Стимулирование энергосбережения

Многолетний опыт реализации энергосберегающей политики во многих странах мира и прежде всего в странах Международно­го энергетического агентства свидетельствует о необходимости выработки согласованных и последовательных стимулирующих мер для обеспечения реальных энергосберегающих эффектов. Сами по себе экономические выгоды, получаемые в результате энергосберегающих мероприятий и проектов, очевидные в обос­нованиях, оказываются часто недостаточно сильным аргументом в их пользу. Это объясняется рядом причин:

- не все потребители имеют свободные средства, чтобы полно­стью оплатить приобретение энергоэффективного оборудова­ния и услуги по энергосбережению, даже потенциально быст­ро окупаемых проектов,

- потребители склонны к ограничению инвестиций в настоя­щем, несмотря на более высокие расходы в будущем (каждый живет одним днем),

- счета за энергопотребление оплачиваются из собственных средств предприятия, а в качестве инвестиций чаще всего ис­пользуют заемные средства (решение о займах всегда прини­маются трудно).

Поэтому для осуществления реального энергосбережения не­обходимы весомые дополнительные стимулы, в качестве которых может применяться целый комплекс мер информационного, фи­нансово-экономического и нормативно-правового характера. Комплексность стимулирующих мер обеспечивает охват ими всех субъектов, участвующих в процессе энергосбережения, и содер­жательную полноту этих мер. В качестве субъектов целесообраз­но выделить следующие группы:

стимулирование энергосбережения - student2.ru

Рис. 1. Структура групп влияния при стимулировании энергосбережения

При всей схожести стимулирующих мер их точная направлен­ность на свою группу влияния позволяет надеяться на успех дела. Очевидно, меры, стимулирующие персонал предприятий, могут быть совершенно непригодны для стимулирования населения.

Содержательно стимулирование энергосбережения во всех случаях должно основываться на известной дуальной схеме:

- поощрение эффективного использования энергоресурсов,

- наказание энергорасточительного поведения. Двухсторонняя направленность стимулирующих действий в формате:

«поощрение — наказание»,

«скидка - надбавка»,

«премия - штраф»

предоставляет широкий спектр мер для каждого конкретного слу­чая.

Все поле стимулирующих мер может быть условно разделено на три неравных и нечетко определенных сектора:

- информационные стимулы,

- финансово-экономические стимулы,

- нормативно-правовые стимулы.

К информационным мерам следует отнести:

- рекламные кампании, конкурсы, ярмарки, выставки, демонст­рационные акции,

- распространение передового опыта,

- повышение квалификации персонала,

- обучение,

- публичная информация о позитивном или негативном опыте. На начальном этапе вовлечения потребителей в реализацию

энергосберегающих программ чрезвычайно важным является пре­доставление им максимально полной информации (включая при­меры из имеющегося позитивного опыта) о том, какие объемы энергоресурсов, а, следовательно, и денежных средств могут быть сэкономлены ими; как осуществить это с минимальными затрата­ми финансовых и временных ресурсов; какие льготы предостав­ляет государство энергопотребителям, реализующим энергосбе­режение.

В основном на это ориентированы рекламно - информацион­ные кампании, пропагандирующие энергосберегающий стиль жизни, которые проводятся при значительной финансовой под­держке со стороны государства.

Больше всего стимулирует потребителя так называемая сравнительная информация, позволяющая ему оценить свое место как по отношению к стандартному среднестатистическому

потребителю, наиболее экономно расходующему топливно-энергетические ресурсы. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих европейских странах при реализации правительственных программ лучших практических мер по энергосбережению. Например, информация, напечатанная в газете, выпускаемой и распространяемой в городе с населением 30-50 тыс. человек о том, что некий джентльмен в результате приобретения относительно недорогого энергосберегающего оборудования экономит на счетах за энергопотребление приблизительно 100 фунтов стерлингов в год, будет являться чрезвычайно сильным раздражителем для других горожан, хорошо знающим счет деньгам.

