Программа обязательных предварительных мероприятий

№ п/п Наименование мероприятия, требование Регламентирующий документ Ответственное лицо Внутренний документ Необходимость верификации (периодичность, способ)
1. Расположение производственных зданий и необходимых вспомогательных помещений
1.1 Выполнение гигиенических требований к размеру санитарно-защитных зон (СЗЗ), сооружений и иных объектов, выполнение требований к их организации и благоустройству СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов   Схема территории При вводе в эксплуатацию

Продолжение таблицы

1.2 Территория должна подразделяться на производственную и хозяйственную зоны. Въезды в производственную и хозяйственную зоны должны быть раздельными. СП 2.3.6.1079-01 Схема территории При вводе в эксплуатацию
2. Подведение воздуха, воды, энергии и других линий
2.1 Водоснабжение предприятия осуществляется централизованно из центральной городской сети     Договор с водоканалом Ежегодно
2.2 Контроль качества воды осуществляется 2 раза в год согласно ППК     СанПиН 2.1.4.1074-01 График проверки качества воды по договору Внутренний аудит

2.3 Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65 град. C. Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65 град. C. При вводе в эксплуатацию
2.4 Запрещается использование горячей воды из системы водяного отопления для технологических процессов, санитарной обработки оборудования и помещений СП 2.3.6.1079-01 При вводе в эксплуатацию
2.5 Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды удаляются посредством общегородской канализации СП 2.3.6.1079-01 При вводе в эксплуатацию
2.6 Источники освещения производственных цехов и складов должны быть заключены в специальную взрывобезопасную арматуру. СП 2.3.6.1079-01 При вводе в эксплуатацию

Продолжение таблицы

2.7 Необходимо вести учет электроламп и плафонов в специальном журнале СП 2.3.6.1079-01 Внутренний аудит
2.8 Осветительные приборы и арматура должны содержаться в чистоте и протираться по мере загрязнения СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит
3. Создание вспомогательных служб, включая удаление отходов и отвод сточных вод

Продолжение таблицы

3.1 Очистка мусоросборников производится не реже одного раза в два дня, с последующей обязательной обработкой и дезинфекцией СП 2.3.6.1079-01   Договор на вывоз ТБО Внутренний аудит
3.2 Размещение мусоросборников допускается не ближе 25 м от производственных и складских помещений для сырья и готовой продукции, на асфальтированных площадках, превышающих площадь основания приемников на 1 м во все стороны. СП 2.3.6.1079-01   Схема территории При вводе в эксплуатацию
3.3 Сбор мусора – ежесменно. Отходы пищевой продукции, непищевые побочные продукты и другие отходы следует удалять из помещений, где находится пищевая продукция, настолько быстро, насколько это возможно, и таким образом, чтобы не было их скопления Постановление ЕС №852/2004 от 20.04.04 гл. VI п.1   Визуальный контроль. Внутренний аудит
4. Требования к оборудованию
4.1 Оборудование, аппаратура должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить поточность технологического процесса и свободный доступ к ним.   СП 2.3.6.1079-01     Схемы производств-х помещений При вводе в эксплуатацию

Продолжение таблицы

4.2 Все части оборудования и аппаратуры, соприкасающиеся с продуктами, должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами Госсанэпиднадзора для применения в пищевой промышленности. СП 2.3.6.1079-01     Перечень используемого оборудования, паспорта оборудования Внутренний аудит
4.3 Все аппараты, в которых технологические операции проходят при высокой температуре, должны быть обеспечены конрольно-измерительными приборами. СП 2.3.6.1079-01       При вводе в эксплуатацию
4.4 Холодильные камеры должны быть обеспечены термометрами. СП 2.3.6.1079-01     При вводе в эксплуатацию
4.5 Холодильные камеры дезинфицируют одновременно с размораживанием и очисткой от снеговой шубы холодильных батарей и стен. СП 2.3.6.1079-01     Внутренний аудит

Продолжение таблицы

5. Управление закупленными материалами, снабжение, удаление, обращение с продукцией
5.1 Все поступающее сырье, вспомогательные, тароупаковочные материалы, продукция должны отвечать требованиям действующих стандартов, технических условий, санитарным правилам и требованиям, иметь сертификаты или качественные удостоверения СП 2.3.6.1079-01   Ежемесячная проверка зав. ПЛ ведения журналов Внутренний аудит
5.2 По всем ответственным операциям технологического процесса производства на рабочих местах должны быть вывешены соответствующие инструкции и рецептуры, с которыми должны быть ознакомлены работники цеха. СП 2.3.6.1079-01     Лист ознакомления с инструкциями Внутренний аудит
                   


