Участковые станции. Участковые станции предназначены в основном для смены локомотивов и бригад, технического осмотра составов поездов
Лекция 5
Участковые станции предназначены в основном для смены локомотивов и бригад, технического осмотра составов поездов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, выполнения пассажирских и грузовых операций (в большем объеме, чем на промежуточных станциях) и др.
Для обеспечения технического обслуживания подвижного состава, смены бригад и локомотивов, переработки сборных и участковых поездов железнодорожные линии делятся на участки, на границах которых размещаются участковые станции.
На участковых станциях осуществляют следующие основные операции: прием, пропуск и отправление пассажирских и грузовых поездов, обслуживание пассажиров, грузовые операции, расформирование и формирование сборных и участковых поездов, экипировка и ремонт локомотивов, техническое обслуживание и ремонт вагонов.
В состав путевых устройств для грузового движения входят приемо-отправочные, сортировочные и вытяжные пути.
После получения на станции информации о составе поезда составляют план обработки его. Все участвующие в обработке поезда лица до его прибытия занимают соответствующие рабочие места на путях. По прибытии поезда начинается его обработка в соответствии с технологическим процессом. Общая продолжительность обработки составляет 20—30 мин.
Необходимое число приемо-отправочных путей для грузовых поездов определяется в зависимости от размеров движения и количества примыкающих к станции направлений Инструкцией по проектированию станций и узлов. Кроме того, оно может быть рассчитано в зависимости от количества поездов N различных категорий (транзитные, участковые, сборные и др.), прибывающих на станцию, отправляемых со станции или проходящих ее без переработки — транзитом в течение суток, а также от средней продолжительности занятия пути поездами
Сортировочные пути на участковых станциях предназначаются для накопления вагонов на составы разных назначений; для стоянки вагонов, прибывших под выгрузку на станцию; для порожних и неисправных вагонов. Остальные пути в зависимости от их длины предназначены для вагонов, поступающих на пункты выгрузки, погрузки или в ремонт.
Наиболее распространенными устройствами для выполнения маневровой работы на участковой станции являются вытяжные пути и горки малой мощности. Их устраивают тупиковыми длиной не менее полезной длины приемо-отправочных путей и располагают по концам сортировочных парков на площадке или на уклоне до 2,5%о в сторону сортировочных путей.
Устройства для грузовых операций — это путевое развитие, помещения и площадки для хранения грузов и механизмы доя выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Для погрузки, выгрузки и хранения грузов устраивают крытые склады, крытые и открытые платформы, навалочные и контейнерные площадки.
В состав локомотивного хозяйства входят: локомотивные здания, мастерские и экипировочные устройства.
Вагонное хозяйство на участковых станциях, кроме вагоноремонтного депо, включает пункты текущего ремонта, технического обслуживания вагонов и контроля автотормозов.
Кроме перечисленных устройств, на некоторых участковых станциях сооружают тяговые подстанции. Возможны также примыкания подъездных путей предприятий, (пути необщего пользования).
На участковых станциях имеются весы для взвешивания вагонов, прибывающих с участка или погруженных на станции, ремонтные мастерские, обслуживающие нужды дистанций пути, сигнализации и связи, участков энергоснабжения и др.
Участковые станции оборудуют устройствами СЦБ и связи, водоснабжения, канализации и др.
Участковые станции в зависимости от топографических, геологических условий и особенностей работы проектируют по схемам с поперечным, полупродольным или продольным расположением приемо-отправочных парков.
Схема участковой станции поперечного типа (рис.1) характерна параллельным расположением приемо-отправочных П-0 и сортировочных С путей. Локомотивное хозяйство Л.Х. или экипировочные устройства размещаются на стороне, противоположной пассажирскому зданию П.З., в том конце станции, где возможно избежать пересечения маршрутов прибытия грузовых поездов с маршрутами передвижения локомотивов, подаваемых к поездам. Пассажирские поезда, имеющие скрещение или обгон на станции, пропускают по приемо-отправочным путям, включая и главный путь, где может осуществляться смена локомотивов, прицепка или отцепка пассажирских вагонов, снабжение поезда водой и топливом. Для стоянки составов местных поездов, начинающих или заканчивающих свое движение на станции, предусматриваются специальные пути, обычно размещаемые вблизи главных путей со стороны расположения пассажирских устройств.
