энергосбережение не оказывает. Нормативное воздействие осуществляется через экономические механизмы, через технологии проектирования и эксплуатации, через рыночные механизмы. Нормативно-правовое стимулирование устанавливает основы взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе добычи, производства, передачи, транспортировки, распределения, потребления энергоресурсов и утилизации отходов. Этими субъектами являются:
- органы государственной власти,
- производители энергоресурсов,
- потребители энергоресурсов,
- транспортно-сервисные компании,
- население,
- органы местного самоуправления,
- производители оборудования для добычи, производства, передачи и потребления энергоресурсов,
- средства массовой информации. Нормативно-правовое стимулирование устанавливает:
- границы разрешенного правового поля,
- запрещенные способы, механизмы, технологии и акции.
В странах Международного энергетического агентства реально нашли реализацию следующие формы нормативно-правового регулирования:
- введение и исполнение обязательных и добровольных стандартов энергоэффективности,
- осуществление сертификации продукции, услуг и технологических процессов по критерию энергоэффективности. Главная роль стандартов энергоэффективности при эксплуатации зданий, так же, как и в сфере электробытовых приборов и оборудования, заключается в практическом закрытии потребительского рынка для зданий и моделей энергооборудования и приборов, не удовлетворяющих определенным нормативным параметрам энергоэффективности.
В Дании, например, стандарты, основанные на показателях максимальной теплопотери зданий, были введены сразу после первого нефтяного кризиса и пересматривались в сторону ужесточения в 1977, 1982 и 1993 годах. О темпах ужесточения говорит тот факт, что последние стандарты предусматривают снижение потребности до 75 % от уровня 1982 года, а к 2005 году еще в 1,5 раза. Единственная проблема здесь состоит в том, чтобы достигнуть этого результата без резкого повышения стоимости строительных материалов, оборудования и работ.
Обязательные стандарты на электробытовое оборудование и приборы распространены пока не так широко, как для зданий, но в ряде стран эта мера уже оказывает влияние на динамику энергоемкости коммунально - бытового комплекса.
Добровольные стандарты, используемые во многих странах МЭА, основаны на соглашении между властями и производителями конкретного типа машин и оборудования по их энергоэффективности. Сотрудничество и переговоры во многих случаях дают лучшие результаты, чем система принуждения. Так, страны - производители автомобилей (Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания) установили добровольные стандарты удельного расхода топлива для различных типов автомобилей. Намеченные результаты (снижение удельного расхода на 10 %) были достигнуты раньше планируемой даты.
Сертификация в системе повышения энергетической эффективности пока только нащупывает свое место в нормативно-правовой сфере. Ее идеология проста - путем заранее оговоренных процедур установить соответствие представленных устройств, приборов, технологических процессов нормам, стандартам энергоэффективности - не вызывает сомнений. Требуется широкая производственная практика применения.
Стимулирование энергоснабжающих организаций должно строиться на основе разработки и реализации энергосберегающих программ. Очевидно, любая программа должна содержать раздел, предусматривающий специальное стимулирование. Построить эффективную систему стимулирования энергосбережения в энергоснабжающей организации не представляет большой проблемы, т.к. основная деятельность организации и ее цели в значительной степени совпадает с целями эффективного использования энергоресурсов. На это направлены нормативно-правовое обеспечение технологических процессов, экономические механизмы и система управления.
Существенным мотивом, противоречащим реальному энергосбережению, является объем производства и отпуска энергоресурсов. Объем доходов и прибылей энергоснабжающей организации зависят напрямую от них.
Необходимо искать механизмы, которые бы позволили ограничить доходы энергоснабжающей организации, полученные вследствие выработки энергии сверх объективно необходимого уровня. Такие механизмы сложны, но они известны и успешно действуют в ряде стран мира. Но ведь и действующая сегодня у нас система государственного регулирования цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию не менее сложна. Без решения этого главного вопроса невозможно построить эффективную систему стимулирования энергоснабжающих организаций.
