Постановка цели. Требования к целям
Целевая ориентация управленческого решения
Миссия организации.
Цели организации определяются ее миссией и системой ценностей, которых она придерживается. Миссия организации имеет важное значение как основная цель организации, причина ее существования. Именно миссия определяет как цели организации, так и ее стратегию и тактику.
Миссия организации – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.
Миссия вырабатывается с учетом пяти факторов:
· история фирмы;
· существующий стиль поведения и способ действия;
· состояние внешней среды организации;
· ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
· отличительные особенности, которыми обладает организация.
Миссии различных организаций в обществе различны. Они зависят от вида деятельности, от формы собственности и от ценностной ориентации руководства. Однако миссия организации должна быть четко сформулирована, поскольку отсутствие единого понимания миссии среди управленцев, определяющих деятельность организации, может привести к несогласованности действий.
Примеры формулировок миссий
XEROX:Распространение знаний с помощью документов.
IBM: Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий.
Apple Computer, Inc.:Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире.
ИКЕА: Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей.
Центр Управленческого Консультирования «РЕШЕНИЕ»: Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям и сотрудникам российских предприятий в принятии и реализации решений, направленных на совершенствование систем управления предприятиями, и создании условий для их долгосрочного успешного развития.
Постановка цели. Требования к целям.
Под целеполаганием понимается процесс обоснования и формирования целей. Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность. Существуют различные определения понятия цели.
Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Можно дать и иное определение: цель – те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию. Естественно, что объективно необходимые цели должны быть конкретны, реальны и контролируемы.
Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которые предполагается достичь, - экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в социальной и особенно духовной сферах общества удается выразить количественно.
Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением ее ресурсами, с правильно выбранной стратегией достижения, эффективностью управления.
Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы. Для реализации требования контролируемости цели большое, если не решающее, значение имеет обеспеченность информацией, особенно обратной, осведомляющей субъект управления о ходе течения заданного процесса. Своевременная и качественная переработка осведомляющей информации, ее преобразование в информацию, содержащую корректирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.
Функции целей:
1. Инициатива – отражают глубинные мотивы и особенности поведения индивидуумов и организации в целом.
2. Инструмент управления – концентрируют внимание на определенных направлениях, влияющих на формирование структуры и процедуры управления.
3. Критерий принятия решений – служат в качестве механизма для обоснования затрат и выбора альтернатив.
4. Инструмент координирования – хорошо сформированная система целей, воспринятая коллективом, позволяет избежать конфликтов между лицами, принимающими и исполняющими решения.
5. Инструмент контроля – служат нормативом, с которым следует сопоставлять результаты.
Цели организации бывают различных видов, например, стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические – при решении оперативных задач управления. Естественно, что при формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения ее стратегических целей. В тоже время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.
Цели могут быть траекторными и точечными. Траекторные (их еще называют направляющими) определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются, как стремление достичь вполне конкретного результата.
Цель должна излагаться однозначно, формулироваться набором ключевых слов в терминах событий. Для того, чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени (пяти и более лет), среднесрочные (от года до пяти), краткосрочные (до года).
Долгосрочные цели более характерны для стратегического планирования, краткосрочные – для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом планировании.
В условиях быстро меняющихся ситуаций долгосрочной может считаться цель, поставленная на период в полгода, а краткосрочной – не превышающей месяца. С таким целеполаганием приходится сталкиваться в банковской сфере.
В то же время в условиях малоизменяющихся, консервативных ситуаций сроки прогнозирования могут быть увеличены. Это относится, например, к прогнозированию динамики изменения глобальных процессов в человеческом обществе.
Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают основные аспекты ее деятельности. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в регионе:
· экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность);
· успешности маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции);
· производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции);
· финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов);
· совершенствования продукции (изделие, отдельный модуль, отдельные характеристики, дизайн);
· организационных структур (дивизиональная структура, открытие нового филиала, финансово-промышленная группа);
· кадров (повышение профессионального уровня, стабильность коллектива);
· социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).
Основной метод структуризации системы целей – метод построения дерева целей, базирующийся на принципах дедуктивной логики. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции генеральной цели на подцели. К сожалению, надо признать, что пока нет достаточно четких правил, согласно которым разработчики, осуществляющие целеполагание по отношению к одному и тому же объекту, приходили бы к полному единству результатов.
На конечных уровнях дерева целей даются исчерпывающие ответы на вопросы о том, кто, что и в какие сроки должен сделать, чтобы проблема была решена.
Генеральная цель устанавливается на вершине иерархии – 0-й иерархический уровень, главные – на 1-м и т.д. Если целью 0-го уровня считать генеральную цель, например обеспечение производства конкурентоспособной продукцией, то целями 1-го уровня (главными) могут быть реструктуризация производства, введение в действие новой технологической линии, повышение квалификации специалистов, изменение системы материального стимулирования работников и т. д.
Цели 1-го уровня в свою очередь могут представляться в виде совокупности целей 2-го уровня и т. д.
С помощью дерева целей сложные решения иерархически расчленяются на элементы, причем цели становятся более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. При построении дерева целей должны соблюдаться:
- соподчиненность, полнота, согласованность и непротиворечивость целей в дереве (это обеспечивается методикой его построения, основанной на последовательном развертывании основной цели на множество подцелей);
- определенность, обеспечиваемая возможностью оценки достижения целей в количественной форме;
- конкретность цели, то есть цели должны выражаться в конкретных показателях;
- реальность, то есть имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения цели в определенные сроки;
- комплексность, обеспечивающая единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований.
Метод «ПАТТЕРН».
Инициатором создания метода считают Ч. Дэвиса (1963). Перед Дэвисом стояла задача расширения рынка сбыта военно-космической продукции.
Разработка иерархического дерева целей по методу «Паттерн» начинается с составления сценария. Сценарий устанавливает соотношение целей в общем их наборе путем группового экспертного анализа науки и техники.
Дерево целей для оценки относительной важности всех входящих в метод «Паттерн» элементов строится сверху вниз исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем, так, чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали задачи предыдущего. В методе «Паттерн» дерево целей состоит из восьми уровней:
· О – национальные цели;
· А – мероприятия;
· В – задачи;
· С – задания;
· D – принципы подсистем;
· E – функциональные подсистемы;
· F – конструкция функциональных подсистем;
· G – технические проблемы.
Процедура присвоения коэффициентов относительной важности заключается в следующем. Специалистам выдается сценарий для его основательного изучения и бланк для установления коэффициентов. Эксперты должны определить относительную важность указанных на бланке мероприятий и выразить ее в долях единицы. Участники имеют право коллективно обсуждать сценарий и критерии, но коэффициенты проставляют самостоятельно. Они могут также менять бланк, если его форма не учитывает все важные, по их мнению, критерии.
Присвоение коэффициентов проводится в несколько туров. После получения результатов первого тура подсчитывают средние значения коэффициентов и оставляют мнения тех специалистов, коэффициенты которых значительно отличаются от средних.
Затем проводится второй тур. Он начинается с сообщения о полученных результатах и дисперсии коэффициентов. Затем слово предоставляется специалистам, проставившим коэффициенты, значительно отличающиеся от средних. Специалист должен объяснить причину, по которой данный коэффициент, по его мнению, должен иметь такое значение. Цель объяснения не в том, чтобы «перетянуть» на свою сторону других, а в том, чтобы обеспечить глубину понимания задачи всеми участниками.
Количество туров в значительной мере зависит от квалификации специалистов и их опыта, считается, что в среднем достаточно трех туров голосования для групп, состоящих из 10 – 12 экспертов.