Дополнительные услуги в торговле и их классификация
Уровень торгового обслуживания определяется не только соответствием предложения товаров спросу населения, их наличием, рациональной специализацией и размещением магазинов, режимом их работы, применением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное место в этом ряду занимают организация и качество предоставляемых покупателям услуг.
К торговым услугамотносится специфическая деятельность, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании.
1. По степени связи с процессом продажи товаров: связанные (основные), полусвязанные (сопутствующие) и свободные (вспомогательные). К связанным относятся услуги, являющиеся частью процесса продажи товаров. Без них продажа затруднена или не может быть совершена вообще. От степени связи с продажей товаров зависит и платность услуг. Услуги, тесно связанные с процессом продажи, осуществляются в основном бесплатно (упаковка купленных товаров). Полусвязанные услуги представляют собой оказание покупателю помощи в совершении покупки и потреблении товара (прикрепление ремешков и браслетов к часам). В зависимости от конкретных условий и экономических возможностей предприятия они могут быть платными и бесплатными. Свободные услуги не связаны непосредственно с покупаемым товаром и носят обычно нетоварный характер (раскрой тканей, выполнение граверных работ и пр.). В большинстве случаев они оказываются за дополнительную плату, представляющую собой цену услуги.
2. По социально-экономической значимости: экономящие затраты труда и времени (установка технически сложных товаров на дому, подгонка швейных изделий по фигуре покупателя); экономящие денежные средства трудящихся (раскрой тканей, ремонт часов); влияющие на экономические показатели магазина (предоставление рассрочки платежа при покупке товаров, автостоянки).
3. По характеру участия отраслей народного хозяйства в оказании услуг: осуществляемые силами работников торговли (предоставление рассрочки платежа при покупке товаров, подгонка готового платья по фигуре покупателя, прикрепление ремешков и браслетов к часам); бытового обслуживания (граверные работы, ремонт часов); других отраслей народного хозяйства (продажа газет, журналов, открыток, доставка товаров на дом).
4. По месту оказания: непосредственно в магазине (раскрой тканей, комплектование подарочных наборов); на дому у покупателей (установка технически сложных товаров, сборка и расстановка мебели в квартире у покупателей).
5. По времени оказания: предшествующие продаже товаров (устройство кабин для прослушивания дисков, кассет, демонстрация новых товаров); выполняемые в процессе продажи товаров (испытание товаров в действии, упаковка товаров) и после нее (доставка товаров на дом, установка купленных товаров на дому у покупателей).
6. По характеру затрат труда: имеющие материальный характер, т.е. носящие вещественную форму (ремонт изделий), и не имеющие его (консультация по вопросам выбора и потребления товаров, информация покупателей о товарах).
7. По характеру используемого труда: требующие для выполнения специальных навыков и профессиональной подготовки (выполнение граверных работ) и не требующие их (вызов такси по просьбе покупателей).
8. По срокам выполнения: срочные, обычно выполняемые в присутствии покупателя (гравировка изделий), и с регламентированным сроком выполнения, предоставляемые в согласованное с клиентом время (ремонт часов, доставка товаров на дом).
9. По частоте предоставления: массовые (доставка товаров на дом); периодические (демонстрация моделей одежды) и эпизодические (стол находок, организация встреч покупателей, потерявших друг друга в магазине).
10. Обязательные и рекомендуемые.
Услуги, оказываемые покупателям торговыми предприятиями, часто называют дополнительными. Этим как бы подчеркивается необязательный их характер и то, что они находятся за пределами основных функций магазина, связанных с продажей товаров. Однако большинство из них не обязательны для покупателей, которые могут при желании воспользоваться предлагаемой услугой или отказаться от нее, но обязательны для торгового предприятия, которое обязано предоставить возможность покупателям воспользоваться при желании той или иной услугой. Практика показывает, что в перечни целесообразно ввести разграничение услуг на обязательные и рекомендуемые. Услуги, наиболее важные для покупателей, имеющие массовый характер, удовлетворение потребностей в которых стало предметом первой необходимости, следует считать обязательными, а остальные — рекомендуемыми.