Ответственность руководства

Руководство высшего звена предприятия персонально участвует в решении проблемы кач-ва и берет на себя ответственность за проведение политики в данной области. В условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно вырабатывает и реализует свою политику. Политика предприятия – это широкомасштабное руководство к действию. Она провозглашает намерения руководства предприятия по защите его интересов и призвана ориентировать процесс принятия решений на достижение поставленных целей в течение длительного времени. Политика в области кач-ва тесно увязывается со стратегией предприятия, т.е. с образом действий, при помощи которого предприятие намерено добиться достижения установленных политикой целей. Содержание политики предприятия в области кач-ва составляет направление и цели деятельности. Основными направлениями деят-ти в области кач-ва являются установленные руководством предприятия пути развития работ по обеспечению кач-ва, а целями – желательные и предполагаемые позиции, которые предприятие стремиться занять в области кач-ва. Главная цель политики предприятия в области кач-ва может быть определена как стабильное обеспечение кач-ва продукции и услуг, удовлетворяющих требованиям и ожиданием потребителей. На основе главной цели конкретизируются цели, относящиеся к ключевым св-вам кач-ва (функциональная пригодность, эксплуатационные хар-ки, безопасность и надежность). Одной из конкретных целей следует считать минимизацию рисков и потерь вследствие выпуска продукции неудовлетворительного кач-ва. На основе общей политики каждое структурное подразделение предприятия устанавливает свои цели и задачи в области кач-ва. Коротким выражением политики выступает девиз предприятия. Для обеспечения надлежащего эффекта восприятия девиз должен отвечать след. требованиям: 1) быть четким, т.е. доступным для понимания, 2) лаконичным, 3) выразительным. Разработку девиза на предприятии целесообразно проводить на конкурсной основе. При этом важно, чтобы к участию в конкурсе были привлечены все работники предприятия. Политика предприятия в области качества оформляется в виде письменного заявления и подписывается руководителем предприятия. Политику предприятия целесообразно дополнить документально оформленными обязательствами в области качества. Данные обязательства подписываются заместителем руководителя предприятия и другими должностными лицами, входящими в состав высшего руководства. Политика предприятия в области качества, как и обязательства руководства, доводится до каждого работника предприятия. Это достигается путем: 1) обсуждения положений политики на совещаниях коллективов функциональных и производственных подразделений предприятия, 2) разъяснение сущностей политики в ходе учебы по кач-ву, 3) ознакомление с политикой при приеме на работу, 4) наглядной ориентацией в местах, обеспечивающих восприятие инф-ции максимально возможным числом работников и посетителей. Контроль и анализ политики в области кач-ва осуществляет руководство предприятия. По результатам анализа проводится, если в этом возникает необходимость, корректировка отдельных положений или устанавливаются новые.

Менеджмент ресурсов

Предприятие должно определить и своевременно обеспечить необходимые ресурсы для внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМК, а также для удовлетворения потребителей. Они могут включать: 1) людей: компетентность персонала должна постоянно повышаться (т.к. потребители предъявляют к продукции все большие требования). Для этого предприятие должно: а) определять необходимый уровень компетентности персонала, деятельность которого влияет на качество, б) обеспечить подготовку и проводить другие мероприятия для достижения этого уровня. 2) поставщиков, 3) информацию, 4) инфраструктуру: предприятие должно определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия продукции. Она может включать: а) здания, сооружения, рабочие места, б) оснастку, оборудование и программное обеспечение, в) подразделение обслуживания (транспорт, связь). 5) рабочие окружающие условия, 6) финансовые ресурсы. Следует уделять внимание продуктивности и своевременности применения ресурсов и принимать во внимание использование ограниченных натуральных ресурсов, в том числе их воздействие на окружающую среду. Также организация должна определить и своевременно предоставить ресурсы, необходимые для: а) внедрения и улучшения процессов СМК, б) достижения удовлетворенности потребителей.

Наши рекомендации