Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.
Оргмомент
Учащиеся занимают места за тремя столами, образуя группы, в которых они будут работать.
2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Вы сегодня должны представить проект «Рифма». Как вы можете объяснить понятие «рифма»?
– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Или: Рифма- это созвучие концов стихотворных строк.Например:
фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…
– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Например:
Жук увидел одуванчик
И присел, как на _____________________.
Продолжите четверостишие:
Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).
– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
– Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями , которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу, вспомните правила работы в группе.
– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы. Для каждой группы свои примеры-задания.
Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.
Подберите слова, которые рифмуются с данными:
· Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы
· Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.
· Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,
· Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,
· Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,
· Улитка, калитка, плитка, нитка,
· Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка,
· Елка, полка, иголка,
· Слоненок, ребенок, утенок, тонок
· Ножки, рожки, кошки, ложки, серёжки, босоножки, крошки, сороконожки
· Шубка, трубка, губка, юбка
· Игрушка, старушка, ватрушка, душка, кружка
Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.
– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной.
Пролетела стрекоза (Бирюзовые глаза)
Подари мне ромашек букет (Ведь цветов для меня лучше нет)
Ветер качает березы (Роняя на землю хрустальные слезы)
Плывут по небу облака (И я кричу им вслед: «Пока!»)
3. Игра «Собери потешку».
Кот на печку пошёл, На печи калачи Горшок каши нашёл Как огонь горячи. | Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл. На печи калачи Как огонь горячи. |
Поросёнок рылся И нечаянно хвостом Между небом и землёй К небу прицепился. | Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. |
Жил художник дядя Гога Иллюстрировать рассказ Был рассеян он немного Дали дяде как-то раз. | Жил художник дядя Гога Был рассеян он немного Был рассеян он немного Иллюстрировать рассказ |
4. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.
На экран проецируются картинки (Рисунок 1,2,3,4 ).
– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.
Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:
Кролик мчится в огород,
Там его морковка ждёт.
Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?
Поиграть он может в прятки
С другом на морковной грядке.
Пёс весёлый громко лает,
Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?
Кости грызть он обожает.
Птичка не любит в клетке сидеть,
Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?
Хочет на волю- мир посмотреть.
Плавает в аквариуме
Рыбка золотая,
Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?
В море оказаться
Каждый день мечтая.