Продолжение таблицы

6. Мероприятия по предотвращению взаимного загрязнения
6.1 Производственные помещения предприятия должны быть расположены так, чтобы обеспечить поточность технологических потоков сырья и готовой продукции. СП 2.3.6.1079-01     Схемы производственных цехов с расстановкой оборудования При вводе в эксплуатацию
6.2 Должны быть в наличие соответствующие и эффективные средства естественной и искусственной вентиляции. Не должно быть принудительного воздушного потока, поступающего от загрязненного участка в чистое пространство. Постановление ЕС №852/2004 от 20.04.04 гл. I п.5   Схемы вентиляции При вводе в эксплуатацию
6.3 В составе производственных цехов предприятия выделены отдельные помещения горячих цехов; моечные, уборные, требующие особого гигиенического режима. СП 2.3.6.1079-01   Схемы производственных цехов с расстановкой оборудования При вводе в эксплуатацию

Продолжение таблицы

6.4 При проведении ремонта аппаратуры, оборудования и инвентаря, должны приниматься меры, исключающие возможность попадания посторонних предметов в продукцию. Визуальный осмотр оборудования (прием работ) перед пуском, согласно СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит
6.5 Пуск в эксплуатацию аппаратуры и оборудования после ремонта (реконструкции) разрешается только после мытья, дезинфекции и осмотра СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит
6.6 Инвентарь слесарей и других ремонтных рабочих должен находиться в переносных инструментальных ящиках. Ремонтные части, мелкие запасные детали, гвозди и пр. должны храниться в специальном помещении – слесарной. СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит

Продолжение таблицы

7. Чистка и санитарно-гигиенические мероприятия
7.1 В цехах, вырабатывающих пищевые продукты, и помещениях санитарного блока панели стен и колонны должны быть облицованы глазурованной плиткой или окрашены масляной краской светлых тонов на высоту не менее 2 м. СП 2.3.6.1079-01   При вводе в эксплуатацию
7.2 Внутрицеховые трубопроводы в соответствии с их назначением должны быть окрашены в установленные отличительные цвета и содержаться в чистоте СП 2.3.6.1079-01   При вводе в эксплуатацию
7.3 В местах движения напольного транспорта углы колонн должны быть защищены от повреждений металлическим листом на высоту 1 м, а в местах движения подвесного транспорта - на высоту 2 м. Нижняя часть дверей должна быть обита металлическим листом на высоту 0,5 м.   СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит

Продолжение таблицы

7.4 Полы во всех помещениях должны быть без щелей и выбоин и покрыты водонепроницаемыми материалами с уклоном в сторону трапов, располагаемых в стороне от рабочих мест и проходов. СП 2.3.6.1079-01   При вводе в эксплуатацию Внутренний аудит
7.5 Уборочный инвентарь для уборки производственных, вспомогательных помещений должен быть промаркирован краской и храниться в отдельных помещениях, оборудованных специальными моечными ваннами и сливными устройствами с подводкой горячей и холодной воды, а также регистром для сушки уборочного инвентаря СП 2.3.6.1079-01   Ежесменный контроль Внутренний аудит
7.6 После окончания уборки в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться водой с добавлением моющих средств и дезинфицироваться, просушиваться и храниться в чистом виде. СП 2.3.6.1079-01   Ежесменный контроль Внутренний аудит
7.7 Уборка полов должна производиться ежесменно, предварительно их убирают влажным способом, затем моют и протирают насухо СП 2.3.6.1079-01   Ежесменный контроль Внутренний аудит
7.8 В гардеробных необходимо обеспечить раздельное хранение верхней, домашней, рабочей одежды и обуви СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит

Продолжение таблицы

7.9 Для мойки и дезинфекции оборудования, аппаратуры, инвентаря, санузлов, рук др. должно быть предусмотрено централизованное приготовления моющих и дезинфицирующих растворов. Хранение моющих и дез. средств разрешается только в специально отведенном помещении или специальных шкафах, нельзя хранить в помещениях, где производиться обработка пищевой продукции. СП 2.3.6.1079-01   Внутренний аудит
7.10 В моечной внутрицеховой тары и инвентаря должны быть предусмотрены трехсекционные ванны с подводкой горячей и холодной воды через смесители и присоединением к канализации через воздушные разрывы. СП 2.3.6.1079-01   При вводе в эксплуатацию
7.11 На предприятии должна быть предусмотрена система: 1) обеспечения каждого работника санитарной одеждой в соответствии с утвержденными нормами; 2) регулярной стирки и починки санитарной одежды и выдачу ее работникам для носки только во время работы. СП 2.3.6.1079-01     Личные карты выдачи спец. одежды Внутренний аудит