Стимулирование предприятий в осуществлении энергосбережения основывается, в первую очередь, на реализации финансово-экономических механизмов. Наиболее существенным аргументом при выборе мер является энергетическая доля себестоимости продукции. Если для приобретения топливно-энергетических ресурсов предприятие расходует не более 1 % затрат на производство продукции - никакие внешние стимулы не заставят руководство предприятия тратить силы и время на энергосберегающие проекты. Если эта доля составляет от 1 до 5 %, то возникает искушение предпринять некоторые недорогие, чаще чисто организационные меры с тем, чтобы не слышать упреков в ретроградстве. При увеличении доли энергетических затрат от 5 до 15 % руководство предприятия, как правило, серьезно рассматривает энергосберегающие проекты технологического характера и находит средства для реализации некоторых из них. Очевидно, при большей величине доли энергетических затрат, стремление к созданию крупных инвестиционных энергосберегающих проектов становится едва ли не главным делом руководства предприятия.
Система стимулирующих мер по обеспечению энергосбережения на предприятиях должна строиться в соответствии со следующими принципами:
- в процесс разработки и реализации энергосберегающих мер должны быть вовлечены все подразделения, цеха, участки, службы, управления и т.д.,
- необходимо обеспечение полноценного, объективного, независимого энергетического обследования,
- организовать полный приборный учет всех используемых энергоресурсов для всех цехов, участков и т.п.,
- обеспечить разработку и реализацию системы нормирования потребления энергоресурсов, установить прогрессивные лимиты энергопотребления,
- создать механизмы экономической, финансовой поддержки энергосберегающих проектов в виде грантов, займов, субсидий, аукционов и т.д.,
- обеспечить моральную и информационную поддержку энергосберегающей деятельности,
- создать орган управления разработкой и реализацией энергосберегающих проектов, подчиненный менеджеру высокого уровня,
- создать систему стандартов предприятия по энергосбережению, энергоемкости производства и энергетической эффективности продукции,
- обеспечить периодическое подведение итогов энергосберегательной деятельности, конкурсы, выставки, презентации,
- ввести рейтинговую систему оценивания уровня деятельности предприятия и его подразделений по энергосбережению,
- обеспечить информационное обслуживание лучших энергосберегающих проектов,
- провести анализ компетентности персонала и осуществить меры по управлению им для реализации энергосберегающих планов.
Корпоративные меры стимулирования персонала формируются на предприятии в соответствии с общей стратегией управления персоналом. Главные принципы стимулирования энергосберегающей деятельности персонала заключаются в:
- материальной, моральной и информационной поддержке деятельности в пределах должностных обязанностей и работы сверх этого, направленных на повышение энергетической эффективности
- материальном и моральном наказании должностных лиц, в служебные обязанности которых вменены те или иные энергосберегающие задачи, не выполняющие или не в полной мере выполняющие эти обязанности,
- строгом контроле выполнения планов энергосберегающих мероприятий,
- широком информировании персонала о принятых мерах, о положительном и негативном опыте.
Наиболее сильными персональными стимулами безусловно являются материальные:
- премирование за конкретную работу,
- премирование за выполнение плана,
- премирование за создание и использование интеллектуальной собственности,
- премирование за соответствующее место в рейтинге,
- премирование за победу в конкурсе,
- премирование, как % от фактической экономии. Среди моральных стимулов могут быть использованы:
- продвижение по службе,
- поощрение в приказе,
- создание и поддержание сайта в корпоративной компьютерной сети,
- информация в средствах массовой информации. Стимулирование населения строится в основном в сфере
информирования и убеждения. Общий объем потребления энергетических ресурсов населением в нашей стране не превышает
сегодня 20 % общего энергопотребления. Серьезного снижения здесь представить невозможно, но задача состоит в том, чтобы эта цифра существенно не росла. Поэтому информационное стимулирование населения безусловно целесообразно.