Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия прочитанного исходного текста.

Занятие №6.

Разминка (см. задания на отдельном листе)

Проверочная работа с текстом

Прочитайте текст.

(1) Кабинет-министр Волынский прошёл через сущий ад, и, если бы даже его помиловали, это лишь на короткое время оттянуло бы его мучительный конец. (2) Он был разбит, истерзан, размолот и не мог жить. (3) Он с самого начала знал, что обречён, и ни добровольное признание, ни чистосердечное раскаяние, ни самое гнусное предательство, ни даже заступничество государыни - ничто не могло спасти его от неизбежной смерти. (4)Бирону, фавориту царицы, нужна была такая устрашающая публичная казнь, чтобы навсегда подавить решимость недовольных, парализовать страхом их волю. (5) Волынский смирился со своей участью и лишь молил в душе, чтобы поскорее наступил желанный конец. (6) Когда огласили приговор, он испытал не страх, а облегчение.

(7)С этим чувством и пошёл на казнь. (8) Его окружала громадная толпа, которая с бессмысленным равнодушием рассматривала его окровавленное тело. (9) Всем было интересно посмотреть, как неприступный вельможа, прежде вселявший священный трепет, теперь низвергнут безжалостной судьбой в море бедствий и теперь превратился в обыкновенного смертного – жалкого, слабого и ничтожного.

(10) Обведя гаснущим взглядом людей, Волынский вдруг оступился о знакомые черты. (11) Он узнал в тот же миг Василия Тредиаковского, которого с поразившей всех жестокостью наказал только за то, что поэт осмелился перечить его приказу. (12) Он вспомнил окровавленное тело Тредиаковского, вспомнил его жалобные крики и беспомощный стон, и только теперь понял, какую невыносимую боль причинил этому безвинному человеку. (13) Что ж, зато тетерь этот оскорблённый и униженный служитель муз сможет сполна насладиться муками своего жестокого истязателя. (14) Смотри, несчастный бумагомарака, как палач затянет верёвку на моей шее, распотешь свою душеньку, порадуйся позорной смерти своего ненавистного обидчика…(15) Волынский с презрением отвернулся, но что-то заставило его ещё раз оглянуться на застывшего Тредиаковского. (16) «Господи!» - против воли вырвалось из самого сердца бывшего фаворита. (17) Из бездушной людской массы на него смотрели человеческие глаза, полные жалости и сострадания. (18) И Волынский, тяжело дыша, ободряюще обернулся Тредиаковскому.

(19) Казалось, то начал что-то быстро жевать, его круглое лицо заходило ходуном. (20) «Да он плачет!» - осенило Волынского, и сердце его засочилось. (21) Он был близок к тому, чтобы понять на исходе жизни что-то очень большое и важное, к чему никогда не подступала его жестокая и целенаправленная душа, охваченная жаром властолюбия. (22) Но не успел: по знаку палача на него накинулись подручные и стали сдирать кафтан.(23) Он уже не увидел, как рванулся к плахе Тредиаковский, что-то крича перекошенным ртом, как испуганно раздалась толпа, как кто-то схватил поэта, заломил ему руки и потащил прочь с места казни. (По Ю.нагибину.)

Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия прочитанного исходного текста.

1. О чём повествуется в этом тексте? Какую проблему ставит автор?

2.Где и в какое время происходят события, описанные в этом тексте?

3. Кто такой Волынский? Какое чувство он вызывает у автора? Как к недавнему фавориту государыни относятся окружающие? Какое слово ярко характеризует тупое равнодушие бесформенной толпы? Почему автор изображает толпу глазами Волынского?

4. Почему переживания всесильного временщика раскрываются через его мысли, а переживания Тредиаковского – главным образом через внешние проявления?

5. О чём подумал Волынский, увидев Тредиаковского? Почему он решил, что поэт пришёл насладиться его муками? Доступны ли ем были при жизни такие человеческие чувства, как жалость, сострадание, любовь? Почему? Какое важное открытие сделал перед самой смертью Волынский?

6. Почему заплакал Тредиаковский? Кого он пожалел: мучителя или истерзанного пытками старика? Что для поэта оказалось выше: суровое, но справедливое возмездие или человеческое сострадание?

7. Каково отношение автора к изображаемым событиям? Его возмущает жестокость толпы? Он сочувствует Волынскому? Каким образом выражается авторское отношение? Оно формулируется прямо или растворено в рассказе?

8. Найдите слова, которые имеют следующее значение:

А) «любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства»;

Б) «помост, на котором совершалась казнь».

9. Какое высказывание отражает авторскую позицию?

А) Поэт – вот настоящий человек. (Ф.Шиллер.)

Б) Кто-то кистью, кто-то мыслью

Измерял фарватер Леты.

Кто-то честью, кто-то жизнью

Расплатился за сюжеты. (А.Дольский.)

В) Люди любят рассказывать о мужестве тех, кто идёт на казнь, но разве нужно меньше мужества, чтобы хоть с каким-то достоинством прикоснуться к горю ближнего. (Г.Грин.)

Г) Я на чужую боль и рану ложусь, как бинт. (Р.Быков.)

Д) Вы – единственный человек. Вы хранитель человеческого духа! (Д.Оруэлл)

10. Докажите конкретными примерами, что человеколюбивый пафос является существенной чертой русской литературы.

Наши рекомендации