Грузовые транзитные поезда принимают на приемо-отправочные пути парка П-О, где в соответствии с технологическим процессом может происходить смена локомотивов, техническое обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов, а также их коммерческий осмотр.
Грузовые поезда, прибывающие в переработку (участковые и сборные), принимают на крайние пути приемо-отправочного парка П-0 граничащие с сортировочными. При этом обеспечивается независимость приема транзитных поездов в приемо-отправочный парк и маневровой работы с составами, прибывшими в переработку, при перестановке их на вытяжные пути сортировочного парка. На эти же крайние пути приемо-отправочного парка также выставляют сформированные на данной станции составы участковых и сборных поездов.
Поезда, прибывшие в переработку, подвергаются операциям по прибытию, включающим подготовку составов к расформированию. После этого состав маневровым локомотивом вытягивают на вытяжку, откуда путем осаживания и толчками вагоны распределяют по соответствующим путям сортировочного парка.
Составы поездов своего формирования собираются на путях накопления сортировочного парка. На эти же пути ставят вагоны, погруженные на станции или порожние для отправления. По накоплении вагонов на поезд выполняют операции по отправлению: списывают номера вагонов, включаемых в состав; подбирают документы на каждый вагон; составляют натурный лист; делают техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава; подают локомотив и проверяют исправность действия автоматических тормозов.
Для прохода локомотивов грузовых поездов в пункт экипировки иногда укладывают между приемо-отправочным и сортировочным парками или внутри приемо-отправочного парка специальные ходовые пути.
Схема участковой станции продольного типа (рис. 2) характерна последовательным расположением приемо-отправочных парков для нечетного и четного направлений движения поездов. Эти парки примыкают непосредственно к главным путям соответствующего движения, в связи с чем прием и отправление грузовых поездов всегда будет попутным, не вызывающим пересечения главного пути. В приведенной схеме приемо-отправочный парк для транзитных четных поездов П-0 II непосредственно связан с приемо-отправочным парком нечетного направления П-0 I и с сортировочным парком С. Сортировочный парк обычно устраивают общим для обоих направлений движения, в связи с чем грузовые поезда четного направления, имеющие переработку на станции, принимаются на специально выделенные пути в приемо-отправочном нечетном парке.
Технология обработки поездов на этой станции такая же, как и на станции поперечного типа. Принцип размещения основных элементов в схеме продольного и поперечного типа одинаков. При значительных размерах движения для уменьшения числа пересечений маршрутов иногда укладывают дополнительный, ^главный путь I а в обход локомотивного хозяйства.
Участковые станции поперечного типа проектируют на линиях III и IV категорий. На двухпутных линиях рекомендуются участковые станции с продольным и полупродольным расположением парков, к достоинствам которых относится меньший пробег поездных локомотивов при следовании их от поездов на экипировку и обратно, меньше враждебных маршрутов движения поездов.
На узловых участковых станциях должен быть обеспечен одновременный прием поездов со всех примыкающих направлений.
На электрифицированных железных дорог в пунктах стыка различных систем тока устраивают станции стыкования этих систем. Обычно это участковые станции с небольшим числом перерабатываемых поездов. При приеме или отправления поезда или подаче и уборке электровозов одновременно с установкой маршрута переключается и соответствующая группа секций контактной сети на ту или другую систему электрического тока.
При стыковании различных систем тока стремятся к сокращению длины участков путей и контактной сети, общих для обеих систем, так как это влияет на время их занятия и на пропускную способность станции. По этому наименьшая длина общих участков для разных систем тока будет на участковых станциях продольного типа, где достаточно оборудовать контактной сетью с двойным питанием центральную горловину станции.
Работа участковой станции в значительной степени зависит от её путевого развития, мощности и соответствия основных элементов заданной пропускной способности. Под пропускной способностью понимается наибольшее количество поездов, которое может быть пропущено через данную станцию за сутки (приемо-отправочные пути, станционные горловины, экипировочные устройства и др.).
Пропускная способность станции зависит от путевого развития, графика движения поездов на прилегающих к станции перегонах и от норм продолжительности отдельных операций по приему и отправлению поездов, т. е. от технологического процесса работы станции.
Наиболее часто пропускная способность участковых станций ограничивается приёмо-отправочными путями.