Продолжение таблицы

8. Контроль за вредителями  
8.1 Для предупреждения появления грызунов отверстия в полу, потолках, стенах, щели вокруг технических вводов должны быть заделаны цементом, кирпичом или железом. Вентиляционные отверстия и каналы должны быть закрыты металлическими сетками. СП 2.3.6.1079-01     Своевременный косметический ремонт Внутренний аудит
8.2 При обнаружении тараканов производится тщательная уборка помещения и специальная обработка (дезинсекция) Дезинсекция и дератизация проводятся специалистами дезинфекционных предприятий СП 2.3.6.1079-01     Санитарный паспорт предприятия/ Договор на дезинфекцию и дезинсекцию Внутренний аудит
9. Гигиена персонала  
9.1 Работники перед поступлением на работу и работающие на предприятии должны пройти медицинское обследование. СП 2.3.6.1079-01     Санитарные книжки хранятся у санитарного врача Внутренний аудит
9.2 Все вновь поступившие работники должны пройти обучение по санитарному минимуму и сдать экзамены. В дальнейшем экзамены по программе санитарного минимума после занятий сдаются каждые два года. СП 2.3.6.1079-01     Отметка в санитарной книжке Внутренний аудит

Продолжение таблицы

9.3 Вновь поступившие работники допускаются к работе только после ознакомления в правилами личной гигиены и инструктажа предметов в готовую продукцию. СП 2.3.6.1079-01     Инструкция № «Правила личной гигиены»; Инструкция » Журнал № «Проведения инструктажа по личной гигиене и по предотвращению попадания посторонних предметов» Внутренний аудит

Продолжение таблицы

9.4 Все работники производственных цехов обязаны выполнять следующие правила личной гигиены: а) приходить на работу в чистой личной одежде и обуви; б)перед началом работы принять душ, надеть чистую санитарную одежду, подобрать волосы под колпак или косынку. Категорически запрещается применение пуговиц, крючков и т.д. Запрещается застегивать санитарную одежду булавками, иголками, хранить в карманах халатов папиросы, булавки, деньги и др. вещи, а также носить на рабочем месте бусы, серьги, клипсы, броши, кольца и др.украшения; в) соблюдать чистоту рук, лица, коротко стричь ногти; г)не принимать пищу и не курить в производственных помещениях. Прием пищи и курение разрешается только в специально отведенных для этих целей местах. Перед посещением туалета санитарную одежду оставляют в специально отведенном месте. После посещения туалета необходимо вымыть руки с мылом и продезинфицировать СП 2.3.6.1079-01     Инструкция «Правила личной гигиены»; Ежесменный контроль Внутренний аудит  

Продолжение таблицы

9.5 В технологических цехах категорически запрещается хранение аптечек. Аптечки должны быть размещены в тамбурах технологических цехов и участков, в бытовых помещениях. СП 2.3.6.1079     Внутренний аудит
9.6 Все работники предприятия обязаны при появлении признаков желудочно-кишечных заболеваний, повышения температуры, нагноения и симптомах других заболеваний немедленно сообщать об этом руководителю подразделения (участка, цеха) СП 2.3.6.1079     Внутренний аудит
10. Обучение персонала
10.1 ГБПП и персонал, участвующий в создании пищевой продукции должны быть обучены принципам ХАССП и требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 22000 ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (6.2.2) Постановление ЕС № 852/2004 от 20.04.04 гл. XII п.2, СТП 06-01-2010     Внутренний аудит
11. Контроль технологической дисциплины
11.1 Выполнение требований ТИ: соблюдение режимов производственного процесса и параметров. ГОСТ Р ИСО 22000-2007   Технологические инструкции Внутренний аудит
12.Поверка средств и измерения
12.1 Средства измерения должны быть поверены. Должны быть графики поверки СИ.     Договор на поверку СИ График поверки СИ Внутренний аудит

Продолжение таблицы

13.Прием посетителей
13.1 Должны выполнятся требования по приему посетителей для обеспечения выпуска безопасной продукции Инструкция по приему посетителей   Журнал регистрации посетителей Внутренний аудит
14.Управление несоответствующей продукцией  
14.1 Изъятие несоответствующей продукции из торговых сетей СТО «Управление несоответствующей продукцией»   Журнал «Рекламации» Внутренний аудит
14.2 Управление несоответствующим сырьем и материалами, выявленными при входном контроле СТО «Управление несоответствующей продукцией»     Внутренний аудит
14.3 Управление несоответствующей продукцией, выявленной в производстве СТО «Управление несоответствующей продукцией»     Внутренний аудит
15.Идентификация и прослеживаемость продукции  
15.1 Должна выполняться проверка идентификации и прослеживаемости продукции (этикетирование готовой продукции, нанесение маркировок) / ведение журналов поступающего сырья и материалов ГОСТ Р ИСО 22000-2007 п.7.9     Внутренний аудит
16. Аудит поставщиков  
16.1 Должен проводиться аудит поставщика основных и вспомогательных материалов заказчиком (при необходимости): - новых поставщиков сырья и материалов; - при возникновении вопросов по качеству и т.д. ГОСТ Р ИСО 22000-2007   Акт проверки, фото или видеозаписи (при необходимости) Внутренний аудит

Продолжение таблицы

17. Входной контроль  
17.1 Должен осуществляться входной контроль поступающего сырья   Инструкция «Входной контроль» Программа производственного контроля   Журнал «Входной контроль поступающего сырья» Ежемесячный или квартальный контроль ведения записей со стороны ответственного лица Внутренний аудит

Наши рекомендации