Набор технологий аналитического моделирования
Системы поддержки принятия решений
Сущность и компоненты СППР.
Системы поддержки принятия решений(СППР) – это особые интерактивные информационные системы, использующие оборудование, программное обеспечение, данные, базу моделей и труд работника с целью поддержки всех стадий принятия решений непосредственными пользователями в процессе аналитического моделирования на основе предоставленных технологий.
СППР должна иметь уникальные возможности в обращении с внутренними и внешними данными, аналитическими моделями и пользовательскими диалогами.
В СППР используются аналитические модели, специализированные базы данных, интерактивные процесс моделирования на компьютере, а также субъективные суждения пользователя. Т.о. СППР – это мобильные, уникальные, зачастую, разовые сложные системы, которые управляются и контролируются работниками, использующими их для принятия решений.Основными компонентами СППР являются:
· Оборудование – рабочие станции с телекоммуникационными возможностями для обеспечения доступа к другим ресурсам;
· Программное обеспечение СППР – называют СППР-генераторами. Электронные таблицы относят к ограниченным СППР-генераторам, специализированные генераторы – к развитым.Они включают программные модули управления базами данных, моделями и диалогами.
· База данных СППР – создается для поддержки уникального решения и может содержать информацию из других БД (внешних и внутренних), данные из личных БД работника, а также итоговую информацию.
· Человеческие ресурсы СППР – это "штаб" конечных пользователей, которые могут создавать свои небольшие СППР.
· Модели – это упрощенные абстракции реальных основных элементов системы и их отношений, существенных для принятия решения. Обычно эти модели имеют табличный, математический или графический вид.
Набор технологий аналитического моделирования.
При поддержке решений части используются следующие основные технологии аналитического моделирования:
· Анализ "что, если" (What-if анализ) – дает возможность пользователю изменять значения одних переменных (факторов) или их связи (формулы), наблюдая изменения значений других, зависимых переменных (однофакторный и двухфакторный анализ); отыскивает диапазон приемлемых значений зависимой переменной.
· Анализ чувствительности – является вариантом анализа "что, если", обычно используется, когда работник еще не определился в границах ключевых переменных;
· Анализ целевой функции ("how can" анализ) – работника интересует, сколько потребуется определенного параметра, чтобы получить определенный результат (подбор параметра); широко используется при поиске цены безубыточности или безубыточного объема продаж товара при заданной цене и издержках (часто называют "анализом целевой функции");
· Оптимизационный анализ – по содержания близок к анализу целевой функции, но является более сложной технологией, которая обеспечивается применением электронных таблиц или специальных пакетов линейного программирования. Здесь находятоптимальные значения нескольких целевых переменных, на которые наложены ограничения – производственные, финансовые, маркетинговые. После определения задачи этот этап выполняется автоматически. Второй, аналитический этап, идет в интерактивном режиме, под контролет работника. При этом одна или несколько переменных изменяются в допустимых пределах, пока не будет получено наилучшее значение целевой переменной.;
· Корреляционно-регрессионный анализ – помогает работнику в проверке некоторых гипотиз относительно существования связей между зависимыми переменными и факторами, а также при поиске статистически значимых моделей для целей объяснения, предсказания и управления. Часто применяется при контроле и управлении качеством продукции.;
· Анализ и прогнозирование на основе трендов – это анализ динамики развития с графическим и математическим моделированием тенденций, является повседневным аналитическим инструментом маркетолога, анализирующего ход продаж и оценивающего их перспективы. Может быть использована для анализа новых данных, отсутствующих в регламентированных отчетах информационных систем.
Это были перечислены стандартные рабочие технологии менеджера-аналитика, однако существуют и новые технологии.
Основные виды СППР.
Существует большое количество СППР различного уровня, назначения, отраслевой и функциональной принадлежности.
СППР для решения сложных комплексных задач предприятия (например для решения задач стратегического планирования) называют институциональной.
СППР для решения относительно не сложных одноразовых проблем, называют “ad hoc” (специальные, для данного случая).
СППР для решения проблем в конкретных отраслях (машиностроение, банковское дело) относят к отраслевым или функциональным(финансы, маркетинг).
Существуют также и СППР государственного уровня.
Современные СППР, применяемые в маркетинговых исследованиях, помогают менеджеру по маркетингу строить карту рынка, определять цену продукции, объемы продаж, исследовать каналы продвижения, анализировать влияние рекламы, управлять ассортиментом товаров. СППР могут делать прогноз продаж и рентабельности, используя внутренние и внешние данные о покупателях, конкурентах, продавцах и другую экономическую и демографическую информацию.
Чем более стабильным и четким является круг проблем, возникающих в деловой практике принятия решений, тем более эффективными могут быть специализированные коммерческие пакеты СППР. При отсутствии таких на программном рынке и в случае мощного информационного отдела в организации, может быть эффективна разработка СППР силами персонала. В случае же нестабильного круга проблем и их абсолютной уникальности эффективнее будут СППР-генераторы.
Технология факторного анализа методами "что, если" (What-if )
Методы анализа чувсвительности широко применяются в стратегическом менеджменте (финансовом, маркетинговом, производственном).
Средства однофакторного анализа "что, если", позволяют построить одномерную таблицу чувствительности, чтобы увидеть как изменение значений одного фактора будет влиять на интересующие пользователя данные.
Средства двухфакторного анализа "что, если"позволяют проанализировать одновременное влияние изменения двух факторов на интересующий пользователя показатель.
В MS Excel эти методы реализованы с помощью команды «Таблица подстановки» в меню «Данные».