Влияние на потребителя информации об энергетических ха­рактеристиках того или иного типа электробытового обору­дования, позволяющей оценить на длительную перспективу все финансовые выгоды от его приобретения, пока, к сожалению, весьма незначительно. Покупая холодильник, стиральную ма­шину, сушильный агрегат или электрокамин, потребитель в любой стране мира, прежде всего, ориентируется на их цену (в последнее время также и на страну сборки), сопоставляя ее со своими сегодняшними финансовыми возможностями, т.е под­тверждает стойкую приверженность настоящему времени. Од­нако в совокупности с рекламно-информационными кампаниями в средствах массовой информации эта мера дает определенные позитивные результаты, о чем свидетельствует ее широкое распространение в странах - членах Международного энергети­ческого агентства (МАЭ).

Финансово-экономические стимулы, естественно, оказыва­ются наиболее надежным средством обеспечения энергосбереже­ния. В первую очередь, это относится к ценам на энергетические ресурсы и тарифам по их поставке. С одной стороны, они должны покрывать затраты энергоснабжающих организаций по производ­ству и транспортировке энергетических ресурсов потребителям в договорных количествах, стандартного качества при заданном уровне надежности, безопасности и экономичности. С другой стороны, цены и тарифы призваны реально стимулировать энергосбережение, повышение эффективности использования энерго­ресурсов, снижение потерь. Очевидно, экономические стимулы

окажутся тем сильнее, чем большую долю в себестоимости будут иметь расходы на энергетику. Существенную стимулирующую роль совместно с тарифами играет применение системы скидок - надбавок. Скидка к тарифу поощряет потребителя энергоресурса дважды:

- экономится плата за неиспользованную часть энергоресурсов,

- потребленная часть энергоресурса оплачивается по более низ­кой цене, чем плановая за счет скидки.

Естественно, установление скидки к тарифу для энергоэффек­тивных потребителей может быть осуществлено лишь за счет уве­личения платы по другим, неэффективным потребителям. Для них устанавливается надбавка к тарифу. В идеальном случае за период регулирования сумма скидок должна быть равна сумме надбавок. Разумеется, здесь возникает искушение увеличить сум­му надбавок и получить за счет этого дополнительные доходы энергоснабжающей организации. Однако это нарушает баланс поощрения и наказания и, в конечном счете, приведет к сниже­нию эффективности энергосбережения. Существенное значение имеет норматив, от которого отсчитывается скидка или надбавка. Норматив объективно должен отражать прогрессивный, но реаль­но достижимый уровень энергопотребления на действующем энергетическом оборудовании.

Льготное налогообложение представляет собой мощное сред­ство стимулирования энергосбережения, осуществляемое органа­ми государственной власти. Потребитель энергоресурсов в этом случае получает налоговую льготу или налоговое освобождение на средства, инвестируемые в энергосберегающие проекты и на период реализации этих проектов. Для снижения ставки налога фиксированная сумма инвестиций вычитается из налогооблагае­мой базы или определенная часть суммы инвестиций вычитается непосредственно из подоходного налога. Так в Германии, на тер­ритории бывшей ГДР, владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвестировать 10 % суммы подоходного налога (до 40 тысяч марок на здание) в мероприятия по повыше­нию их энергоэффективности. Этим достигается преимуществен­ное финансирование энергосбережения. Реализуется один из при­оритетов государственной политики.

Дифференцированное налогообложение как более широкая мера стимулирования по отношению к льготам, является широко распространенным во всем мире стимулом. Воздействие на по­требителей топливно-энергетических ресурсов для перевода их деятельности на энергосберегающий путь может быть как «поощ­ряющим», так и «наказывающим». К «наказывающим» мерам налоговой политики относится, в частности, установление высо­ких налогов на энергоресурсы. В результате, потребительская цена энергоресурсов, включающая эти налоги, возрастает и в ус­ловиях рынка становится неконкурентоспособной. Доля налогов в стоимости некоторых энергоресурсов в развитых капиталистиче­ских странах в 1995 году:

Таблица 1

Страна Доля налогов в стоимости, %
Электроэнергия для бытовых потребителей Товарный бензин
Дания 56,8 70,5
Франция 80,2
Норвегия 27,2 -
Швеция 33,4 -
Великобритания -
Германия - 76,3

Столь высокий уровень налогов на энергоресурсы является мощной стимулирующей мерой для проведения энергосбереже­ния и сокращения чрезмерного потребления.

В стремлении интенсифицировать создание нетрадиционных источников энергии Дания, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швеция ввели специальный налог на углерод, содержащийся в различных видах органического топлива. В результате этой меры финансовое бремя «энергетических» налогов обратно пропорцио­нальна результатам энергосберегающей активности каждого кон­кретного потребителя.

