Устранение трещин в обшивке
Трещины в листах и профилях корпусных конструкций являются наи- более распространенными дефектами и чаще всего относятся к разряду по- вреждений, например: усталостные, вибрационные, коррозионные, в ре- зультате столкновений. Трещины в листах и продольных связях палубы и днища относятся к разрушениям, так как требуют немедленного ремонта.
Далеко не всегда можно заварить трещины. Не допускается, в частно- сти, заварка усталостных трещин. В случае появления ветвистых трещин следует обязательно заменить поврежденный участок листа и профиля и при надобности конструктивно изменить или подкрепить дефектный узел. Поэтому перед заваркой трещины необходимо сначала выяснить причины их возникновения, которую трудно определить сразу, то есть непосредст- венно в момент осмотра. Для этого необходимы дополнительные данные или исследования.
В общем случае для анализа причин возникновения трещин необхо- димы следующие данные:
время повреждения, обстоятельства, при которых оно обнаружено
(состояние реки, водохранилища, загрузка и пр.);
появление трещины (сразу или постепенно она увеличивалась по длине); размеры трещины и место появления;
наличие в районе трещины интенсивной коррозии либо вмятины; причины образования трещины – от дефекта в сварном шве, подреза в
кромке связи, в «жесткой» точке;
химический состав и механические свойства материала конструкции; сведения о правке нагревом.
Если предполагаемой причиной возникновения трещины является по- вышенная вибрация от работы рядом расположенных механизмов, то сле- дует проверить, как они установлены.
Если трещина появилась в месте без явных дефектов, то необходимо определить механические свойства и химический состав металла в районе трещины.
При обследовании конструкции с трещиной важно правильно опреде- лить характер разрушения.
Усталостные разрушения имеют ярко выраженную гладкую блестя- щую зону, в то время как для хрупкого разрушения и обычного статиче- ского излома характерна зернистая зона (в виде крупных зерен).
Устранение трещин производится в следующем порядке:
1) предельные границы распространения, которые определяются ке- росино-меловой пробой трещины, засверливаются (Æ 8…10 мм);
2) набор, пересекающий трещину, должен быть отделен от обшивки на 40 толщин (t) в обе стороны;
3) при толщине наружной обшивки до 4 мм производится выдавлива- ние кромок трещины с образованием зазора, при больших толщинах при- меняется разделка зазора по трещине газовым резаком, зачищаются кром- ки от наплывов и гранта (рис. 2.14);
а) б)
Рис. 2.14. Подготовка трещины к сварке:
а – выдавливание кромок; б – разделка кромок
4) далее производится сварка трещины по порядку, указанному на рис. 2.15. Первый шов выполняется обратно-ступенчатым способом для уменьшения деформации корпусной конструкции.
а) б)
Рис. 2.15. Сварка трещины:
а – длина трещины не более 400 мм; б – длина трещины более 400 мм
Сварка трещины с обратной стороны производится после строжки кор- ня шва «на проход» от начала до конца по общему направлению сварки;
5) отверстия после наложения шва также завариваются;
6) после заварки трещины сварной шов испытывают на герметичность керосино-меловым способом и проверяют ультразвуком, либо гаммагра- фированием.
Ремонт сварных швов
Водотечные сварные швы вырубают на длине всего дефектного уча- стка с припуском по 75 мм на каждую сторону. После удаления заусенцев, устранения острых углов и тщательной очистки от ржавчины шов завари- вают вновь. Особенно тщательно надо следить за качеством выполнения работ в месте стыка старого и нового шва.
Последовательность проведения сварочных работ та же, что и при за- варке трещин.
Ремонт набора корпуса
Трудоемкость работ по устранению остаточной деформации в кор- пусных конструкциях составляет 12% от общего объема слиповых (доко- вых) работ.
Обобщенно технологический процесс ремонта корпуса можно пред- ставить в такой последовательности:
1. Наметить контур выреза в обшивке.
2. Вырезать участок обшивки не повреждая кромок набора (рис. 2.16).
3. Наметить участки набора, подлежащие правке на месте, правке со съемкой в цеховых условиях, частичной замене.
4. Вырезать участок набора, заменить или выправить.
5. Подогнать и установить детали набора, прихватить, сварить стыко- вые швы.
Технологические указания:
1. Правку балок набора, деформированных совместно с обшивкой, следует выполнять при удаленной на участке ремонта обшивке.
2. Рамную деформацию балки править нецелесообразно, их следует заменить на всей длине повреждения.
3. У рамных балок, имеющих кромочную деформацию, превышаю- щую нормы, следует заменять поврежденный участок.
4. Правку балок набора, имеющих только потерю устойчивости поя- ска (сваливание, скручивание), допускается выполнять с нагревом без удаления обшивки специальным рычагом (рис. 2.17).
Рис. 2.16. Ремонт набора
Рис. 2.17. Правка балок с помощью рычага
5. Балки холостого набора эффективнее править со съемкой в цеховых условиях. При небольших деформациях с отношением f/l < 0,7 правку балок допускается проводить без снятия, непосредственно в корпусе суд- на совместно с обшивкой.
6. Правку балок набора в корпусе судна выполнять в нагретом состоя- нии, создавая выдавливающее усилие домкратами, винтовыми распорка- ми (допускаются удары кувалдой по прокладке) – см. рис. 2.16.