Работа над сравнением сказок.

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка».

Цели:

Образовательные:

1. Сформировать условия позитивного отношения к слушанию и

чтению книг, умение выразительно читать целыми словами и по ролям,

пересказывать текст; познакомить с русской народной сказкой

«Рукавичка».

2. Сформировать представления об особенностях сказки «Рукавичка».

3. Формирование навыка беглого правильного и сознательного чтения;

4. Формирование умения читать и понимать художественный текст.

5. Формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.

6. Формирование умения сравнивать сказки «Рукавичка» и «Теремок».

Развивающие:

1. Развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению;

2. Развитие речи при ответе на вопросы, чтении и пересказе текста.

3. Развитиеумения соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

4. Развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

1. Воспитание сопереживания к животным;

2. Воспитание интереса и уважения к сказкам.

3. Воспитание представления о добре и зле.

Тип урока:изучение новых знаний.

Формы и методы обучения:фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные ресурсы:учебник, иллюстрации к сказке «Рукавичка»; раздаточный материал: карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», карточки «Составь пословицы».

Ход урока

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Посмотрите, все готовы к уроку? (ответы детей)

Актуализация знаний.


- Ребята, какую сказку мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок»)
- Эта сказка авторская или народная? (авторская)

- Кто автор сказки «Теремок»?

- Чему учит нас эта сказка?

- А если у сказки нет автора, то, как такая сказка называется? (народная)

- Правильно, а с какой народной сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их .........

(на доске иллюстрация к сказке и карточки со словами: сказки авторские и народные.)


- Откройте учебник на с. 38.
- Прочитайте название сказки.
-Рукавичка.
- Есть ли автор у данной сказки? (нет)
- Как называется такая сказка? (народная)
- Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей) –

- Как вы думаете, эти сказки («Теремок» и «Рукавичка») похожи или одинаковые?

- Какой цели нам нужно достигнуть? (сравнить эти сказки).

- Что для этого нужно сделать? (прочитать сказку «Рукавичка» и сравнить со сказкой «Теремок»).

- Что мы будем сравнивать? (героев, события, чему учит сказка)

Словарная работа.

(на доске)
Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

Изучение нового материала.

- Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках: «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ.
ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ.
(на доске)
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

Чтение сказки учителем.
- Внимательно следите за чтением, отмечая каждое отличие от сказки «Теремок» карандашом.

Беседа по сказке.

- Ребята, вам понравилась эта сказка? (да)

- Назовите ее главных героев? (ответы детей)

- С чего начинается сюжет?

- Кто мне скажет, кто первым поселился в рукавичке? А кто последним?

- Пустили ли звери медведя в рукавичку?

- Кто испугал зверей?

- Ребята, так чем же похожа и чем отличается сказка «Рукавичка» от сказки «Теремок»? (ответы детей)
- Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка прыг и ускакал!

Работа над сравнением сказок.

Работа в парах .

- Прочитаем слова (на карточках) из сказок.
Мышка-норушка,
Мышка-поскребушка,
Лягушка-квакушка,
Лягушка-попрыгушка,
Заяц-на горе увёртыш ,
Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка ,
Лисичка- сестричка,
Волчок-серый бочок ,
Волчок-серый бочок,
Медведь-люблю реветь,
Кабан-клыкан,
Медведюшка-батюшка.

- Что обозначают эти слова? (Героев из сказки «Теремок» и « Рукавичка»)

Работа с таблицей сравнения (сказки народные и авторские). Сравниваются герои, события, язык сказки.

Работа с доской.
- Поставьте карточки-пары с главными героями сказок на свои места. На доске заготовка: «Теремок» и «Рукавичка»
(Дети выставляют на доске карточки в 2 столбика).

Работа в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31)

Театрализация сказки.
- А сейчас мы попробуем побывать в роли актеров.
Распределение ролей к инсценировке сказки «Рукавичка»
(Дети выбирают себе роли и готовятся к инсценировке)

Вторичное чтение сказки учащимися с целью подготовки своей роли. (4-5 минут)

Инсценировка сказки.
- Подумайте над своим выходом. Постарайтесь изобразить характерные движения своего героя.
- Выберем ученика, который будет читать слова автора (или учитель).
Оценивание выступления, обмен впечатлениями.

Работа с пословицами. Игра «Найди пару»
Даны разрезанные пословицы:
Не учись разрушать, (а учись строить.)
Сила сломит всё, (а ум- силу.)
В тесноте, (да не в обиде.)
4) Согласие (крепче каменных стен)

Обсудите в паре смысл пословиц.
- Какая пословица подходит к нашей сказке?

Рефлексия. Итог урока.
- С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

- Чем сказка «Рукавичка» отличается от сказки «Теремок? (ответы детей)
- Нам удалось достичь поставленной цели?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Дома по желанию выполните иллюстрацию к сказке «Мой любимый сказочный герой». Я буду рада видеть ваших любимых героев в нашем сказочном уголке. Урок окончен.

Наши рекомендации