Финансовая поддержка государством энергосберегающих ме­роприятий потребителей в виде субсидий, грантов, ссуд широко практикуется во многих западных странах. Именно это стало наи­более распространенной мотивацией для осуществления мер по повышению энергоэффективности. Инвестиционные гранты или прямые субсидии в виде фиксированной суммы, или в виде доли от инвестиций (50 х 50 %) или в виде выплат, пропорциональных объему сберегаемой энергии (например, Франция предоставляет гранты в удельном измерении: 400 фр./т.у.т.). Для реализации государственных программ поддержки во многих странах введены специальные критерии и приоритетные направления, которым должны соответствовать потребители, претендующие на получение бюджетных средств для реализации энергосберегаю­щих проектов:

- в Австрии - повышение энергетической эффективности жи­лого сектора,

- в Дании - инвестиционная активность в области энергосбере­жения предприятиями промышленной сферы и коммерческого сектора,

- в Финляндии - повышение эффективности теплоизоляции жи­лых зданий,

- в Канаде - ускоренная амортизация ряда наименований энер­госберегающего оборудования в промышленности и электро­энергетике,

- во Франции - право ускоренной амортизации распространено на инвестиции в энергосберегающее оборудование. Инвестиционные субсидии и гранты, предоставляемые прави­тельством энергопотребителям, проводящим мероприятия по энергосбережению, покрывают до 30-35 % капитальной состав­ляющей инвестиционного проекта.

Вместе с тем опыт многих западноевропейских странах пока­зал, что постепенно под влиянием бюджетных ограничений, чрезмерной бюрократичности и сложности самой процедуры по­лучения гранта, масштабы предоставления энергопотребителям грантов под реализацию энергосберегающих проектов в боль­шинстве стран значительно сократилось. Финансовую поддержку часто получали те, кто имеет для этого достаточно собственных средств. В то же время многие потребители, действительно нуж­дающиеся в субсидировании работ по повышению энергоэффек­тивности, не могли воспользоваться преимуществами этой схемы.

Предоставление льготных займов потребителям, проводящим энергосберегающие мероприятия (прежде всего владельцы жилых зданий), практикуется во многих странах, что, несомненно, по­вышает доступность инвестиций для потенциальных получате­лей. В Германии, например, такие займы предоставляются по ставке на 3 % ниже рыночной. Однако значительная группа мало­доходных и относительно маломасштабных проектов поддержку не получают, и их владельцы не только самостоятельно возме­щают полную стоимость займа, но и выплачивают проценты по нему, хотя и более низкие.

Получивший широкое распространение во многих странах энергоаудит (энергетическое обследование), результаты которого берут за основу при планировании и проведении энергосбере­гающих' мероприятий, сформировал специфическую форму фи­нансовой поддержки потребителей энергоресурсов. Но поскольку для его проведения привлекаются специализированные независи­мые консалтинговые фирмы, энергоаудит (обследование) дорог. Особенно дорог для тех категорий потребителей, которые в силу специфики своей деятельности не способны давать большой до­ход. Услуги экспертов в сочетании с использованием новейшего оборудования и приборов могут достичь нескольких десятков тысяч долларов. Не каждое предприятие может заплатить такие деньги только за то, чтобы узнать о резервах экономии энергии. В связи с этим финансовая поддержка государством ( в основном в виде субсидий) энергетических обследований предприятий ока­зывается просто необходимой. В некоторых странах (Дания, Финляндия) для повышения привлекательности программ энерго­сбережения осуществляется 100%-ное субсидирование энергети­ческих обследований. Однако бесплатные для потребителей энер­гоаудиты (обследования) ведут к неоправданному расходованию бюджетных средств, поскольку нет гарантии того, что потребите­ли в будущем осуществят рекомендованные инвестиции. Поэтому в ряде стран объем субсидирования аудитов снижен до 50-80 % их стоимости в зависимости от финансового состояния, масшта­бов проекта и т.п. Даже при ограниченных финансовых возможностях потребителя существует механизм компенсации средств, затраченных внешним инвестором как на энергообследование, так и на реализацию всего энергоэффективного проекта путем снижения уровня оплаты за использование энергоресурсов (схема с привлечением энергосервисных компаний - ЭСКО). Кроме то­го, по мнению многих специалистов, вложение собственных средств потребителя в проведение энергетического обследования будет дополнительным стимулом для скорейшего внедрения ме­роприятий по энергосбережению. Подобные же меры существуют в ряде стран для стимулирования специальных образовательных услуг в области энергосбережения. Специальное обучение прохо­дит персонал предприятий, специалисты фирм, экономисты, на­селение, государственные чиновники.

Нормативно-правовое стимулирование само по себе прямого воздействия на энергопотребление или энергосбережение не ока­зывает. Нормативное воздействие осуществляется через экономи­ческие механизмы, через технологии проектирования и эксплуа­тации, через рыночные механизмы. Нормативно-правовое стиму­лирование устанавливает основы взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе добычи, производства, передачи, транс­портировки, распределения, потребления энергоресурсов и ути­лизации отходов. Этими субъектами являются:

- органы государственной власти,

- производители энергоресурсов,

- потребители энергоресурсов,

- транспортно-сервисные компании,

- население,

- органы местного самоуправления,

- производители оборудования для добычи, производства, пере­дачи и потребления энергоресурсов,

- средства массовой информации. Нормативно-правовое стимулирование устанавливает:

- границы разрешенного правового поля,

- запрещенные способы, механизмы, технологии и акции.

В странах Международного энергетического агентства реаль­но нашли реализацию следующие формы нормативно-правового регулирования:

- введение и исполнение обязательных и добровольных стан­дартов энергоэффективности,

- осуществление сертификации продукции, услуг и технологи­ческих процессов по критерию энергоэффективности. Главная роль стандартов энергоэффективности при эксплуа­тации зданий, так же, как и в сфере электробытовых приборов и оборудования, заключается в практическом закрытии потреби­тельского рынка для зданий и моделей энергооборудования и приборов, не удовлетворяющих определенным нормативным па­раметрам энергоэффективности.

В Дании, например, стандарты, основанные на показателях максимальной теплопотери зданий, были введены сразу после первого нефтяного кризиса и пересматривались в сторону уже­сточения в 1977, 1982 и 1993 годах. О темпах ужесточения гово­рит тот факт, что последние стандарты предусматривают сниже­ние потребности до 75 % от уровня 1982 года, а к 2005 году еще в 1,5 раза. Единственная проблема здесь состоит в том, чтобы дос­тигнуть этого результата без резкого повышения стоимости строительных материалов, оборудования и работ.

Обязательные стандарты на электробытовое оборудование и приборы распространены пока не так широко, как для зданий, но в ряде стран эта мера уже оказывает влияние на динамику энерго­емкости коммунально - бытового комплекса.

Добровольные стандарты, используемые во многих странах МЭА, основаны на соглашении между властями и производите­лями конкретного типа машин и оборудования по их энергоэф­фективности. Сотрудничество и переговоры во многих случаях дают лучшие результаты, чем система принуждения. Так, страны - производители автомобилей (Германия, Франция, Италия, Ис­пания, Великобритания) установили добровольные стандарты удельного расхода топлива для различных типов автомобилей. Намеченные результаты (снижение удельного расхода на 10 %) были достигнуты раньше планируемой даты.

Сертификация в системе повышения энергетической эффек­тивности пока только нащупывает свое место в нормативно-правовой сфере. Ее идеология проста - путем заранее оговорен­ных процедур установить соответствие представленных уст­ройств, приборов, технологических процессов нормам, стандартам энергоэффективности - не вызывает сомнений. Требуется широкая производственная практика применения.

Стимулирование энергоснабжающих организаций должно строиться на основе разработки и реализации энергосберегающих программ. Очевидно, любая программа должна содержать раздел, предусматривающий специальное стимулирование. Построить эффективную систему стимулирования энергосбережения в энер­госнабжающей организации не представляет большой проблемы, т.к. основная деятельность организации и ее цели в значительной степени совпадает с целями эффективного использования энерго­ресурсов. На это направлены нормативно-правовое обеспечение технологических процессов, экономические механизмы и система управления.

Существенным мотивом, противоречащим реальному энерго­сбережению, является объем производства и отпуска энергоре­сурсов. Объем доходов и прибылей энергоснабжающей организа­ции зависят напрямую от них.

Необходимо искать механизмы, которые бы позволили огра­ничить доходы энергоснабжающей организации, полученные вследствие выработки энергии сверх объективно необходимого уровня. Такие механизмы сложны, но они известны и успешно действуют в ряде стран мира. Но ведь и действующая сегодня у нас система государственного регулирования цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию не менее сложна. Без реше­ния этого главного вопроса невозможно построить эффективную систему стимулирования энергоснабжающих организаций.

Стимулирование предприятий в осуществлении энергосбе­режения основывается, в первую очередь, на реализации финан­сово-экономических механизмов. Наиболее существенным аргу­ментом при выборе мер является энергетическая доля себестои­мости продукции. Если для приобретения топливно-энергетических ресурсов предприятие расходует не более 1 % затрат на производство продукции - никакие внешние стимулы не заставят руководство предприятия тратить силы и время на энергосберегающие проекты. Если эта доля составляет от 1 до 5 %, то возникает искушение предпринять некоторые недорогие, чаще чисто организационные меры с тем, чтобы не слышать уп­реков в ретроградстве. При увеличении доли энергетических затрат от 5 до 15 % руководство предприятия, как правило, серьез­но рассматривает энергосберегающие проекты технологического характера и находит средства для реализации некоторых из них. Очевидно, при большей величине доли энергетических затрат, стремление к созданию крупных инвестиционных энергосбере­гающих проектов становится едва ли не главным делом руково­дства предприятия.

Система стимулирующих мер по обеспечению энергосбере­жения на предприятиях должна строиться в соответствии со сле­дующими принципами:

- в процесс разработки и реализации энергосберегающих мер должны быть вовлечены все подразделения, цеха, участки, службы, управления и т.д.,

- необходимо обеспечение полноценного, объективного, неза­висимого энергетического обследования,

- организовать полный приборный учет всех используемых энергоресурсов для всех цехов, участков и т.п.,

- обеспечить разработку и реализацию системы нормирования потребления энергоресурсов, установить прогрессивные ли­миты энергопотребления,

- создать механизмы экономической, финансовой поддержки энергосберегающих проектов в виде грантов, займов, субси­дий, аукционов и т.д.,

- обеспечить моральную и информационную поддержку энерго­сберегающей деятельности,

- создать орган управления разработкой и реализацией энерго­сберегающих проектов, подчиненный менеджеру высокого уровня,

- создать систему стандартов предприятия по энергосбереже­нию, энергоемкости производства и энергетической эффек­тивности продукции,

- обеспечить периодическое подведение итогов энергосберега­тельной деятельности, конкурсы, выставки, презентации,

- ввести рейтинговую систему оценивания уровня деятельности предприятия и его подразделений по энергосбережению,

- обеспечить информационное обслуживание лучших энерго­сберегающих проектов,

- провести анализ компетентности персонала и осуществить меры по управлению им для реализации энергосберегающих планов.

Корпоративные меры стимулирования персонала форми­руются на предприятии в соответствии с общей стратегией управления персоналом. Главные принципы стимулирования энергосберегающей деятельности персонала заключаются в:

- материальной, моральной и информационной поддержке дея­тельности в пределах должностных обязанностей и работы сверх этого, направленных на повышение энергетической эф­фективности

- материальном и моральном наказании должностных лиц, в служебные обязанности которых вменены те или иные энерго­сберегающие задачи, не выполняющие или не в полной мере выполняющие эти обязанности,

- строгом контроле выполнения планов энергосберегающих мероприятий,

- широком информировании персонала о принятых мерах, о положительном и негативном опыте.

Наиболее сильными персональными стимулами безусловно являются материальные:

- премирование за конкретную работу,

- премирование за выполнение плана,

- премирование за создание и использование интеллектуальной собственности,

- премирование за соответствующее место в рейтинге,

- премирование за победу в конкурсе,

- премирование, как % от фактической экономии. Среди моральных стимулов могут быть использованы:

- продвижение по службе,

- поощрение в приказе,

- создание и поддержание сайта в корпоративной компьютер­ной сети,

- информация в средствах массовой информации. Стимулирование населения строится в основном в сфере

информирования и убеждения. Общий объем потребления энер­гетических ресурсов населением в нашей стране не превышает

сегодня 20 % общего энергопотребления. Серьезного снижения здесь представить невозможно, но задача состоит в том, чтобы эта цифра существенно не росла. Поэтому информационное стиму­лирование населения безусловно целесообразно.

Наши рекомендации